uzluga.ru
добавить свой файл
1
МБОУ «Тукаевская средняя общеобразовательная школа»


РМО учителей географии. Открытый урок в 8 классе по географии.

Учитель географии Даутов Артур Бариевич.

Тема урока: Особо охраняемые природные территории России.

Цели и задачи урока:

Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях. Формировать представления о заповедниках, заказниках, национальных парках, памятниках природы. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, выступать перед аудитории и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию. Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.

Оборудование:

Физическая карта России с номерами ООПТ, фотографии, коллекция минералов, видеофильм «Оренбургский заповедник», презентация «Байкал», «Эндемики Байкала», «Особо ценный лесной массив», «Алтайский заповедник», «Уникумы природных комплексов России», контурные карты, атласы, компьютер, проектор (для демонстрации презентаций)

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Повторение. Проверка домашнего задания.



Письменный диктант

- Продолжить запись, указав непреднамеренное последствия, которые наступают при изменении природы человеком.

А) Распахан склон для увеличения площади пашни ?

Б) Осушение болот ?

В) Создания водохранилища с целью строительства ГЭС, регулирования стока реки, улучшения условия судоходства ?

В) Как называются природные комплексы, сильно измененные человеком?

Г) Распределите воздействия на природу на слабые и коренные:

1.сбор ягод и грибов;

2.строительство транспортной магистрали;

3. охота

4. добыча полезных ископаемых открытым способом»

5.создание водохранилища;

6. заготовка древесины;

Ответ: слабое - коренное-

Д) на какие группы делятся все ресурсы?

Е)на какие группы делятся исчерпаемые ресурсы?



  1. Изучение нового материала

Испокон веков человечество использовало природные богатства планеты и система «Природа – Человек – Общество» находилось в гармонии, но бурный прогресс человечества, внедрение технических средств привели к противоречию с чрезвычайно медленным естественным развитием природной среды. И как результат – нарушение равновесия природной среды, губительное для природы.

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.


Мы общей жизни зёрна.
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный наказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

В связи с этим человек начал задумываться о взаимоотношениях с природой. В нашей стране природа охраняется законом. Кроме того, отдельные природные территории нашей страны относятся к группе особо охраняемых.
Особо Охраняемые Природные Территории – участки земли, водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования.


Как вы думаете, что относится к таким территориям?

Ученики. Заказники, заповедники, национальные парки, памятники природы.


-Ребята, сегодня мы отправимся в уникальные районы России. Это особые охраняемые территории – это «Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки», «Золотые горы Алтая», «Оренбургский заповедник», «Бузулкский бор». Для сохранения природы созданы на Земле и в России – особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы.

По ходу урока учащиеся заполняют таблицу:

Особо охраняемые территории



Название

Местоположение

Особенности












Памятники природы – это достопримечательные природы объекты, подлежащие охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево. Каждый из вас может принять участие в обнаружении и паспортизации редкого объекта природы – памятником.


Сообщение 1 ученика о памятниках природы в Оренбургской области

Сообщение 2ученика о памятниках природы в Александровском районе.

Презентация №1 «Экологическая тропа созданная учениками Тукаевской школы»


Заповедники – это участки территории или акватории, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.

В заповедниках запрещенный любые виды хозяйственной деятельности – охота, рубка, леса, сбор ягод.


Сообщение 4 ученика о заповедниках России.


Учитель. Как уже было сказано на территории нашей страны насчитывается 103 заповедников, расположенных в разных ландшафтах. Некоторые из них входят в мировую сеть заповедников, они носят название биосферные.
Перед вами список всех заповедников России. Каждый из них уникален, у каждого своя история. Познакомимся с некоторыми из них. В этом нам поможет географическая карта. Все заповедники, в которых мы с вами сейчас побываем необходимо отметить на контурных картах.

Сообщение 5 ученика. «Ильменский заповедник»
Начнём наше путешествие с самого первого минералогического заповедника на территории нашей страны. Для сохранения и научного изучения минералов и горных пород, а также флоры и фауны, типичных для Южного Урала, 14 мая 1920 года был создан Ильменский государственный заповедник.
В здешних недрах (учитель демонстрирует минералы и их фотографии) открыто свыше 145 минералов, 30 из которых впервые найдены именно на Ильменах. Среди них миаскиты, топазы, ильмениты, вишневиты. В этих же горах есть чрезвычайно редкий на Земле лунный камень, встречающийся у нас ещё только в Прибайкалье. Лунному камню посвящено множество легенд и поверий. На его поверхности будто быч появляется белое пятно, которое растёт по мере того, как увеличивается свет луны, до полнолуния, а затем начинает тускнеть и исчезает до новолуния. В Индии и на о. Шри-Ланка утверждают, что если положить камень в тёмном месте, из него каплет целебная вода, излечивающая меланхолию и самые жестокие лихорадки.


