uzluga.ru
добавить свой файл
1
МБОУ СОШ №7

муниципального образования

Тимашевский район


\


Открытый урок музыки


9 класс


ПОИСК КОМПОЗИТОРАМИ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА


12.03.2012 г.

Учитель музыки Иванова Т.Г.


Открытый урок музыки

в 9 классе МБОУ СОШ №7

12.03.2012 года.

Учитель музыки Иванова Т.Г.

Тема урока: Поиск композиторами новых возможностей музыкального языка: мелодия, ритм, фактура, тембр, динамика, темп, штрихи, форма.

Цель: На примере музыкальных произведений великих композиторов Западной Европы раскрыть особенности и богатство музыкального языка в музыкальном искусстве разных эпох.

Задачи:

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке;

- развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения;

- учить пониманию особенностей языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох.

Тип урока: урок – размышление

Условные обозначения:

У: - учитель

Д: - предполагаемые ответы детей

Оборудование: медиапроектор, музыкальный центр.

Раздаточный материал: информационные карточки – символы разных эпох в кейс-конвертах, словарь эстетических эмоций, опорные слова для сочинения, мини-тесты.

Музыкальный репертуар:

  • Григорианский хорал.

  • Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло».

  • Иоганн Себастьян Бах. Страсти по Матфею. Ария альта «Сжалься надо мной, Господи»

  • Франсуа Куперен «Таинственные преграды».

План урока

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Мотивация. Введение в тему.

ΙΙΙ. Размышление и актуализация полученных ранее знаний учащихся, практикум.

ΙV. Закрепление изученного материала.

V. Подведение итогов урока.

VΙ. Домашнее задание.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Мотивация. Введение в тему.

У: - Лейтмотивом всех уроков музыки во втором полугодии в 9-ом классе являются «Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее»

Тема урока читается «Поиск композиторами новых возможностей музыкального языка».

Что такое музыкальный язык? Что входит в это понятие?

Д: - Музыкальный материал. Выразительные средства музыки.

У: - Перечислите выразительные средства музыки.

Д: - Мелодия, ритм, гармония, темп, тембр, динамика, штрихи, фактура, форма.

У: - Что такое мелодия?

Д: - Самое чистое выражение человеческой мысли, дыхание души.

У: - Ритм?

Д: - Пульс музыки.

У: - Гармония?

Д: - Украшение мелодии, согласие звуков.

У: - Темп?

Д: - Скорость звучания музыки.

У: - Динамика?

Д: - Сила звука (форте, пиано)

У: - Тембр?

Д: - Окраска звука.

У: - Штрихи?

Д: - Способ звукоизвлечения (легато, стаккато, нон легато)

У: - Фактура?

Д: - Способ изложения музыкального материала (одноголосное, полифоническое)

У: - Форма?

Д: - Построение музыкального произведения (куплетная, 1-2-3-х частная, вариационная, сонатная, выриационная).

У: - Вы с честью выдержали разминку, и сейчас я вас познакомлю с задачами урока.

ΙΙΙ. Размышление и актуализация полученных ранее знаний учащихся, практикум.

У: - Сегодня у нас, урок – исследование. Вам придется проследить за традициями и новаторством музыкального искусства на разных этапах исторического развития духовной культуры. Урок завершится выпуском школьного музыкального альбома. Для этого мне нужны будут помощники:

1 - Издательская группа – редакторов, куда войдут участники творческих художественных конкурсов на школьном и муниципальном уровне, займется созданием музыкального альбома – визитных страничек особенностей духовной жизни, изучаемых эпох.

2 – Историки – помогут осветить историческую эпоху.

3 – Теоретики – музыковеды. Им предстоит раскрыть особенности и богатство музыкальных возможностей музыкального искусства разных эпох.

Учащиеся каждой группы самостоятельно распределяют обязанности, выбирают организатора, назначают курьера, ответственного за предоставление рабочего материала редакторам.

Рабочий материал находится в кейсе-конверте.

Предлагаю всем учащимся занять места согласно своим интересам.


СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

У: - Сейчас прозвучит музыкальное произведение, вам предстоит определить, где и когда впервые зазвучала такая музыка?

«Григорианский хорал» - слушание

Д: - Григорианский хорал. Эта музыка рождалась в храмах католической церкви в эпоху Средневековья.

У: - Об особенностях эпохи Средневековья нам расскажут историки.

ИСТОРИКИ

Д: - Эпоха Средневековья охватывает время с V по ХV вв. н.э. Характерным для этой эпохи является господство католической церкви в Европейских государствах. Несмотря на тиранию религиозных догм в эту эпоху имело место культурное развитие в обществе. О жизни людей этой эпохи могут рассказать не только документы и архитектурные памятники, но и произведения искусств.

У: - Как вы по музыкальному произведению узнали, что это было время господства католической церкви?

Д: - Потому что прозвучал Григорианский хорал. По легенде, авторство хоралов приписывают первому римскому Папе Средневековья Григорию Ι Великому (590 – 604 гг.).

ТЕОРЕТИКИ

У: - Какие признаки характерны для церковного песнопения эпохи Средневековья?

