uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3 4
Программа

курса по выбору

по информатике

для учащихся 10-11 классов


Элективный курс

«Издательская система LaTeX»


Автор программы

Лисякова Алена Васильевна,

учитель информатики и ИКТ

второй квалификационной категории

МОУ СОШ №6

города Киренска

Иркутской области


2010 год

Элективный курс «Издательская система LaTeX»

На сегодняшний день количество авторских элективных курсов увеличивается. Среди большого числа элективных курсов можно встретить курсы, направленные на изучение издательских систем. В основном, связаны они с работой в программах Microsoft Word, Microsoft Publisher и Page Maker.

Элективный курс «Машинопись в редакторе MS-WORD» (автор Н.О. Курганова) рассчитан на обучение учеников беглому набору текста, предлагается для учащихся 10-11 классов.

Интегрированный элективный курс «Издательское дело», автором которого является С.В.Тарасова, учитель информатики МОУ СОШ №2 г. Кудымкара, знакомит  учащихся с текстами разных стилей и жанров, с основами их создания и редактирования, а также с особенностями подготовки газет (макет, дизайн, афиша, содержание). Из общего количества часов курса (70 часов) на изучение издательской системы Microsoft Publisher отводится 11 часов. На наш взгляд такого количества часов не достаточно, для формирования навыков работы в данной системе.

Элективный курс «Компьютер для журналиста» (автор С. В. Крячко, учитель СОШ № 14 «Зеленый шум» г. Волжского, 35 часов) направлен на выработку устойчивых навыков использования компьютерных технологий в журналистской деятельности. В ходе изучения данного курса дети знакомятся с издательскими системами Microsoft Word и Page Maker. Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется метод проектов, игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные способы работы и другие элементы личностно-ориентированных технологий обучения. Перечисленные элективные курсы направлены на изучение издательских систем, которые не позволяют достичь высокого качества полиграфии.

В известной нам литературе и публикациях не предусмотрено изучение компьютерной издательской системы LaTeX, поэтому необходимо разработать элективный курс, посвященный изучению издательской системы LaTeX.

Пояснительная записка

Место курса в образовательном процессе:

Одна из задач школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.

Элективный курс «Издательская система LaTeX» является предметом по выбору для учащихся 10 или 11 класса физико-математического или филологического профиля. Данный элективный курс относится к предметно-ориентированному (информатика) типу профильных курсов и предназначен для учеников, которые интересуются процессом верстки текста с помощью издательских систем.

Разработанный элективный курс направлен на изучение издательской системы LATEX. Курс рассчитан на 20 часов, которые проводятся по одному часу в неделю.

Цель курса:

  • дать представление об издательской системе LaTeX и о способах создания и верстки текста.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с назначением, основными и дополнительными возможностями издательской системой LaTeX;

  • сформировать навыки работы с издательской системой LaTeX;

  • научить выполнять верстку текста;

  • привить навыки работы с издательской системой LaTeX.

Требования, предъявляемые к ЗУН перед изучением данного курса:

  • учащиеся должны знать базовый курс информатики.


Тематическое планирование элективного курса



Тема занятия

Лекция

Практика

Кол-во часов

1

Издательская система LaTeX. История создания TeX и LaTeX.

1

-


1

2

Этапы создания документа в LaTeX.

1

-

1

3

Интерфейс редактора WinShell.

-

1

1

4

Печатный документ. Структура документа.

1

1

2

5

Форматирование текста. Основные команды форматирования.

Команды позиционирования.

Списки.

1

2

3

6

Таблицы в LaTeX.

1

1

2

7

Математика в LaTeX.

2

2

4

8

Графика в LaTeX.

2

2

4

19

Библиография. Создание списка литературы.

0.5

0.5

1

20

Контрольный тест. Зачетная работа.

Контроль

1




Всего:

20


Данная программа содержит пять основных блоков:

  1. Знакомство с издательской системой LaTeX. Интерфейс редактора WinShell.