«Звучащая гора» - памятник природы (Сообщение учащихся)

На прикаспийской низменности, рядом с озером Баскунчак, на 170 м возвышается гора Большое Богдо. Ядром горы служит монолит каменной соли. Уникальность горы Большое Багдо – в том, что это «Звучащая» гора. В ее трещинах, пустотах воздушные струи вращают зерна кварцита и яшмы, пластинки гипса, и гора «поет». Местные жители считают гору местом обитания духа.

«Река, изменяющая свое течение (сообщение учащихся)

В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12 веке. Население старинного Новгорода, не довольное поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмен, т.к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знамение Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.

Оказывается, уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают сильные дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.


Презентация №2 «Уникумы природных комплексов России»

Учитель. Если верить Библии, Бог создал такой прекрасный мир всего за шесть дней. Сотворил землю и океаны, качнул колыбель всего живого и дал право суше и воде самим примириться в своем соседстве. Миллионы лет две стихии в единоборстве формировали нашу планету. То вода утопит землю, то земля, возмутившись, взметнётся над уровнем моря - смотри, мол, кто выше к солнцу? С поднятием и опусканием земной коры, с высыханием и наполнением водных бассейнов, с наступлением глобального похолодания, а потом потепления менялись на земном шаре природные ландшафты: перемещались климатические пояса, вымирали или меняли зоны обитания видовые представители флоры и фауны.

В муках таких геологических переворотов происходило и рождение современного рельефа Оренбургской области. Много миллионов лет прошло с тех пор, прежде чем территория приняла именно такой вид, как сейчас - красивой во все времена года и неповторимой.

Всего лишь несколько десятков лет назад по земле, где мы с вами живём, бегали стада сайгаков, водились в большом количестве дрофы. А колёса телег становились красными от обилия ягод. Земля у нас одна. И если мы сейчас не задумаемся о том, что останется на этой земле после нас, то через несколько десятилетий живущие на этой земле могут не услышать песню жаворонка, не увидеть полёт степного орла, бурный разлив степных рек и яркий ковёр степных растений.

Для сохранения животных и растений в 1989 году в области создан Оренбургский степной заповедник. Нужно сказать, что в состав заповедника вошли не первозданные степи, а жалкие останки былого ковыльного простора, да небольшие участки холмисто – увалистых и низкогорных степей. Чудом уцелевшие первозданные степи Оренбуржья были почти сенсационно обнаружены в 1975 году.


Оренбургский заповедник состоит из четырёх участков:

1 – й участок на Востоке. Он представлен Кумакской степью (никогда не распахивалась, используется, как отгонное пастбище) и Ащисайской степью (только здесь встречается чёрный жаворонок). "Ащисайская степь", буквально "солёный сай", в значении "сай с солёной или горько-солёной водой". Территория, конечно, не пустыня, но весь живой мир подчинён жёстким экстремальным условиям. Когда-то давно, шагая по хрустящим солончакам и пробираясь сквозь кусты спиреи, шиповника, здесь проходили племена кочевников эпохи Средневековья. После себя они оставили величественный Пятихатский курган, сложенный беспорядочной кладкой из обломков кварцитов. Сегодня это единственное место с хорошей питьевой водой. Колосится и колышется ковыль, кружит голову запах горькой полыни.

С высоты птичьего полёта озёра практически не заметны. Как глубина морей скрывает от человека свои золотые пиратские сокровища, так и Ащисаиские озёра скрыты травой от взгляда человека. Три озера, как три разные тарелочки. Глубокая тарелочка - озеро Журманколь, десертная - озеро Лиман и блюдце - озеро Незаметное. Это единственное место на юго-востоке России, где имеются уникальные условия для гнездования большого числа видов водоплавающих и околоводных птиц. Здесь находится важнейший трансконтинентальный миграционный путь из северных широт в субтропические, тропические и экваториальные страны. Весной и осенью воздух наполняется птичьим гомоном. Цапли, гуси, лебеди, пеганки, бакланы, даже розовый фламинго встречается здесь. Всему птичьему миру дадут приют Ащисаиские озёра.


2 – й участок – на левом берегу Урала в Кувандыкском районе «Айтуарская степь».. С высоты птичьего полёта хорошо прослеживается система глубоких горных балок, протянувшихся с юга на север. Всего их шесть - Акбулак, Карагашта, Шинбутак, Сарт-Карагашта, Жарык, Ташкак.


"Айтуарская степь" - это целый букет трав и цветов, которые вживляют свои корни в разнообразные почвы этого участка. Много эндемиков и реликтов здесь: гвоздика уральская, чабрец мугоджарский или губерлинский, астрагал Гельма. Очень много ковылей: красный, Лессинга, красивейший.

