uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3


Утверждено:

решением педагогического

совета протокол №

от «16» мая 2009г.


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МОУ «Ломовская средняя

общеобразовательная школа»

на 2009 -2013 годы


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе развития

МОУ «Ломовская средняя общеобразовательная школа»


Программа развития школы разработана педагогичес­ким коллективом на период с 2010 по 2014 г. В програм­ме отражены тенденции развития школы, охарактери­зованы главные проблемы и задачи работы педагоги­ческого и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обра­зовательного процесса. Развитие школы в данный пе­риод предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полно­ценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.


1 ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ломовская средняя общеобразовательная школа» является правопреемником Ломовской средней школы.

В школе в 2010-2011 учебном году обучается 86 учащихся . Из них – 43

девочки и 43 мальчика. В школе 9 классов –комплектов: 1-4 классов-2, 5-9 классов-5, 10-11 классов –2..

Школа занимается в 1 смену. Начало занятий в 9.00. Продолжительность уроков – 45 минут. Школа работает в режиме пятидневной недели.


Контингент учащихся характеризуется следующим образом:

По национальному составу.

Большинство учащихся – русские и татары/

По социальному составу.

9 детей- опекаемые, детей из многодетных семей –30, из малообеспеченных –71; 12 ребенка воспитываются в неполных семьях; детей из рабочих семей –54 ; детей из семей служащих – 26 человек; у 4 учащихся родители занимаются частным и средним бизнесом ; детей, у которых родители нигде не работают -2. Учащихся, стоящих на учете в КДН, нет.

По успешности в работе.

По итогам 2009 года в 1-4-х классах – 1 отличник, обучаются на 4-5 - 9 человек,

неуспевающих – нет.

Среди учащихся 5-9 классов – 3 отличника, учатся на 4-5 – 10 , неуспевающих – нет.

В 10-11 классах — 2 отличника, 6 учащихся учатся на 4 и5, неуспевающих — нет.

Социум школы

В школе обучаются дети из 4 населённых пунктов: д. Ломь, д. Митрохи, д. Курмакаш, пос. Первомайский.

Школа расположена в д.Ломь – центр Ломовского сельского поселения. Близко к школе находятся ФАП, сельская библиотека, ДК, почта. Население в основном имеет низкий и средний достаток.


Характеристика педагогического коллектива

В школе работают 15 учителей. Из них - 10 с высшим образованием,5- со средним специальным. Учителей высшей категории – 0, первой категории- 5, 9 – второй категории. Звание « Отличник народного образования» имеют 2 человека.

В коллективе работает 1 пенсионер, 5 человек со стажем более 25 лет, 7– со стажем 15-25 лет, 1 человек – со стажем 5-10 лет, 1– со стажем до 5 лет.

Средний возраст учителей составляет 44,5 лет. В коллективе 1 мужчина, остальные- женщины.

Характеристика материальной базы

Школа имеет достаточно хорошую материальную базу .Здание школы введено в эксплуатацию в 1998 году, построено по типовому проекту на 192 учащихся. В школе – 12 кабинетов, спортивный зал, столовая на 60 посадочных мест, актовый зал, мастерская, кабинет обслуживающего труда, кабинет информатики, мобильный класс из 8 ноутбуков. Имеется выход в Интернет.

В школе имеется 2 диапроектора, 1 телевизор (видеодвойка), 1 DVD, 4 аудиомагнитофона, 1 цифровой фотоаппарат, копировальная техника (МФУ, принтеры), интерактивная доска.

Во всех кабинетах накоплен в достаточном количестве дидактический и раздаточный материал.

Спортивный зал оснащён спортивным оборудованием, гимнастическими снарядами, игровым оборудованием.


Особенности воспитательного процесса

На протяжении ряда лет в школе развиваются формы ученического самоуправления: Советы учащих­ся 2 и 3 ступеней.

Воспитательная работа включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетво­рению разнообразных потребностей школьников: вос­питательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздей­ствие на процесс развития

личности ребенка. Созда­ние воспитательной среды в рамках открытого инфор­мационного образовательного пространства школы предполагает:

  • корректировку учебного процесса, усиление гума­нитарной направленности всех учебных дисциплин;

  • изменение форм и методов учебной работы: пре­одоление пассивности школьников через дидакти­ческие ролевые игры, разнообразие форм обуче­ния, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;

  • ориентацию учащихся на вечные ценности, выра­женные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые охва­тывают основные аспекты жизнедеятельности и раз­вития личности и образуют основу воспитания;

  • создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка .

  • информацион­ном пространстве школы.

Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личнос­тных качеств и ключевых компетенций выпускника школы.

Всё в школе подчинено основной задаче: развивать способности и творческие возможности учителя и ученика. Этому способствует целенаправленная воспитательная

работа, которая строится на основе КТД, через творческие объединения детей. В школе работают детские объединения: «Патриот», «Очумелые ручки», «Спортивные игры», «Шахматы».


Большое значение в общей воспитательной системе педагогический коллектив видит

в сотрудничестве с родителями. Активно работает родительский комитет, попечительский совет.

Педагогический коллектив уделяет большое внимание работе с «трудными» подростками, создан и работает «Совет профилактики».


2. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ .


Выполняя требования к содержанию образования, учитывая желание родителей, школа создаёт условия для обеспечения самоопределения личности, качественного обучения и воспитания учащихся, заботится о состоянии здоровья учащихся.

Однако содержание и уровень знаний и умений, которыми должен владеть выпускник основной и средней школы , не удовлетворяет ни учителей, ни родителей.

Причиной появления этой проблемы является несовершенство школьных программ и учебных планов. Которые не учитывают индивидуальные особенности учащихся, их интересы. Содержание образования в начальной школе не требуют значительных

изменений, но необходимо применение новых педагогических технологий по улучшению техники чтения. Навыков счета и письма. Обнаружилось существенное несоответствие программ по математике на стыке 1 и 2 ступеней обучения ( в 5 классе).

