uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5

Развитие и коррекция речи аутичных детей



В настоящее время нет единой точки зрения на коррекционную работу логопеда с аутичными детьми.

Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.

Первый подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется. В случае западных подходов речь формируется, но она механическая, не гибкая, состоит из набора речевых штампов.

Отклонения в речевом развитии - один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам. Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, но в основном совпадают. Это:

  • Мутизм (отсутствие речи) значительной части детей;

  • Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;

  • Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;

  • Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);

  • Автономность речи;

  • Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»);

  • Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;

  • Нарушения грамматического строя речи;

  • Нарушения звукопроизношения;

  • Нарушения просодических компонентов речи.

Все эти знаки отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при РДА большинство из них имеет определенные характерные особенности.

Рассмотрим, как в рамках различных подходов происходит развитие и коррекция речи аутичных детей (делая ссылки на конкретные статьи и авторов).


Т. И. Морозова. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме

Проявления речевых расстройств при РДА многообразны и отличаются степенью выраженности. О. С. Никольская (1985) выделила четыре основные группы психического дизонтогенеза при РДА и дала психологическую характеристику особенностей речевой патологии детей каждой группы.


Характеристика раннего речевого развития

детей, страдающих РДА.


Группы аутистического дизонтогенеза

Этапы речевого развития (в мес)

доречевой этап

речевой этап

гуление

лепет

первые слова

первые фразы

I

2—4

4—7

8-12

11—16

II

3—5

5—11

12—24

14-36

III

2—4

3—8

8-12

12-18

IV

2—5

5-7

8—14

12—18


Нарушение некоторых компонентов речи

у детей с РДА, %


Исследуемые показатели

Распределение нарушений по группам РДА

I

II

III

IV

Фонематический слух




71

17

17

Звукопроизношение




57

73

100

Просодические компоненты




100

82

67

Грамматический строй




87

56

67


Работа по развитию речи у детей с РДА должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка, в ней следует учитывать особенности всей клинико-психологической структуры, характерной для той или иной группы РДА.

Основные задачи этой работы представляются следующими:

  • дифференциация речевых нарушений, обусловленных РДА и сопутствующими синдромами; установление эмоционального контакта с ребенком;

  • активизация речевой деятельности;

  • формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

  • развитие речи в обучающей ситуации.

Ближайшей задачей коррекционной работы с детьми, страдающими РДА, является адаптация в домашних условиях — для детей I группы; формирование уровня речевого развития, достаточного для введения в детский коллектив и обучения в школах различного типа,— для детей остальных групп.



следующая страница >>