uzluga.ru
добавить свой файл
1

1.Время года - ЗИМА.j0187903


Побеседуйте с ребенком о зиме:

  • Вспомни все зимние месяцы. Назови их.

  • Перечисли все приметы зимы.

  • Ответь на вопросы: 1) Что такое зима? 2)Что бывает зимой? 3) Перечисли друг за другом месяцы зимы.

  • Поговорите с ребенком о зимней одежде. Почему она называется зимняя? Какая она должна быть?

  • Во что можно играть зимой? Назови все зимние забавы.

  • Не забудь вспомнить о диких животных, что с ними происходит?

  • Игра «Четвертый лишний»;

  • Игра «Когда это бывает» (взрослый произносит слова, а ребенок должен сказать, когда это бывает - зимой или летом: снегопад, снегурочка, дождь, санки, цветы, трава, лед, солнышко, снежинка, самокат, велосипед…..).

  • Угадай, в какое это время происходит.d:\картинки\pub60cor\so00299_.wmf

«Когда осыпаются листья с деревьев

И тополь стоит, словно птица без перьев».


«Когда возвращается в рощу кукушка

И гром барабанщик гремит над опушкой».


«Когда все укрыто седыми снегами

И солнышко рано прощается с нами».


«Когда все от зноя сверкает лазурью

И можно на камне зажарить глазунью».

d:\картинки\pub60cor\so00333_.wmf

  • Игра «Бывает - не бывает»

Зимой зеленеют листья.

В воздухе кружатся снежинки.

На яблоне созрели яблоки.

Дети сыплют зерно в кормушку.

На ветках сидят снегири.

По болоту ходит цапля.

  • Игра кто больше слов назовет, относящихся к зиме? (зима - снег- снежинка – лед – коньки - каток ....).d:\мои документы\картинки\зима\g0140648.wmf

  • Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю такую зимнюю одежду: шуба,…

Я знаю такую зимнюю обувь: валенки,…

Я знаю такие зимние виды спорта: лыжи,…


2.«Наши пальчики с утра занимаются всегда».

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

(Имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили,

(Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки)

Съели суп, и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)


d:\мои документы\картинки\зима\g0134058.wmf3.Удивительные «мордашки»

(мимические упражнения, образные перевоплощения).

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели,

Встал сосульками звеня:

-Где вы вьюги и метели?

Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы.

Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю.

А вот сердится Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т.д.

Пластические этюды

Зимние забавы. Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замершего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую.

j0189254


4. «Повторяй за мной»

(работа над силой голоса).

Игра «Колыбельная для Вьюгокрута»

Чтобы помочь Зимушке отыскать волшебный снежок, нужно усыпить Вьюгокрута. Давай споем ему колыбельную песенку. Посмотри на волшебные снежинки. Они показывают, как поднимается и опускается голос. Споем песенку с помощью гласных.

(сделать вдох, на выдохе пропеть гласный А, изменяя высоту голоса согласно направлениям стрелки.)


Аналогично пропеть звуки У, И.j0199719


5. Дыши правильноj0199719j0199719

(развитие речевого дыхания и голоса).

  • Сделать вдох, а на выдохе произнести первую строчку потешки, а затем сделать добор воздуха (1 секунда) и произнести вторую строчку: j0199719

Белый снег лежит ковром,

Заискрилось все кругом.

  • Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет Вьюга: «З-з-з-з-з» (с усилением звука). Застонал лес от Вьюги: «М-м-м-м-м». (тихо, высоким голосом). Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м». (тихо, высоким голосом). Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга:

«С-с-с-с-с».




6. «Веселый язычок»

(упражнения направленные на выработку правильной артикуляции).

Упражнение для языка.

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до пяти).

Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед- назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

Упражнения для щек и губ.

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

7. Работаем над словотворчеством.

Игра «Один-много»

Один сугроб - сугробы - много сугробов

Одна снежинка - снежинки - много….

Одна сосулька – сосульки - много….

Одна лыжа – лыжи – много ….

Одни санки - ….- много…..

Вставь нужное слово.

На мою ладошку упала лучистая (Снежинка).

В воздухе кружатся пушистые … (…).

Во время снегопада можно увидеть много… (…).

Без чего не бывает зимы на севере? (…).

Подскажите конец чистоговорки.

Ма-ма-ма - в гости к нам пришла…. (зима).

Ели-ели-ели - метут зимой….(метели).

Розу-розу-розу – не рады мы… (морозу).

Ужу-ужу-ужу – сидите дома в…. (стужу).

Мой-мой-мой – ходим в шубе мы …(зимой).

Ме-ме-ме – рада детвора… (зиме).

Подбери слова, которые отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Зима (какая?)

Мороз (какой?)

Снег (какой?)

Снежинка (какая?)

Иней (какой?)

Ветер (какой?)

Лед (какой?)

Лес (какой?)

Сосулька (какая?)

Погода (какая?)

Деревья (какие?)

Ответь на вопросы.

Что делает снегоуборочная машина? (….).

Что делает дворник во дворе? (…).

Что делают дети зимой? (….).

Что будут делать дети на горке? (…).

