uzluga.ru
добавить свой файл
1
ДВИГАТЕЛЬ КамАЗ 6540

ДВИГАТЕЛЬ КамАЗ-6540


При СТО необходимо снимать турбокомпрессор с двигателя для очистки внутренних поверхностей от отложений и промывки в дизельном топливе. При этом надо проверить целостность лопаток и отсутствие погнутостей. Лопатки надо очищать волосяной щеткой.


Рекомендуемые режимы работы двигателя с турбонаддувом.


1. При движении на затяжных подъемах и в горных условиях необходимо выбирать такой режим работы двигателя, чтобы не допустить падения оборотов ниже 1200-1600 мин-1.


2. Во избежание подсоса масла из турбокомпрессоров и попадания его в цилиндры двигателя и на проточные части компрессора и турбины НЕ ДОПУСКАЙТЕ длительной работы двигателя в режиме холостого хода. Это приводит к закоксовыванию поршневых колец, загрязненности проточной части компрессора и нагарообразованию на проточной части турбины.


При вынужденной работе двигателя на оборотах холостого хода (прогрев, накачка воздуха в ресиверы тормозной системы и т.п.) необходимо поддерживать частоту вращения 1200-1600 мин-1.


3. Перед остановом двигателя после работы под нагрузкой обязательно проработайте не менее трех минут в режиме холостого хода во избежание перегрева подшипников турбокомпрессора и закоксовывания узла уплотнения ротора.


Резкий останов двигателя после работы под нагрузкой КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.


Дополнительно к регламентным работам по техническому обслуживанию указанным в Сервисной книжке:

- при ежедневном техническом обслуживании (ТО) проверить отсутствие течи из масляной магистрали турбокомпрессора;

- при сервисе 1 и 2 проверять на слух работу турбокомпрессоров, легкость вращения роторов, крепление;

- при сезонном ТО очищать турбокомпрессоры.


ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА


Для двигателей 7403.10, 0, 740.11, 740.20:


1. Выключите подачу топлива.


2. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления и ломиком из комплекта инструмента через люк проверните маховик до совмещения меток на корпусах топливного насоса высокого давления и автоматической муфты опережения впрыскивания топлива.


3. Проверните маховик на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке).


4. Опустите фиксатор маховика и проверните маховик по ходу вращения до его фиксации. Если в этот момент все метки совместились, то угол опережения впрыскивания установлен правильно, фиксатор поднимите.


5. Если метки не совместятся:


- ослабьте верхний болт ведомой полумуфты привода, проверните маховик по ходу вращения (против часовой стрелки), ослабьте второй болт;


- опустите фиксатор и поверните маховик по ходу вращения до фиксации;


- медленно проворачивайте муфту за фланец ведомой полумуфты по ходу вращения до совмещения меток. Закрепите верхний болт полумуфты привода, поднимите фиксатор, проверните маховик и закрепите второй болт.


6. Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указано в п. 4.


Для двигателей 740.30:


1. Выключите подачу топлива.


2. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления и ломиком из комплекта инструмента через люк проверните маховик до совмещения указателя на корпусе ТНВД и метки на фланце ведомой полумуфты.


3. Проверните маховик на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке).


4. Опустите фиксатор маховика и проверните маховик по ходу вращения до его фиксации. Если в этот момент указатель на корпусе ТНВД и метка на фланце ведомой полумуфты совместились, то угол опережения впрыскивания установлен правильно, фиксатор поднимите.


5. Если указатель и метка не совместятся:

- ослабьте болты ведомой полумуфты привода;

- разверните фланец ведомой полумуфты привода ТНВД в направлении, обратном ее вращению до упора болтов в стенки пазов (рабочее вращение вала ТНВД правое, т.е по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода насоса).

- медленно поворачивайте фланец ведомой полумуфты в направлении вращения привода ТНВД до совмещения указателя на корпусе ТНВД с меткой на фланце ведомой полумуфты. Закрепите болты ведомой полумуфты привода, поднимите фиксатор.


6. Проверьте правильность установки угла опережения впрыскивания, как указано в п. 4.


ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ В МЕХАНИЗМЕ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ


Проверяйте тепловые зазоры на холодном двигателе не ранее чем через 30 мин после останова в таком порядке:


1. Выключите подачу топлива.


2. Снимите крышки головок цилиндров, не повредив прокладки.


