uzluga.ru
добавить свой файл
1
z_start

мастера

Визит к гончару

n137_gailums-33.jpgФото автора.Петерис Гайлумс на ваших глазах кусок глины превратит в прекрасную вазу.

С традициями латгальской керамики художник Петерис Гайлумс знакомит туристов прямо у себя в мастерской с видом на озеро. Изделия латгальских гончаров давно стали визитной карточкой Латгалии. На любой праздничной ярмарке их можно узнать по яркой веселой глазури, орнаменту, силуэтам и формам. Но особенно хороши разноцветные вазы, кувшины и «треуголки» подсвечников — на зеленой траве, когда их тепленькими достают из гончарной печи...

Татьяна ОДЫНЯ

Самые известные гончары в Латгалии и сегодня работают по старинке, как деды и прадеды. Без всяких электроприводов разгоняют гончарный круг, а печи для обжига топят «правильными» дровами. Латгальцы уверены в том, что вещи штучной работы сильно отличаются от фабричных, сделанных серией, на потоке, — они ведь имеют душу.

Визит к гончару — отличный способ поближе познакомиться с Латгалией. Потому-то в этом году в маршруты «Великого балтийского путешествия» в Резекненском районе включена мастерская художника-керамиста Петериса Гайлумса. (Подробности на сайте www.greatbaltic.eu.) Живет мастер неподалеку от местечка Илзескалнс, поворот к которому обозначен с шоссе Резекне — Карсава.

...Мастерская — гончарный круг под навесом. Сарайчик с врытым в землю кирпичным кубом обжиговой печи. И выставочный зал — тут же, в саду, под открытым небом, с видом на озеро. У нас на глазах бесформенный ком заготовки превращается в вазу с фирменным для латгальской традиции «волнистым», как кружево, горлышком. Желающие могут взять урок, приобщиться к гончарному делу. И убедиться, что легкость в работе мастера «чайнику» не под силу. Но все равно в магии гончарного круга есть что-то завораживающее.

n137_gailums-2.jpg

Потом Петерис обстоятельно и с юморком объясняет устройство гончарной печи. Почему, например, топят ее исключительно хвойными дровами. И в чем секрет изготовления «черной» керамики... И откуда берется такое разнообразие в цветах глазури. Как правило, топится печь у мастера не чаще чем раз в месяц. Нужно же время, чтобы собрать под две сотни работ. Хотя обычно вместе со своими закладывают в обжиг еще и работы коллег. А также учеников — Гайлумс много лет преподает основы керамики в художественной школе Роговки.

Настоящие ценители керамики и друзья гончаров приезжают как раз в эти дни — «на печку». К одному из латгальских гончаров в такой день недавно даже сам президент Валдис Затлерс пожаловал. Обжиг, длящийся целую ночь, и само открывание остывшей печи — всегда итог, настоящий «праздник урожая».

Мастер сам не знает заранее, каким окажется после обжига его творение. Непредсказуем и цвет, и оттенок глазури, зависящие от температуры, погоды, времени обжига, фазы луны.

n137_gailums-6.jpg

А вот рассказу о традициях латгальской керамики Петерис Гайлумс предпочитает наглядность. За много лет собрал у себя в мастерской целую коллекцию настоящей старинной утвари работы латгальских умельцев. Кувшин с дырочкой в нижней части, например, предназначен был сливки отделять от молока. А «двойничок» — пара глиняных плошек с общей ручкой — чтобы пахарям и косарям в поле отнести обед, доставив из дома горячими и суп, и картошку.

Отправляясь в гости к гончару, заранее созвонитесь с мастером — планы на летние дни расписаны. Можно узнать, и у кого из коллег-гончаров вскоре намечен обжиг. Ведь мастера из объединение Pudniku skula (Школа гончаров), к которому принадлежит и Петерис Гайлумс, сотрудничают очень плотно.

Весной они сообща открывают сезон на традиционных днях латгальских гончаров. А в августе встречаются на пленэре керамистов и просто художников у идеолога творческого объединения Эвалда Василевского — в «Акминиши», под Каунатой.