uzluga.ru
добавить свой файл
1

МОУ СОШ № 3 г. Комсомольск-на-Амуре

Программа

воспитательной работы

« Поколение NEXT»

на 2011 – 2016 гг.


Паспорт программы

Наименование программы: «Поколение NEXT».

Срок реализации программы: 2011г. - 2016г.

Разработчик программы: Сафонова Ольга Вячеславовна,

классный руководитель 5Б кл.,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 3

г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.

Целевые ориентиры программы:

  • содействие развитию способностей детей, проявлению их индивидуальности;

  • формирование у детей авторского отношения к себе, своему бытию, социальному окружению;

  • обучение детей умениям и навыкам самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения и саморефлексии;

  • формирование гражданско-патриотических качеств личности;

  • формирование культуры здоровья.

Исполнители: классный коллектив, кл. руководитель,

коллектив родителей обучающихся.

Пояснительная записка


Как познать себя самого?

Отнюдь не созерцанием, только действиями.

И. Гете

Ученые убедительно доказали, что индивидуальность – это высший уровень (кульминационный этап) развития человека.

Эффективным педагогическим средством развития индивидуальности может стать комплексная форма «Поколение NEXT», участники которой создают в 5-м классе строительную компанию «Стройград» для возведения «Города наших «Я»». Образ города с его самобытностью и уникальностью соответствует своеобразию каждого ребенка. Строительство города сопоставимо с самостроительством и самовыражением ученика.

Комплексная форма – явление многогранное, целостное, все его структурные элементы взаимосвязаны и взаимозависимы.

В современных условиях поставленная цель и задачи воспитательного процесса требуют особого отношения к роли классного руководителя. Главное в воспитательной работе – характер взаимодействия классного руководителя и воспитанников. Эти отношения основаны на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей.

Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива.

Культуросозидающая роль программы – воспитание гражданственности и патриотизма.

Цель воспитательной программы – воспитание духовно-нравственной личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

Задачи программы воспитания:

  1. воспитание желания и стремления к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;

  2. формирование гражданско-патриотических качеств личности;

  3. развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;

  4. формирование культуры здоровья.


Программа воспитательной работы разработана как целостная система и включает в себя принципы, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия.

Основные принципы программы:

  • Принцип целостности воспитания. Научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального.

  • Принцип воспитания творческой личности. Все дети талантливы, только талант у каждого свой. Позиция классного руководителя – доверие, опора на имеющийся у ребенка потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

  • Принцип опоры на ученическое самоуправление. Создание условий для социального становления учащихся. Создание обстановки, при которой ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

  • Принцип сотрудничества. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

Рекомендации по реализации программы «Поколение NEXT».

Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – познавательные мероприятия, походы, экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.

Программа рассчитана на период 2011-2016гг. в процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам мониторинга, диагностик, анализа), включаться новые мероприятия.

Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо создавать библиотечку методической, научно-популярной литературы, материалов периодических изданий, интернет-ресурсов по направлениям воспитательной работы.

Сотрудничество со школьными службами: социально-психологической, медицинской.

Сотрудничество с организациями, учреждениями культуры и учреждениями дополнительного образования:

  • музыкальная школа;

  • художественная школа;

  • дом детского творчества детей и молодежи;

  • СК «Смена»;

  • ДЮЦ «Дземги»;

  • художественный музей;

  • краеведческий музей;

  • драматический театр;

  • туристическое бюро «Хабаровсктурист» и др.



Направления реализации программы «Наше новое поколение»:

  1. работа органов самоуправления;

  2. трудовое воспитание;

  3. патриотическое и гражданское воспитание;

  4. развитие индивидуальных творческих способностей, ценностно-ориентационная деятельность;

  5. профилактика правонарушений и безнадзорности;

  6. коллективное дело компании «Стройград»;

  7. работа с семьей, родителями;

  8. формирование культуры здоровья.

Этапы реализации.

этап

сроки

класс

задачи этапа

1 этап

2011-2012 уч. г.