3. Проверьте затяжку болтов крепления головок цилиндров. Предельный момент затяжки болтов 186— 206 Н- м (19—21 кгс- м) проверяйте в порядке возрастания номеров от 1 к — 4, при необходимости подтяните.


4. Оттяните фиксатор смонтированный на картере маховика, поверните его на 90° и установите в нижнее положение.


5. Снимите крышку люка в нижней части картера сцепления (для проворота маховика ломиком).


6. Проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, установите его в такое положение, при котором фиксатор под действием пружины войдет в зацепление с маховиком. При этом для двигателей 7403.10, 740.11, 740.20 метки на торце корпуса ТНВД и муфте опережения впрыскивания топлива в приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать. Для двигателей 740.30 указатель на корпусе ТНВД и метка на фланце ведомой полумуфты в приводе топливного насоса высокого давления должны совпадать. Это положение коленчатого вала соотвествует началу подачи топлива в первом цилиндре.


7. Если вышеперечисленных в п. 6 совпадений не происходит, необходимо, выведя фиксатор из зацепления с маховиком, провернуть коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор должен вновь войти в зацепление с маховиком. Проворачивать коленчатый вал нужно ломиком, вставляя его в отверстия, расположенные по периферии маховика. Поворот маховика на угол, равный промежутку между двумя соседними отверстиями, соответствует повороту коленчатого вала на 30°. Оттяните фиксатор, преодолев усилие пружины, поверните его на 90° и установите в верхнее положение. поверните коленчатый вал на угол 60°, установив его тем самым в положение I. В этом положении клапаны регулируемых цилиндров (первого и пятого) закрыты (штанги указанных цилиндров должны легко проворачиваться от руки).


8. Проверьте динамометрическим ключом момент затяжки гаек крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров. Он должен быть в пределах 41,2—53 Н.м (4,2—5,4кгс.м); проверьте щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов регулируемых цилиндров. Если они не укладываются в указанные выше пределы, их надо отрегулировать; для регулировки зазора необходимо ослабить контровочную гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп нужной толщины и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор.


9. Придерживая винт отверткой, затяните гайку и проверьте величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм для впускного клапана(передние клапаны правого ряда головок) и 0,35 мм для выпускного клапана (передние клапаны левого ряда головок)должен проходить свободно, а толщиной 0,30 мм для впускного и 0,40 мм для выпускного — с усилием. Момент затяжки регулировочного винта должен быть равен 33—41 Н.м (3,4—4,2 кгс.м).


10. Дальнейшую регулировку зазоров в клапанном механизме следует производить попарно в цилиндрах 4-м и 2-м (II положение), 6-м и 3-м (III положение), 7-м и 8-м (IV положение), поворачивая коленчатый вал каждый раз на 1800.


11 Пустите двигатель и послушайте его работу, При правильно отрегулированных зазорах не должно быть стука в механизме газораспределения.


12. Установите крышки люка картера сцепления и головок цилиндров.


РЕЖИМ РАБОТЫ ГИДРОМУФТЫ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА


Включатель гидромуфты обеспечивает три режима работы:


1. Автоматический (положение А)— вентилятор включается автоматически при повышении температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель до 85—90 °С.


2. Вентилятор отключен (положение 0}. При этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой под действием сил трения, возникающих при вращении подшипников и манжеты.

3. Вентилятор включен постоянно (положение П) При этом вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала, независимо от температуры охлаждающей жидкости . Основной режим работы гидромуфты — автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в положение П и при первой возможности устраните неисправность включателя.


На автомобилях, укомплектованных двигателями 740.20 и 740.31, применяется вентилятор с вязкостной муфтой привода, которая размещается в ступице вентилятора. Включение вентилятора происходит автоматически при достижении температуры воздуха на выходе из вентилятора 61…67 °С. Отключение происходит при понижении температуры воздуха до 40…45 °С.


ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ


Очищайте фильтрующий элемент воздухоочистителя продувкой или промывкой не более шести раз.


Продувка целесообразна в случае загрязнения фильтрующего картона пылью без сажи. Продуйте фильтрующий элемент сухим сжатым воздухом (см. рисунок) под давлением не более 300 кПа (3 кгс/ см2) до полного удаления пыли.


При наличии налета пыли на внутренней стороне фильтрующего элемента, а также при наличии разрывов или других сквозных повреждений картона замените фильтрующий элемент.


