uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ


Декан исторического факультета

________________В.П. Зиновьев

«____»_________________2011 г.


Рабочая программа




УТОПИИ И УТОПИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
(ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ)


Квалификация (степень) выпускника

Магистр


Программа «Методология исторического познания и историческое сознание»


Форма обучения

очная


Томск – 2011

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цели освоения учебной дисциплины

Сформировать глубокие и разносторонние представления об истории утопической мысли и утопизме в идеологических концепциях. Дать понимание о взаимодействии утопических идей с культурными, политическими и социально-психологическими тенденциями в развитии общества. Сформировать умение анализировать утопическое мышление и утопический дискурс в современном историческом сознании. Научить применять полученные знания в исследовательской и в экспертно-аналитической работе, в просветительской работе и работе в СМИ, в преподавании истории или обществознания в средней общеобразовательной школе.


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП магистратуры

Данная дисциплина входит в раздел «М.2.» «Профессиональный цикл. Вариативная часть» по направлению 030600 – история.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по всеобщей истории, истории отечества, культурологии, религиоведению, философии и социологии.

Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин профессионального цикла, ориентированных на изучение методологии истории и исторического сознания.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Понятия и концепции утопизма, историографию изучения утопической мысли

  • Знать творчество, деятельность и судьбу авторов утопистов

  • Социально-экономические и политико-идеологические тенденции, повлиявшие на развитие утопических идей и создание утопических произведений.

  • Этические и дискурсивно-литературные истоки утопических сюжетов и образов

Уметь:

  • Проводить исторические аналогии и типологии в процессе изучение творчества и деятельности авторов-утопистов.

  • Устанавливать влияние утопических идей и образов на развитие различных исторических процессов и социальных явлений, в том числе в актуальной современности.

  • Анализировать утопический дискурс в публицистике и СМИ.



Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История:

А) общекультурные (ОК):

- владеет культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

- осознает социальную значимость своей профессии (ОК-8);

Б) профессиональные (ПК)

– способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1);

– способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способен к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

– способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

– способен к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

– способен к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);


4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетные единицы, 54 часа.








Виды учебной работы (в час.)

Формы текущего контроля успеваемости

Номер и название тематического модуля

Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

лекции

практические занятия

семинары

СРС

I. Периодизация утопических произведений, исторические контексты утопического мышления и персонология утопистов:

1) Утопии эпохи Возрождения и раннего нового времени

II

1-5

1

6




8

Зачёт за работу на практиках

2) Утопизм в идеологии и культуре просвещения

II

6

1

 

1

3

аналитический доклад

3) Социальные утопии XIX века

II

7-8

1

 

2

3

аналитический доклад

4) Социальные утопии 1-й половины XX века

II

8-9

1

 

2

3

аналитический доклад

5) Идеологемы и концепты либерализма в антитоталитарных антиутопиях

II

9-10

1

 

2

4

аналитический доклад

II. Типология, антропология и идеология утопических идей, историография изучения утопизма

1) Типология утопизма и антропология утопизма

II

11-12

2

 

2

6

аналитический доклад

2) Историография изучения утопизма

II

14

1

 

1

3

итоговое тестирование




Итого

 

 

8

6

10

30

 

Форма итогового контроля знаний – зачет.

5. Образовательные технологии

Неимитационные методы обучения

Каждый учебно-тематический модуль начинается с неимитационных методов обучения (проблемные установочные лекции) для формирования ОК-1, ОК-8, ПК-1.

Проблемные лекции начинается с вопросов в контексте учебного курса, касающихся рефлексии над утопическими архетипами и стереотипами в историческом сознании, с постановки проблемы, касающихся форм проявления данных архетипов и стереотипов в разных исторических ситуациях и историографических традициях. Поставленную в начале лекции проблему необходимо решить в ходе изложения материала. Лекция строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. Обязателен диалог преподавателя и студентов.

Имитационные методы обучения

Каждый учебно-тематический модуль завершается двумя последовательными видами имитационных методов:

  1. Практические занятие с коллективным обсуждением и анализом классических утопических текстов, по общему перечню вопросов и критериев (см. приложение).

  2. Семинары с индивидуальными докладами по выбранным утопическим и антиутопическим текстам, с анализом на основе критериев и типов утопизма в изученных теоретических концепциях в соответствии с содержанием тематических блоков (см. приложение).

Семинары и практики формируют ПК-1, ПК-6, ПК-5, ПК-7, ПК-9, ПК-10.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

  • Методика учёта степени знания и понимания исторических источников

Используется в ходе семинарских занятий. Суть методики в систематичном, и формализованном учёте ответов студентов на вопросы к семинару по следующим критериям: безошибочность ответов, глубина знания источника, оперативность и полнота ответов, полнота, культура речи, убедительность аргументов, оригинальность мышления, способность к историческим обобщениям и историческим аналогиям, частота ответов, инициативность в комментариях и дополнениях к чужим ответам.

  • Методика промежуточных контрольных аналитических докладов

Используется в ходе практических занятий. Суть методики в оценке индивидуальной работы и доклада по анализу утопических текстов на основе изученных теоретических концепций утопизма (см. рекомендуемую литературу и Приложение). Критерии оценка аналогичны критериям для оценки ответов на семинарах. При этом весь доклад рассматривается как один развёрнутый ответ, а дополнительные вопросы в обязательном порядке задаются всеми слушателями доклада. Вопросы слушателей оцениваются как часть их семинарской работы.

  • Методика итоговых тестовых заданий

1-ое тестовое задание: учащимся предлагаются множество отрывков из разных утопических произведений и два полных перечня отдельно названий произведений, отдельно авторов произведений. Необходимо найти соответствия между отрывками из текстов, названием текста и автором текста, и указать примерный хронологический период или год написания текста.

2-ое тестовое задание: учащимся предлагаются набор из нескольких пар отрывков из теоретических исследований и концепций утопизма, с указанием автора концепции и названия текста, из которого взят отрывок. В каждой паре отрывков один аутентичен действительному содержанию текста, а другой дан со значительными смысловыми искажениями. Необходимо указать верный (не искажённый отрывок), соответствующий основным идеям соответствующей теоретической концепции.

Перечни изучаемых авторов и текстов см. в Приложении.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики:

Электронный учебный курс Бочаров А.В. "История Западной Европы в позднее средневековье" с электронной полнотекстовой библиотекой исторических источников и исторических исследований. http://klio.tsu.ru/renascence.htm


следующая страница >>