  2. Текст.

  3. Таблицы.

  4. Математические формулы.

  5. Графика и цвет.

Форма контроля уровня достижений учащихся.

  • на каждом занятии, кроме общих заданий, выполняемых с учителем, предлагаются самостоятельные задания. В течение курса выполняется проверка и оценивание самостоятельных частей.

  • итоговый контроль проводится в конце курса. Он имеет форму тестирования и выполнения зачетного задания. Тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса.

Образовательные результаты:

Учащиеся будут знать:

  • возможности издательской системы LaTeX;

  • отличия LaTeX от других издательских систем;

  • преимущества и недостатки LaTeX;

  • основные понятия языка LaTeX;

  • технологию работы редактора WinShell;

Учащиеся будут уметь:

  • запускать редактор WinShell и пользоваться его инструментами;

  • выполнять набор и верстку текста;

  • выполнять набор математических формул;

  • работать с графикой и цветом;

  • создавать документы в PS и PDF формате;

Требования к аппаратному и программному обеспечению:

  • программа MiKTeX;

  • редактор WinShell.

Учебно-методический комплект включает:

  • педагогическое программное средство (ППС) «Издательская система LaTeX».

  • содержание лабораторных работ. Смотреть Приложение 1.

  • содержание контрольного теста и ключи его обработки. Приложение 2.

  • содержание трех вариантов зачетных заданий. Смотрите Приложение 3.

  • инструкцию по установке программы LaTeX и редактора WinShell. Приложение 4.

Содержание занятий

При преподавании элективного курса «Издательская система LaTeX» не рекомендуется отделять теорию от практики. На некоторых практических занятиях сначала необходимо дать теоретический материал, затем закрепить выполнением лабораторной работы. Выполнение лабораторных работ учитель оценивает по ходу занятия. Обучение в издательской системе рекомендуется проводить в строго указанной последовательности занятий.

Лекции:

Тема: Издательская система LaTeX. История создания TeX и LaTeX.

Занятие 1. Издательская система LaTeX. История создания TeX и LaTeX.

Цель: рассказать учащимся об издательской системе LaTeX, о её назначении, об истории создания системы, о преимуществах и недостатках системы, о компонентах. Познакомить с электронным приложением. Рассмотреть с учащимися тему «Издательская система LaTeX» по электронному учебнику.

Тема: Этапы создания документа в LaTeX.

Занятие 2. Этапы создания документа в LaTeX.

Цель: раскрыть основные этапы создания LaTeX документа. Познакомить с алфавитом, командами, процедурами, окружениями, группами в LaTeX. Рассмотреть с учащимися тему «Характеристики издательской системы» по электронному учебнику.

Тема: Печатный документ. Структура документа.

Занятие 3. Печатный документ. Структура документа.

Цель: познакомить с понятием преамбула и её командами, рассмотреть команды основного документа. Рассмотреть с учащимися тему «Преамбула и тело документа» по электронному учебнику.

Тема: Форматирование текста. Основные команды форматирования.

Команды позиционирования. Списки.

Занятие 4. Форматирование текста. Основные команды форматирования.

Цель: познакомить с командами форматирования текста. Рассмотреть с учащимися тему «Набор текста в LaTeX» по электронному учебнику. Научить изменять начертание и размер шрифта текста. Выполнить лабораторную работу №3.

Занятие 5. Форматирование текста, команды позиционирования.

Цель: рассказать о командах позиционирования текста. Рассмотреть с учащимися тему «Позиционирование текста» по электронному учебнику. Научить выполнять выравнивание текста. Выполнить лабораторную работу №4.

Занятие 6. Создание списков. Нумерованные и маркированные списки.

Цель: познакомить с понятием список, видами списков, а также с командами создания списка. Рассмотреть с учащимися тему «Списки» по электронному учебнику. Научить создавать списки различного вида. Выполнить лабораторную работу №5.

Тема: Таблицы в LaTeX.