Промывка (не более трех раз), применяется при загрязнении фильтрующего картона пылью, сажей, маслом. топливом.


Промывайте фильтрующий элемент 25—30 мин в теплом (40— 50 °С) водном растворе моющих средств, приготовленном из расчета 10—25 г бытового стирального порошка на 1 л воды. Окончательно промойте фильтрующий элемент в чистой воде и просушите его горячим (не более 50 °С) воздухом.


Проверяйте герметичность впускного тракта от воздухоочистителя к двигателю при помощи заглушки. в таком порядке:


1. Установите корпус 8 заглушки в корпус 4 воздухоочистителя и закрепите гайкой, используя плоскую шайбу с паронитовой или резиновой прокладкой 7.


2. Разместите дымообразующий материал, например, промасленную ветошь, в скобе 5 горловины и подожгите ее, с началом интенсивного дымообразования вставьте скобу в горловину и плотно закройте крышкой 6. Заполните систему воздухом.


3. Источником сжатого воздуха могут служить ручной шинный насос, пневмосистема автомобиля или промышленная сеть сжатого воздуха с давлением, не превышающим 0,8 МПа (8 кгс/см3). Сжатый воздух из ресивера автомобиля или промышленной сети подводится через соединительный патрубок 3 и регулятор 2 давления, который автоматически понижает давление до 0,01—0,02 МПа (0.1—0,2 кгс/см).


При отборе сжатого воздуха от ресиверов автомобиля КамАЗ можно использовать шланг для накачки шин, который подсоединяется к регулятору давления через переходник 1.


Места неплотностей определяйте по выходящему дыму. Если дым не выходит в течение 3 мин, то впускной тракт герметичен. Разгерметизация системы впуска воздуха и подсос неочищенного воздуха сокращают срок службы двигателя в десятки раз.


Очистку бункера проводите по показаниям индикатора засоренности воздухоочистителя.


Индикатор засоренности воздухоочистителя установлен в кабине на панели приборов.


Для повышения эффективности очистки воздуха, поступающего в двигатель, и увеличения ресурса фильтрующего элемента предусмотрена установка предочистителя в воздухоочиститель.


Для восстановления работоспособности предочистителя снимите его с фильтрующего элемента и выстирайте в теплом (40—50 °С) водном растворе нейтральных моющих средств с последующим прополаскиванием в чистой воде. Сушите воздухом с температурой не выше 60 °С При температуре окружающего воздуха выше О °С допускается установка влажного предочистителя, при этом частота вращения коленчатого вала двигателя в течение 10—15 мин не должна превышать 1000 мин-1.


Очищайте запыленный предочиститель, без копоти и сажи, встряхиванием или продувкой сжатым воздухом.


ЗАМЕНА ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИЛЬТРА ОЧИСТКИ МАСЛА


Заменяйте фильтрующие элементы фильтра очистки масла при сервисе 2 или по сигналу индикатора засоренности в таком порядке:


Для двигателей 7403.10:


1. Выверните пробки 1 сливных отверстий и слейте масло в емкость;


2. Выверните болты 2 крепления колпаков фильтра и снимите колпаки вместе с элементами.


3. Выньте фильтрующие элементы ;


4. Промойте дизельным топливом внутреннюю полость колпаков;


5. Замените фильтрующие элементы, залейте в каждый колпак по 1 л чистого моторного масла и соберите фильтр.


Для двигателей 740.11, 740.20, 740.30:


1. Выверните сливные пробки на обоих колпаках и слейте масло в емкость;


2 .Отверните колпаки "от руки" или специальным ключом за ребра, или ключом S=27 за бобышку;


3. Выньте элементы из колпаков;


4. Промойте дизельным топливом внутреннюю полость колпаков;


5. Установите новые - в большой колпак (ближе к вентилятору), частичнопоточный - в меньший (фильтроэлементы не взаимозаменяемые); рекомендуется при обслуживании использовать фильтроэлементы: 7405.1012040 (полнопоточный) и 7405.1017040 (частичнопоточный), изготавливаемые предприятиями, имеющими официальное заключение ОАО "КАМАЗ" на поставку в запасные части. Фильтроэлементы двигателей моделей 740.10 и 740.11 не взаимозаменяемые. Далее залейте в каждый колпак по 1л чистого моторного масла и, завернув колпаки в корпус "от руки" или ключом моментом 20-30 Н.м (2-3 кгс.м), соберите фильтр.