Что сделает снег с деревьями? (…).

Исключи лишнее слово. Проговори предложение полностью.

Зимой бывает (жарко, морозно, холодно).

Вьюга воет (зло, свирепо, морозно).

Снег (горячий, липкий, колючий).

Ответь на вопрос.

Как нужно одеваться зимой?

Когда бывают самые длинные ночи?

Какой снег самый чистый?

Какой снег плотнее и тяжелее – рассыпчатый или мокрый?

Подбери близкие по значению слова- «слова-приятели» (синонимы).

Метель - метелица, буран, вьюга, пурга.

Долгая - длинная, продолжительная, бесконечная.

Сырой – мокрый, липкий, влажный.

Замораживать – подморозить, прихватить морозцем.

Назови слова, противоположные по значению, - «слова-неприятели» (антонимы)

Зима- лето Студеная - теплая

Холод- …. Плотный - рыхлый

Жара- …..

Холод- тепло

Мороз- оттепель

Короткая - продолжительная

Составь новое слово из двух. Почему они так называются?

Снег падает - снегопад

Голый лед – гололед

По снегу ходит – снегоход

Белый снег – белоснежный

Горные лыжи – горнолыжник

Лед рубит – ледоруб


8. Пофантазируем pit

(развиваем детское воображение).

Ответь на вопросы.

О чем разговаривают между собой Снежинки?

О каких приключениях поведали вам Снежинки?

О чем предупреждают Сосульки, свисающие с крыши?

О чем шепчутся Деревья в зимний день?

О чем разговаривают между собой Ель и Осина? Сосна и Береза?

О чем мечтает Березка в морозный день?


9. Игры со звуками и буквами и словами.

(Задания выполняются с использованием наглядного материала)

  • Назови первый звук в словах: зима, метель, вьюга, лед, фигурист.

  • Какой последний звук слышится в словах: ураган, наст, тулуп, пуховик, шарф?

  • Назови пять слов, связанных со словом зима, в которых есть звук Ш. (Шуба, шапка, шарф, пороша, клюшка, волшебница, полушубок).

  • Вставьте пропущенные гласные буквы в слова з..ма, сн..г, лыж.., кат..к.

  • Замените в словах корка, танки, танки, танка, голод, один звук. Какое слово получится? (Горка, санки, шапка,холод).



d:\мои документы\картинки\зима\g0117050.wmf


10.Чтение, рассказывание и заучивание.

Прочитайте о зимних месяцах и задайте нужные вопросы по тексту.


Декабрь.

Декабрь- первый зимний месяц. Белые снежинки укрывают землю пушистым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, а сосна и ель остаются по-прежнему зелеными. Сквозь серые облака редко проглядывает солнце, поэтому декабрь называют в народе- «хмурень». В декабре дни короткие, ночи длинные, смеркается рано, а по ночам трещит мороз. Холодно в декабре зверям и птицам, зайцы одеты в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса не заметили их на белом снегу. Медведи спят в берлогах. Белки прыгают по веткам и грызут еловые шишки. Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются поближе к жилью человека и прячутся от морозов и метелей под крышами домов. В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают её разноцветными шарами и бусами.


Январь.

Январь- второй зимний месяц. В народе январь называют «лютень». «Месяц январь- зимы государь»,- так народ говорит. В январе сугробы высокие. Мороз на стеклах рисует удивительные узоры. Холодно и голодно в январе зверям и птицам. Белочка в сильные морозы прячется в дупле. Лисица забирается глубоко в нору. Медведь спит в теплой берлоге. По ночам воют волки, и голод гонит их ближе к жилью человека.

В январе отмечают светлый праздник Рождества Христова. У детей в этом месяце много веселых забав: катание на санках, лыжах, коньках.

Солнце в январе поднимается выше и светит ярче.


Февраль.

Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры. Метели и вьюги наметают высокие сугробы. В старину февраль называли «снеговеем».

В феврале день становится длиннее и начинает пригревать солнышко. В этом месяце бывают оттепели, снег подтаивает, а сугробы оседают. Все чаще слышно пение птиц. Воробьи собираются в стайки и громко, радостно чирикают. Затягивают веселую песню синицы. Начинаются игры у зайцев, лисиц, только медведь все ещё спит в берлоге.

Когда наступает оттепель, снег становится липким и из него можно лепить снеговиков, снежные крепости, играть в снежки.

В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы - праздник встречи с солнышком. В этот день пекут блины, ведь они похожи на солнышко, такие же круглые и румяные.

Солнышко-ведрышко,

Из-за гор-горы!

Выгляни, солнышко,

До вешней поры.


Такой песенкой дети в старину звали солнышко.


Отгадай загадки.

«Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?»


«Рыбам жить зимой тепло:

Крыша- толстое стекло.»


«Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их…?»


Выучи стихотворение.

Первый снег.

Раз шажок, Мальчик взял её рукой-

Два шажок, Нет снежинки никакой.

Под ногой скрипит снежок. А на рукавице-

На шнурке ботинка Капелька водицы.

Звездочка-снежинка.


j0199719


j0199719