uzluga.ru
добавить свой файл
При принятии экономических решений всегда следует учитывать альтернативные издержки (альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения). Основная часть затрат фирмы представляет собой явные издержки – денежные выплаты поставщикам факторов производства (я. и. фирмы – её фактические расходы на оборудование, сырьё, энергию, полуфабрикаты, заработную плату, аренду помещения). Неявные издержки – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме. В понятие экономические издержки должна включаться альтернативная стоимость всех используемых ресурсов, в том числе и нормальная прибыль (процент на собственный капитал, арендная плата, которую можно было бы получить, сдавая внаём собственное здание, доход от продажи собственных услуг труда) как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Невозвратные издержки (не имеют альтернативной стоимости, не включаются в экономические издержки) – одноразовые издержки, которые не могут быть возвращены даже при закрытии предприятия (затраты на изготовление вывески с названием фирмы). Бухгалтерская прибыль – разница между общей выручкой фирмы (TR) и явными (денежными) издержками. Экономическая прибыль – разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными, включая нормальную прибыль предпринимателя); доход, полученный сверх нормальной прибыли. В краткосрочном периоде валовые издержки производства (TC) подразделяются на постоянные и переменные. TC=FC+VC. Постоянные издержки (FC) – расходы, которые остаются неизменными, каково бы ни было количество производимой продукции (плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплата управленческого и административного персонала). Переменные издержки (VC) меняются в зависимости от объёма производства, они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Средние издержки (AC) равны валовым издержкам, делённым на произведённое количество товара. AC=TC/Q. В краткосрочном периоде постоянные издержки остаются неизменными, и фирма может менять объём выпускаемой продукции только с помощью величины переменных издержек. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, то есть это достаточно длительный временной интервал для того, чтобы фирма могла изменить свои производственные мощности. Если фирма имеет нулевой объём производства, она будет иметь расходы, равные величине постоянных издержек. Постоянные издержки: амортизация зданий и оборудования, служебный оклад директора завода, налог на недвижимость, обязательные страховые платежи, упущенный процент на вложенные собственные денежные средства. Переменные издержки: заработная плата рабочих, расходы на электроэнергию и воду, на покупку сырья и на покупку вспомогательных материалов и инструментов.

Квазирента – сверхприбыль. Предельные издержки (MC) – дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукта наиболее дешёвым способом, не зависят от постоянных издержек, зависят от переменных. MC=TCn-TCn-1. Производство дополнительной единицы продукции, порождая предельные издержки, приносит и предельный (дополнительный) доход (выручку) от её продажи (MR). MR=TRn-TRn-1. В условиях свободной конкуренции производитель не может повлиять на уровень рыночной цены, и предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет при любом объёме производства равен цене. MR=P. Условие равновесия фирмы (максимизации прибыли) как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде: MC=MR. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, поэтому условие равновесия фирмы приобретает вид MC=P.

В долгосрочном периоде если цена выше средних издержек, то фирмы получают квазиренту, что привлекает в отрасль новых производителей. Предложение продукции начинает расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты. Если цена оказывается ниже средних издержек, то фирма, оказавшаяся в таком положении, уходит с рынка, и предложение продукции сокращается. При прочих равных условиях цена начинает возрастать, пока предельная фирма не будет получать нормальную прибыль. Условие долгосрочного равновесия для конкурентной отрасли: MC=P=AC=LAC. В случае увеличивающегося эффекта масштаба долгосрочные средние издержки (LAC) уменьшатся.

Излишек производителя – разница между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Купля-продажа товаров по сложившейся на рынке цене является взаимовыгодной для продавцов и покупателей. И те, и другие получают в результате обмена определённый выигрыш (излишек). Совокупный размер этого выигрыша максимизируется в условиях совершенной конкуренции. Любое отклонение от конкурентного равновесия (в результате вмешательства государства или каких-либо других причин) приводит к потерям общественного благосостояния. Фирма – совершенный конкурент может влиять на величину своего валового дохода, варьируя объём выпуска продукции. Фирме – совершенному конкуренту следует прекратить производство и уйти с рынка с целью минимизации убытков в краткосрочном периоде, если P
_____________________________________________________________________________

Входной барьер при выступлении на рынок – условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. Основные виды входных барьеров: 1)правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определённый вид деятельности: почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги); 2)собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы (контракты профессионального спортивного клуба с выдающимися спортсменами); 3)авторские права и патенты; 4)эффект масштаба (преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объём выпуска продукции); 5)нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами. Закрытая монополия – фирма, чья деятельность защищена патентом, обладающая исключительным правом на продажу лицензий. Открытая монополия – монополия, не имеющая защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии. Концентрация рынка – степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных фирм.