5

  1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.

  1. Формирование начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

  1. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

2 этап

2012-2014 уч.г.

6 - 7

1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей. 

3. Развитие условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования. 

4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек. 

3 этап

2014-2016 уч.г.

8 - 9

1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам. 

2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции. 

3. Формирование стремления более глубокого самопознания, самосовершенствования, самоопределения. 

4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.



Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии.

Используются следующие виды деятельности: познавательная, игровая, спортивная, творческая, коммуникативная, досуговая, общественно-организаторская, предпрофильная.


Алгоритм совместной и индивидуальной деятельности

в рамках комплексной формы «Стройград»


класс

Название этапа

Главный ориентир

Название ключевого дела

Форма проведения дела

5

«Домик моего Я»

Оказание помощи детям в осознании неповторимости своего «я»

Домик моего «Я»

самопрезентация

Мастерская Деда Мороза

Творческая мастерская

Моя родословная

Галерея

Чем богаты, тем и рады

Рекламная кампания

6

Парк успехов и достижений

Содействие детям в проявлении их индивидуальности

Фонтан идей

Проектная мастерская

Волшебная скамейка

Час размышлений

Чтобы узнать, какими мы стали, загляните в наш классный альбом

Вечер-портрет

7

Фитнес-центр «Гармония духа и тела»

Создание условий для внутреннего и внешнего самосовершенствования учащихся

Мой дневник

Мастерская

Моя высота

Путешествие по карте индивидуального развития

Здоровей-ка!

Акция

8

Трамвай желаний

Развитие у учащихся навыков деятельности по самопознанию, самоопределению и самостроительству

Перекресток моих дорог

Вернисаж творческих работ

Дороги, которые мы выбираем

Час размышлений

Остановка по требованию

Интернет-кафе

Музей моего «Я»

Экскурсия

9

Мост моего выбора

Формирование у подростков способности к самосовершенствованию, адекватного выбора профессии

Мир профессий

Ярмарка

Мост моего выбора

Защита проектов

Звездный фейерверк

Шоу



Самоуправление класса.

Принципы жизнедеятельности классного коллектива: 
Познай себя – это интересно!
 
Сотвори себя – это необходимо!
 
Утверди себя – это возможно!
 
Прояви себя – это реально!
 

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов. 
Принципы деятельности органов самоуправления: 
- добровольность;
 
- демократизм;
 
- гуманизм;
 
- социальная направленность;
 
- творчество;
 
- разновариативность;
 
- самостоятельность.
 
Для реализации данных принципов необходимо:
 
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
 
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
 
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.


Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. 
Структура самоуправления класса:
 
Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

Классное собрание избирает: 
совет класса; 
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
 
• решает вопросы жизни классного коллектива;
 
• утверждает общественные поручения;
 
• слушает отчеты об их исполнении;
 
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
 
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.
 

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. 

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях. Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора: 
Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. 
Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению класса. 
Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению России от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за подготовку и участие класса в ежегодном смотре песни и строя. 
Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы. 
Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизни класса, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах. 
Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе. 
Сектор «Труда и заботы» - организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников. 

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий. 

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета: 
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
 
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
 
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
 
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
 

Таким образом, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.


Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания. 


Для исследования эффективности программы воспитания «Поколение NEXT» целесообразно использовать следующие критерии: 
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
 
2. Уровень воспитанности;
 
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
 
4. Формирование мотивации к обучению;
 
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
 
Для изучения эффективности программы воспитания используются: 
различные методики диагностики;
 
• беседы с учащимися;
 
• наблюдения;
 
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою
 
позицию.
 


Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели: 

• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития. 
• Активная гражданская позиция.
 
• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
 
• Творческая активность обучающихся во всех видах деятельности.



Литература

  1. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989.

  2. П/р Степанова Е.Н., Барановой Е.И. Воспитательные дела в классе.– М.: Творческий центр Сфера, 2009г.

  3. Шаталов В.Ф. Точка опоры.– М.: Педагогика, 1987г.