Д: - Хоралы исполнялись чаще всего мужским хором и обязательно одноголосно. Мелодии протяжные, без скачков, подчиняются ровному ритму.

У: - Как эти хоралы влияли на человека?

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Д: - Музыкальное изложение и исполнение вызывало состояние умиротворения, уводящее молящего в заоблачные выси.

У: - Что характерно для нотации того времени?

Д: - Невменная безлинейная нотация (ΙХ – ХΙ вв.), позднее квадратная четырехлинейная нотация (ХΙΙ – ХΙΙΙ вв.)

ВОЗРОЖДЕНИЕ

У: - А теперь мы перенесемся в эпоху Возрождения. Какие ассоциации у вас связаны с Возрождением?

Д: - Античность. Древнегреческие статуи. Поэзия Гомера. Афродита. Гуманизм.

У: - Что интересного могут рассказать о Возрождении наши историки?

ИСТОРИКИ

Д: - К ХV в. народ устал от религиозного произвола Средневековья. «Мудрые люди» требовали свободы, гражданственной активности, просвещенности. В Европе зарождались капиталистические отношения. Духовная сфера явилась отражением социальных, экономических, политических преобразований. Раньше всего это случилось в Италии. Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивает возвращение культурных идеалов античности. Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности. Эпоха Возрождения – это эпоха гуманизма, т.к. центральное место в искусстве этого времени занял Человек.

ТЕОРЕТИКИ

У: - Что нового появилось в музыкальной культуре Возрождения?

Д: - Фактура полифонического изложения, т.е. многоголосное звучание голосов

(четыре голоса разных тембров – сопрано, альт, тенор, бас). В полифоническом звучании отражалось гармоничное единение всего сущего: реального и идеального.

Д: - Главным жанром музыкального искусства эпохи Возрождения вилась месса (церковное песнопение), которая всегда создавалась для хора а капелла, т.е. без инструментального сопровождения.

Примером может служить величественная «Месса папы Марчелло» (1577 год) итальянского композитора Джованни да Палестрина. Месса отличается сложной полифонией, где каждый голос мелодически самостоятелен.

Джованни да Палестрина. Месса Папы Марчелло – слушание.

У: - Что чувствовал человек во время слушания мессы?

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Д: - Полифоническое звучание мессы отражает гармоничное единение всего сущего: реального и идеального. Характер звучания мессы уподоблен храму, где Человек ощущает себя центром мироздания.

БАРОККО

У: - Задание историкам. На слайде описание характерных признаков другой эпохи. Какой художественный стиль присущ этому времени?

ИСТОРИКИ

На слайде текст (читает учитель или ученик)

Западная Европа. ХVΙ – ХVΙΙΙ в. Человек не средоточие мироздания, он находится в сложном соотношении со средой, обществом, государством. Католическая церковь уже считается с интересами светской власти. В странах Европы (в том числе и в России) устанавливается абсолютизм. Деятели искусств истолковывали мир как огромный, единый, движущийся, наполненный борьбой и страстями.

Д: - Барокко.

ТЕОРЕТИКИ

У: - Что обозначает термин Барокко в искусстве?

Д: - Барокко (от итальянского – странный, причудливый, пышный).

Барокко – направление в искусстве, полное движения, энергии, страстей, мистических настроений. Им владели порывы к бесконечному, запредельному, аффектированному.

У: - Что нового появилось в музыке Барокко?

Д: - Мир полный контраста в музыке стал выражаться при помощи мажора и минора.

У: - Какие новые музыкальные жанры появились?

Д: - Опера, Страсти.

У: - Еще какие новшества характерны для музыкального искусства этого времени?

Д: - Инструментальная музыка.

У: - Знаковые фигуры музыкального искусства Барокко?

Д: - Клаудио Монтеверди, Иоганн Себастьян Бах.

У: - С какими музыкальными произведениями барочного стиля вы познакомились на уроках музыки?

Д: - Оперой «Орфей» и Арией Альта из «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха.

У: - Сейчас вам придется справиться с письменным заданием. Во время слушания Арии альта из «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха написать краткое сочинение, где можно выразить свое отношение, эмоциональный отклик на музыкальную сцену раскаяния апостола Петра.

В чем раскаивается апостол Петр?

Д: - Апостол Петр трижды отрекся от своего учителя Иисуса Христа.

У: - В сочинении можно использовать опорные слова на слайде.

Иоганн Себастьян Бах. «Страсти по Матфею».

Ария альта «Сжалься надо мной, Господи»

Лирический номер. Мелодия. Си минор. Раскаяние. Горе. Голос апостола. Горькие рыдания. Скрипка solo.

Пленительно, трепетно, проникновенно, пронзительно.

Ария альта из «Страстей по Матфею» Иоганна Баха – слушание и

письменное изложение мыслей в сочинении (художественное слово).

РОКОКО

У: - А сейчас наступило время релаксации. Мы перенесемся во Францию ХVΙΙ – ХVΙΙΙ века. Вы отдохнете под музыку, которая звучала в королевских дворцах Людовика ХΙV, убежденного сторонника принципа абсолютной монархии. Как называли Людовика ХΙV его подданные?