Рыночные структуры несовершенной конкуренции

Модель рынка несовершенной конкуренции

Количество фирм в отрасли

Характер продукции

Входные барьеры

Контроль над ценой

Чистая монополия

Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой)

Однородная продукция

Высокие

Полный

Дуополия

Две фирмы

Однородная

Высокие

Частичный

Олигополия

Малое количество фирм

Однородная или с незначительной дифференциацией

Высокие

Частичный

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта

Множество фирм

Разнородная

Низкие

Слабый

В случае фирмы-несовершенного конкурента кривая спроса на её продукцию имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Максимизацию прибыли фирмой-монополистом можно определить двумя способами: сравнением валового дохода (TR) и валовых издержек (TC); сравнением предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Максимум общей прибыли будет при таком объёме выпуска, когда разница между TR и TC максимальна. При этом (MC=MR)Прибыль – разница между валовым доходом и валовыми издержками. Если барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера. L=(P-MC)/P. Зависимость между эластичностью спроса на продукцию фирмы и степенью её монопольной властью обратная: чем меньше эластичность спроса, тем больше монополистическая власть. Источники монопольной власти фирмы: количество фирм и концентрация производства на отраслевом рынке, эластичность спроса на продукцию фирмы, взаимодействие (явный или неявный сговор) между фирмами данной отрасли.

Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причём различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация): монополист продаёт каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара). Весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию. Ценовая дискриминация второй степени: установление различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции (скидки). Ценовая дискриминация третьей степени: ситуация, когда монополист продаёт товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене; сегментация рынка – разделение покупателей на группы в зависимости от их покупательной способностью. Объём предложения будет большим при ценовой дискриминации.

Потери от несовершенной конкуренции означают «мёртвый убыток» для общественного благосостояния.

Естественная монополия – отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства. Долгосрочные средние издержки (LAC) достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объёма выпускаемой продукции. Государство регулирует деятельность естественных монополий различными методами, в том числе введением двухкомпонентного (гибкого) тарифа и установлением пределов роста цен. Регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться и «внедрением» рыночной конкуренции, например созданием условий, позволяющих снизить высоту барьеров для вхождения в отрасль. Альтернативный способ усиления конкурентных элементов – конкуренция за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара (получение франчайза). Основные правила регулирования деятельности естественных монополий: 1)цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам; 2)прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал; 3)государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства.

Индекс Герфиндаля-Хиршмана показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей (в процентах) каждой фирмы в отрасли. H=S12+S22+…+Sn2. В случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счёт других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания. Важной чертой олигополии, отличающей её от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Для анализа взаимодействия фирм (некооперативного поведения – поведения участников команды, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться) на олигополистическом рынке используется «дилемма заключённого». В этой модели показывается, каким образом фирмы-олигополисты выиграли бы при кооперативном поведении и почему они предпочитают некооперативное поведение. Парето-эффективное решение – решение, максимизирующее полезность обеих сторон (оба заключённых не сознаются и их отпускают). Равновесие по Нэшу: ни один из игроков (заключённых) не может увеличить свой выигрыш, в одностороннем порядке меняя своё решение (обоюдное признание); ситуация, когда стратегия каждого из игроков является наилучшей реакцией на действия другого игрока. Основные модели поведения олигополистов: ломаная кривая спроса (реакция олигополистов на изменение поведения из конкурента), тайный сговор (картель: каждая фирма получает свою квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену), лидерство в ценах (олигополисты координируют своё поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером), принцип ценообразования «издержки плюс» (цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек).

В условиях монополистической конкуренции фирмы соперничают как в форме ценовой, так и неценовой конкуренции. Олигополистической взаимозависимости, тайного или явного сговора не существует на рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, этому препятствует значительная дифференциация продукции. Рыночная власть у фирм-монополистических конкурентов основана на различной эластичности спроса на каждом отдельном рынке, где действует каждая такая фирма.

Монопсония – рынок с одним покупателем товаров. Власть над ценой устанавливается со стороны потребителя, а не производителя товаров. Если монополист устанавливает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции, то монопсонист – ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции. Предельные издержки приобретения – дополнительные издержки покупателя при закупке им дополнительной единицы продукции. Кривая предложения для монопсониста – это кривая средних издержек отрасли (AC). Кривая спроса для монополиста – это кривая среднего дохода монополиста (D). Развитие транспортной сети и повышение квалификационного уровня работников данного предприятия ослабляют степень власти монопсониста, развитие трудосберегающих технологий в данной отрасли – усиливает.

Антитрестовское, или антимонопольное, законодательство призвано не допустить развёртывания ограничительной деловой практики субъектов рынка, т.е. действий, направленных на ограничение конкуренции.