Занятие 7. Таблицы в LaTeX.

Цель: раскрыть основные команды LaTeX для построения таблиц. Рассмотреть с учащимися тему «Таблицы в LaTeX» по электронному учебнику.

Тема: Математика в LaTeX.

Занятие 8. Математика в LaTeX.

Цель: раскрыть основные виды формул. Познакомить с командами и процедурами создания формул. Рассмотреть с учащимися тему «Математика в LaTeX» по электронному учебнику.

Занятие 9. Создание формул. Индексы, дроби и корни в формуле.

Цель: познакомить с командами для отображения индексов, дробей и корней в формуле. Рассмотреть с учащимися тему «Индексы, дроби и корни в формуле» по электронному учебнику. Научить правильно, выполнять набор формул. Выполнить лабораторную работу №7.

Занятие 10. Создание формул. Суммы, пределы и интегралы в формуле.

Цель: дать представление о командах для набора формул содержащих суммы, пределы и интегралы. Рассмотреть с учащимися тему «Суммы, пределы и интегралы в формуле» по электронному учебнику. Научить правильно, выполнять набор текста математического содержания. Выполнить лабораторную работу №8.

Занятие 11. Матрицы. Создание матриц

Цель: познакомить с командами для построения матриц. Рассмотреть с учащимися тему «Матрицы» в электронном учебнике. Научить учащихся выполнять построение матриц. Выполнить лабораторную работу №9.

Тема: Графика в LaTeX.

Занятие 12. Графика в LaTeX.

Цель: познакомить с понятием бокс, видами боксов. Рассмотреть команды создания графических боксов. Рассмотреть с учащимися тему «Боксы в LaTeX» в электронном учебнике.

Занятие 13. Импорт графических изображений.

Цель: познакомить с пакетами для работы с графическими изображениями, с форматами импортируемых изображений, и с командами для вставки графических изображений. Рассмотреть с учащимися тему «Графика и цвет в LaTeX» в электронном учебнике.

Тема: Библиография. Создание списка литературы.

Занятие 14. Библиография. Создание списка литературы.

Цель: познакомить с процедурой для составления списка литературы. Рассмотреть с учащимися тему «Библиография. Список литературы» в электронном учебнике. Научить учащихся создавать список литературы.

Практика:

Лабораторная работа №1. Интерфейс редактора WinShell.

Лабораторная работа №2. Печатный документ. Формирование структуры документа.

Лабораторная работа №3. Основные команды форматирования.

Лабораторная работа №4. Команды позиционирования.

Лабораторная работа №5. Нумерованные и маркированные списки.

Лабораторная работа №6. Создание таблиц.

Лабораторная работа №7. Индексы, дроби и корни в формуле.

Лабораторная работа №8. Суммы, пределы и интегралы в формуле.

Лабораторная работа №9. Создание матриц.

Лабораторная работа №10. Построение графических изображений.

Лабораторная работа №11. Обобщающий урок по теме «Графика в LaTeX».

Лабораторная работа №12. Создание списка литературы.

Содержание лабораторных работ смотреть в Приложении 1.


Описание педагогического программного средства

«Издательская система LaTeX»

Педагогическое программное средство предназначено для обучения учащихся 10-11 классов физико-математического или филологического профиля по теме «Издательская система LaTeX».

ППС предоставляет возможность учащимся всегда самостоятельно изучить пропущенный или неосвоенный материал, систематизировать необходимый материал. Также в данной среде имеется материал для учителя (теоретический, практический материал, задания для проверки – тест и зачетные работы) который включает содержание курса «Издательская система LaTeX». Программное педагогическое средство представлено в отдельном приложении.

Для обеспечения корректной работы ППС необходимо организовать рекомендуемые системные требования:

  • Процессор не ниже Pentium IV;

  • Наличие CD-ROM;

  • Операционная система Windows XP;

  • Версия MS Office не ниже 2003;

  • Версия Internet Explorer не ниже 4.




следующая страница >>