Д: - Его называли «королем солнца», а сам он говорил: «Государство – это Я».

У: - Во время слушания изящной пьесы «Таинственные преграды» французского композитора Франсуа Куперена, желающие могут рисовать музыку. Для этого есть бумажные заготовки, на которых вы можете графически или мазковой росписью изобразить музыкальную фактуру произведения. Курьеры передадут ваши творческие работы редакторам.

«Таинственные преграды» Франсуа Куперена – слушании, рисование,

демонстрация и обсуждение творческих работ учащихся.

У: - Из ваших работ видно, что искусство эпохи рококо измельчало по форме. Если Ария альта из «Страстей» настраивает человека на философские размышления, то «Таинственные преграды» французского композитора Франсуа Куперена - это музыка для отдыха.

У: - Назовите инструмент, звучание которого вы слушали в пьесе.

Д: - Клавесин.

У: - По какому выразительному средству музыки вы определили окраску звучания инструмента?

Д: - По тембру.

У: - Какой характер звучания музыки (подсказка в словаре эстетических эмоций)

Д: - Музыка грациозная, изысканная.

У: - Франсуа Куперен украсил каждый звук в богателях для клавесина изысканными мелодическими мелкими фигурами: мелизмами, форшлагами, трелями. За счет этого сухой и отрывистый звук клавесина зазвучал переливчато и роскошно, как бы отливая серебром.

Под эту музыку король Людовик ХΙV и его подданные вели светские беседы

и отдыхали.

У: - Вот на такой сентиментальной, изысканной ноте мы заканчиваем урок.

ΙV. Закрепление (2 минуты)

Задании «Найди соответствие»

V. Подведение итогов. (8 минут)

Демонстрация редакторами издательской группы школьного музыкального альбома (авторы лучших сочинений зачитывают свои творческие работы).

Работа с мини-тестаами.

Выставление оценок.

VΙ. Домашнее задание: Используя интернет-ресурсы подготовить историческую справку об эпохе Просвещения.

Анализ открытого урока музыки в 9 классе

Тема урока « Поиск композиторами новых возможностей музыкального языка: мелодия, ритм, фактура, тембр, динамика, темп, штрихи, форма»

Цель: На примере музыкальных произведений великих композиторов Западной Европы раскрыть особенности и богатство музыкального языка в музыкальном искусстве разных эпох.

Для того чтобы выполнить цель, необходимо опираться на знания, умения, навыки, приобретенные на предыдущих уроках, поэтому были поставлены следующие задачи:

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке;

- развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения;

- учить пониманию особенностей языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох.

Структура урока

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Форма урока: исследование

Этапы урока

Ι – Мотивация учебной деятельности.

1. Вводное повторение.

2. Объявление темы и задач урока.

ΙΙ – Актуализация опорных знаний по ранее изученному материалу через размышление и практикум

1. Средневековье. От музыкального произведения через историческую справку и исследования музыкального материала к пониманию роли музыки в жизни человека.

2. Возрождение. От ассоциативного восприятия исторической эпохи через представления особенностей музыкального языка к пониманию новаторства в музыкальном искусстве разных эпох и роли Человека в этом мире.

3. Барокко. От философско-эстетического осмысления музыкального произведения к размышлению над вечными темами искусства и жизни.

4. Рококо.

От физ-паузы – релаксации под изящную пьесу для клавесина к эмоционально-ценностному раскрытию особенностей и богатства музыкального языка.

ΙΙΙ. Обобщение и систематизация результатов уроков.

Задание «Найди соответствие»

Демонстрация школьного музыкального альбома.

ΙV. Подведение итогов урока

Рефлексия – решение «Мини-теста»

Выставление оценок.

Методы организации учебной деятельности

1) Методы словесной передачи информации и слухового восприятия:

а) вводная беседа;

б) инструктаж в форме опорных слов;

в) пояснения учащихся.

2) Методы наглядной передачи информации:

а) зрительная – мультимедийная презентация;

б) слуховая – слушание музыкальных произведений.

3) Методы передачи информации с помощью художественно-практической деятельности:

а) создание художественного контекста – интегрированный характер (межпредметные связи и выход в смежные виды искусств).

Методы организации познавательной деятельности

1) Репродуктивные – закрепление понятий.

2) Объяснительно-иллюстративный – повторение действий учителя.

3) Продуктивные – частично-поисковые (соотнесение исторических описаний и особенностей музыкального материала разных эпох).

4) Эвристические – постановка проблемы (выпуск школьного музыкального альбома)

По характеру познавательной деятельности преобладали продуктивные и эвристические (поисково-творческие) методы – усвоение знаний, умений, навыков путем рассуждений, поиска, фантазии, находчивости, что предусмотрено в заданиях.


На уроке отрабатывались следующие умения и навыки

  • мыслительные:

- анализ;

- синтез

- систематизация;

- обобщение.

  • информационные:

-умение представлять слуховую информацию и воображение художественным словом и средствами изобразительного искусства;

-решение мини-теста.

  • коммуникативные:

- умение работать в классе, группе;

- развивать художественную речь.

  • организованные:

-умение самостоятельно выполнять задания.

  • контроль, самопроверка.