uzluga.ru
добавить свой файл
Михаил КОЛЛОНТАЙ

op. 46

ПАРА ФРАЗ

на тему Тати-тати


На сцене рояль с полностью закрытыми крышками. За роялем непод-

вижно и молча сидит Пианист. Его роль - это и есть парафраз. Тему Тати-

тати исполняют другие четыре участника. Первый из них несёт большое

количество проросшей, лучше зелёной, а не маринованной, фасоли (если

фасоли будет мало, это будет уже не ФА-СОЛЬ, а всего лишь несколько

фасолинок). Второй несёт большой портрет композитора Балакирева, не-

сёт торжественно, на полотенце, как носят икону во время крестного хода.

Третий выполняет роль РЕ-СИ, о его обязанностях будет сказано позднее.

Четвёртый (артист балета или мимического жанра) несёт маленькую стату-

этку, изображающую давно вымершую птичку ДО-ДО.

В начале произведения ФА-СОЛЬ стоит у хвоста рояля, лицом к роя-

лю и левым боком к публике, МИ-ЛЯ - позади рояля, приблизительно на

расстоянии метра от клавиатуры, лицом к публике, РЕ-СИ располагается у

самых нижних клавиш лицом к клавиатуре, а ДО-ДО располагается на сцене

примерно там, где в ансамбле стоит скрипач, то есть примерно на расстоя-

нии двух или трёх метров по диагонали от ближнего к публике конца кла-

виатуры. ДО-ДО, в отличие от всех прочих фигур, выглядящих горестно за-

стывшими, безостановочно пританцовывает, он находится в постоянном

восторженном диалоге со статуэткой; весь его облик выражает неутомимую

жажду движения и поиска, столь свойственных балакиревскому кружку.

После фиксации описанного положения пианист открывает крышку

клавиатуры, желая исполнить нечто. Но РЕ-СИ повелительным движением

исполняет следующее:


[РЕ КОНТРОКТАВЫ]


По этому, первому, сигналу Пианист в ужасе вскакивает и смотрит на

РЕ-СИ, сопровождая дальнейшие его действия умоляющими движениями,

ФА-СОЛЬ поворачивается лицом к публике и начинает мягко и нежно по-

глаживать зелёные (или маринованные) ростки, МИ-ЛЯ никак не реагирует

на сигнал, ДО-ДО замирает на месте в ужасном ожидании, а РЕ-СИ мед-

ленно и важно переходит к верхнему краю клавиатуры (причём Пианист де-

лает полный оборот, не переставая умолять РЕ-СИ) и исполняет вторую

часть партии:


[СИ 4-Й ОКТАВЫ]


По второму сигналу ФА-СОЛЬ прекращает интим с растением, МИ-ЛЯ

делает полувоенный поворот направо, и названные двое вместе с РЕ-СИ,

печатая шаг, совершают траурно-церемониальный обход рояля, двигаясь

против солнца, причём в роли командующего выступает МИ-ЛЯ, как ему и

было свойственно. Всё это может отдалённо напоминать смены почётного

караула на гражданских панихидах. ДО-ДО облетает пространство в проти-

воположном направлении, по солнцу; в стремительном и грациозном танце

(диалоге со статуэткой) успевает он дважды облететь всю сцену, описывая

разнообразные зигзаги, ни в коем случае не двигаясь так прямолинейно, как

остальные фигуранты. Пианист, горестно заламывая руки и сетуя, падает

на колени и оказывается вновь на своём табурете лишь тогда, когда обход

приближается к завершению.

РЕ-СИ даёт вновь первый сигнал, по которому все должны принять ис-

ходное положение. Однако поведение их другое. Кроме того, крышка кла-

виатуры остаётся открытой, и Пианист начинает играть бравурную, патети-

ческую музыку, не касаясь клавиатуры и не издавая никаких звуков. ДО-ДО

не танцует, как в начале, о себе, а тянется, приближается к пианисту, притя-

гиваемый его искусством. Протягивает свои зелёные (или маринованные)

стебельки и поражённый ФА-СОЛЬ. Постепенно наклоняется набок, в сто-

рону пианиста, портрет Балакирева. Но РЕ-СИ не даёт насладиться незем-

ными звуками. Сначала он угрожающе нависает над Пианистом, целя сво-

им указательным пальцем, как стамеской, прямо в него, а затем со страш-

ным озлоблением замахивается! Все ждут страшного удара и фиксируют

начальные позиции. Но ФА-СОЛЬ, в отличие от начального положения, в

испуге отворачивается от рояля, оберегая своим телом зелёные

(маринованные) ростки, МИ-ЛЯ в ужасе переворачивает портрет вниз голо-

вой и трясёт им, стараясь защититься портретом. ДО-ДО начинает в панике

очень быстро бегать вокруг рояля, теперь уже по прямым линиям, лишь с

пируэтами на поворотах. Пианист при виде страшной опасности убегает со

сцены. Палец-стамеска страшного РЕ-СИ повисла над клавиатурой. И РЕ-

СИ, не изменяя положения пальца, медленно опускается на стул, палец

опускается на клавиатуру, и он издаёт заключительный сигнал:


[СИ 1-Й ОКТАВЫ]


Этот звук РЕ-СИ долго держит не снимая. Одновременно с этим сиг-

налом незаметно включается магнитофонная плёнка, на которой записан

тот же звук, причём по мере того, как звук рояля угасает, его вытесняет звук

магнитофона.

Реакция на заключительный сигнал, после небольшой фиксации пре-

дыдущего положения, следующая. Встаёт на специальную подставку

(мольберт) портрет МИ-ЛЯ, причём полотнище кладётся сверху, оно краси-

во ниспадает с портрета. ФА-СОЛЬ подходит и нежно кладёт своё зелёное

тело к низу портрета Балакирева. Оба артиста уходят. Затем улетает, со-

вершив вокруг икебаны два-три круга, ДО-ДО. Последним уходит РЕ-СИ,

вытесняемый неведомым механическим звуком. Но звук магнитофона всё

более усиливается! И только когда недоумение публики достигает максиму-

ма (на пустой сцене ничего не происходит, только оглушительно ревёт маг-

нитофон), на сцену опрометью выбегает Пианист, который с громким сту-

ком закрывает крышку клавиатуры. Одновременно прекращается звук маг-

нитофона. Пианист, сделав удовлетворённое движение, так же быстро убе-

гает прочь.

На поклон все участники произведения выходят в больших бутафор-

ских наушниках.

Конец парафраза