Не удовлетворяет содержание образования по математике и в 7-9 классах ( необходимо выделить обязательный компонент понятий) . а также по русскому языку ( безграмотность).

Второй причиной проблемы качества успеваемости является недостаточное профессиональное мастерство молодых специалистов или их отсутствие. Поэтому необходимо кардинально изменить подход к организации методической работы с учителями , а также продумать систему повышения профессионального мастерства, обобщения педагогического опыта.

В-третьих, отсутствие системы индивидуализации обучения по способностям приводит к тому, что по одним методикам обучаются учащиеся репродуктивного и продуктивного уровня, больные дети. В результате « сильные» учащиеся не могут

реализовать свои способности, а « слабые» окончательно теряют интерес к учебе. Поэтому уже со 2 класса необходимо проводить дифференциацию по способностям и уровню обученности.

В – четвёртых, демографический спад, как следствие низкая наполняемость классов и слабое финансовое состояние в рамках подушевого финансирования, что является препятствием к развитию.

Структурирование и ранжирование проблем



  1. Проблема педагогических кадров ( недостаточность специалистов)

  2. Проблема создания материально-технической базы, отвечающей современным требованиям.

  3. Проблема отбора нового содержания образования и его методического обеспечения:

А) Корректировка учебного плана для сдвоенных классов

Б) Организация четкой взаимосвязи всех звеньев, задействованных в воспитательной работе.

  1. Сохранение здоровья учащихся, оказание им педагогической и психологической помощи.



Основанием для нового служат:

- модернизация системы образования РФ;

- стремление учащихся и их родителей получить в школе глубокие знания, соответствующие их индивидуальным запросам.


3. ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ


Цель образования в школе : выявление и развитие способностей каждого ученика,

формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой , творчески мыслящей

личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной

адаптироваться к условиям современной жизни. Она реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения, диагностики усвоения знаний и умений, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, перевода школы в режим развития. Дифференцированный, личностно- ориентированный подход осуществляется в учебно- воспитательном процессе через создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и реализации индивидуальных способностей каждого школьника.


Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие задачи :



  1. Формирование физически здоровой личности: предупреждение перегрузок

в учебном процессе ;оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей; привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, создание групп здоровья для ослабленных детей.

2. Развитие творческих способностей учащихся : выявление уровня развития творческих способностей детей с целью совершенствования программ по предметам;

создание творческой атмосферы в школе путем организации кружков, факультативов по предметам, проведения предметных олимпиад, недель; привлечение учащихся к творческим конкурсам в школе и вне её.

3. Формирование творчески работающего коллектива: обеспечение оптимальной нагрузки учителей; совершенствование работы методических объединений, организация освоения современных образовательных технологий и диагностика качества обучения; организация публикации творческих работ учителей; проведение семинаров по обмену опытом; стимулирование творческих поисков учителей.

4. Организация учебно- воспитательного процесса : совершенствование учебного плана и учебных программ; разработка оптимального сочетания базового и

дополнительного профильного образования в старших классах; развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей; совершенствование лекционно- семинарской системы занятий, дифференцирование творческих поисков учителей.

5. Воспитательная работа: создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного коллектива; формирование органов ученического самоуправления; совершенствование системы работы классных руководителей; формирование и закрепление традиций ; усиление воспитательного потенциала уроков.

6. Совершенствование системы управления школой: усиление горизонтальных и вертикальных связей между всеми управляющими звеньями; совершенствование системы привлечения внебюджетных средств, создание банка информации, на основе которого можно точно анализировать и корректировать образовательную ситуацию в школе; оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации.


Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

Социальный заказ мы понимаем как спрогнозирован­ный комплекс общих требований общества к школь­нику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формирова­нии социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относят­ся следующие направления:

  • оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

  • усиление роли социально-гуманитарного цикла дис­циплин, способствующих

формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интег­рации в мировую культуру;

  • обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

  • совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки каче­ства образования;

  • информатизация образовательной практики, фор­мирование функциональной информационной гра­мотности выпускников как основы информационной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений показыва­ет, что они являются актуальными и востребованны­ми участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как откры­тое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

  • возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования.

  • качественную подготовку школьников к поступле­нию а учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

  • начальную профессиональную подготовку учащих­ся третей ступени школы;

  • интересный досуг детей;

а также создавала условия для:

  • удовлетворения интересов и развития разнообраз­ных способностей школьников;

  • формирования информационной грамотности и овладения современными информационными техно­логиями;

  • сохранения и укрепления здоровья детей. Учащиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно учиться;

  • имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной дея­тельности, общения, самореализации.

  • была возможность получить качественное среднее образование;

  • имелись условия для освоения современных инфор­мационных технологий.

Педагоги ожидают:

  • создания в школе комфортных психолого-педаго­гических и материальных условий для осуществле­ния профессиональной деятельности;

  • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  • создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, можно выявить те потенциальные результаты, к достижению ко­торых должна стремиться школа и которые, по сути; определяют стратегические направления ее раз­вития. Таковыми являются:

  • модернизация содержательной и технологичес­кой сторон образовательного процесса в школе;




  • создание в рамках школы открытого информа­ционного образовательного пространства;

  • создание условий, обеспечивающих личност­ный рост всех субъектов образовательного про­цесса;

  • внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педа­гогического сопровождения учащихся.

Данные стратегические направления развития шко­лы являются общими и требуют конкретизации, т.е: выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высо­кие результаты в развитии школы по данным направ­лениям явятся показателем достижения нового ка­чества образования.



следующая страница >>