Для двигателей любых моделей:


6. Долейте масло до отметки «В» измерительного щупа через маслозаливную горловину.


7. Проверьте, нет ли течи масла в соединениях фильтра при работающем двигателе. При обнаружении подтекания подтяните болты крепления колпаков.


Если течь по уплотнению колпаков не устраняется, замените уплотнительные прокладки между колпаком и корпусом фильтра.


8. Пустите двигатель и дайте ему поработать 5 мин. на малой частоте вращения, после останова двигателя: через 4—5 мин. долейте масло до отметки «В».


ПРОМЫВКА РОТОРА ЦЕНТРОБЕЖНОГО ФИЛЬТРА


Промывайте ротор центробежного фильтра при замене масла в системе смазки (для двигателя 7403.10) в таком порядке:


1. Отверните гайку колпака фильтра и снимите колпак.


2. Поверните ротор вокруг оси так, чтобы стопорные пальцы вошли в отверстия ротора.


3. Отверните гайку крепления колпака ротора, снимите его.


4. Проверьте затяжку гайки крепления ротора на оси. Момент затяжки гайки 80—90 Н. м (8—9 кгс. м), при обслуживании ротор не снимайте.


5. Удалите осадок из колпака ротора и промойте его дизельным топливом.


6. Проверьте состояние уплотнительного кольца колпака ротора, при необходимости замените кольцо. Установите колпак, совместив метки на роторе и колпаке. Затяните гайку колпака ротора, обеспечив момент затяжки 20—30 Н. м (2-3 кгс. м).


7. Перед установкой наружного колпака отожмите пальцы стопорного устройства и проверьте вращение ротора на оси: ротор должен вращаться легко, без заеданий. Затяните гайку колпака, обеспечив момент затяжки 20-30 Н. м (2-3 кгс. м).


ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В КАРТЕРЕ ДВИГАТЕЛЯ


Проверяйте через 4—5 мин. после останова двигателя. Уровень масла должен быть около отметки «В» измерительного щупа. При необходимости долейте масло до отметки «В» через маслозаливную горловину, очистив ее.

ЗАМЕНА МАСЛА В СИСТЕМЕ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ


1.Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70—90 °С, остановите двигатель и слейте масло, вывернув из картера пробку 1 сливного отверстия.


2. Замените фильтрующие элементы фильтра очистки масла.


3. Промойте ротор центробежного фильтра очистки масла.


4. Залейте масло через маслозаливную горловину в картер двигателя до отметки «В» на измерительном щупе.


5. Пустите двигатель и дайте ему поработать 5 мин. на малой частоте вращения.


6. Остановите двигатель и через 4—5 мин. долейте масло до отметки В.


ПРОВЕРКА УРОВНЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ


Уровень проверяйте на холодном двигателе, визуально, ориентируясь на метки на бачке min-max. Оптимальное положение уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) посередине между min и max, что соответствует объему жидкости, равному примерно 0,5 объема бачка. При необходимости снимите пробку и долейте ОЖ.


ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ С ТУРБОНАДДУВОМ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯПричина неисправности Способ устранения

Двигатель не развивает необходимой мощности, дымит

Низкое давление нагнетаемого воздуха в результате:

утечки воздуха через соединения впускного коллектора с головками цилиндров, патрубками, турбокомпрессорами и компрессором пневмопривода тормозных систем; подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и соединительные шланги;

прорыва газов в соединениях выпускного коллектора и корпуса турбины; подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и соединительные шланги;

заедания ротора турбокомпрессора при тугом вращении ротора и задевании его о корпусные детали заменить турбокомпрессор;

загрязнения проточных частей компрессора или турбины снять турбокомпрессор и удалить отложения с проточных частей

Посторонний шум в зоне турбокомпрессора Подтянуть детали крепления корпусов турбины и компрессора. Проверить отсутствие задеваний ротора при его крайних осевых положениях, при задевании ротора заменить турбокомпрессор

Повышенный расход масла

Длительная работа двигателя с частотой, соответствующей режиму холостого хода Сократить, по возможности, работу на режимах холостого хода

Утечка масла через соединения смазочной системы турбокомпрессора Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и уплотнительные резиновые рукава

Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника Провести обслуживание воздухоочистителя или очистить сетку колпака

Понижение давления в смазочной системе

Высокая температура масла Убедитесь в исправности датчика давления и указателя аварийной температуры масла.

Низкий уровень масла Довести уровень масла до нормы.