Здесь небо разрезают своими сильными крыльями крупные степные птицы: курганник, ястреб-перепелятник, степной орёл, кобчик, лунь луговой и степной.


3 – й участок – на территории Беляевского района «Буртинская степь». Здесь, на холме Кармен сохранились настоящие кустарниковые степи. Усилившийся западный ветер помог нам приблизиться к другому участку заповедника - "Буртинская степь", расположенному на территории Беляевского района.

У каждого человека после посещения участка остаётся необъяснимая тяга к этому загадочному месту. "Здесь всё дышит ковыльной, спокойною Русью ...". Время приостанавливает свой ход на этой земле. Может быть, секрет такого притяжения именно в спокойствии.

Здесь растительность, ярко-зеленая весной и выжженная, жёлто-бурая летом, питает и питается земными соками, увлажняет землю и укрывает пёстрым одеялом все её подземные богатства. Путешествуя по степным просторам, по засоленнымлугам и по берегам озёр, можно встретить болотную черепаху или разноцветную ящурку, или же побеспокоить ужа, степную гадюку, укусы которых, в общем, не смертельны, но чувствительны. Романтичное настроение соз-даюттрели соловья, разноцветье летающих бабочек и парад яркого разнотравья. Красочное разнотравье радует не только глаз, но и опьяняет своими ароматами. Вдохните благоухание чабреца, клевера, душицы, шалфея. А по склонам лощин можно найти спирею городчатую, вишню степную и миндаль низкий. Небесную высоту на участке "Буртинская степь" захватили степной орёл, курганник, балобан, степная пустельга, а нижний и подземный ярус заняли истинные хозяева степи - суслик, байбак, мышь-малютка, обыкновенная полёвка, большой тушканчик, степная пищуха, ласка, барсук, заяц-русак, лисица.

самая высокая точка участка - реликтового плато Муюлды. С него берут начало балки Кулинсай, Таволгасай, Кызылсай и Белоглинка. Здесь находится курганный могильник, принадлежащий сарматской культуре VI1-1П вековдо нашей эры. Состоит он из 13 курганов, наиболее крупные из которых имеют диаметр 40 м и высоту 2,5 м.

В пятидесяти метрах от родника в неглубоком понижении скрыто Черепашье озеро. Здесь живёт настоящая болотная черепаха, которая, может быть, является родственницей черепахи Тортилы. Кто знает? Среди полей сизого ковыля и разнотравья, переливаясь на солнце алмазом, в оправе из тростника, камыша и рогоза виднеются два озера Косколь - Южный и Северный

4 – й участок – на Юга - Западной области, названа «Таловской степью» по реке Таловой В начале мая красота здесь неописуемая! Степь в конце апреля - начале мая превращается в расписной персидский ковёр - это время массового цветения тюльпана Шренка (21 тюльпан на квадратный метр). Весной великолепен травянистый ярус. Здесь можно встретить ковыль красивейший, рябчик русский, ирис низкий, василёк русский. Уже через месяц степь выгорит и приобретёт вид пятнистой шахматной доски, где светлые пятна ковыля, типчака будут чередоваться с тёмными пятнами чернополынников. Картины таловской растительности оживляют представители фауны. Суслики, сурки и тушканчики хозяйничают в степи, зайцы-русаки курсируют по своим тропам, иногда спасаясь от лисы, корсака.

  • Здесь можно услышать нежную трель, похожую на колокольчик полевого жаворонка. Он совсем невзрачный, с ржаво-бурым оперением, а на голове чуть заметный хохолок. У этой птички интересная манера исполнения брачной песни. Поднявшись ввысь, жаворонок начинает быстро снижаться, а его трель становится более обрывистой. Опустившись до земли, замолкает. Кроме этой небольшой птички на участке гнездятся ещё около 20 видов птиц. Вот лишь некоторые из них: лунь степной и луговой, перепел, чекан луговой, овсянка садовая и желчная. В "Таловской степи" отмечена наивысшая в области плотность гнездования степного орла, стрепета, журавля-красавки.

Просмотр фильма «Государственный природный заповедник «Оренбургский»

Презентация №3 «Байкал» , Эндемики Байкала

Заказники - охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, которые не вредят охраняемым объектам.

Национальные парки - охраняемые территории, которые используется для массового отдыха и туризма. В них есть запретные зоны и рекреационные зоны.


Презентация №4 «Особенно ценный массив» (Бузулукский бор)

Презентация №5 «Алтайский заповедник ( Резерв)


Закрепление: Природа России разнообразна и каждый природный объект заслуживает отдельного внимания и заботы.

Устно:

А) Какие заповедники вам особенно понравились и почему?

Б)Какой заповедник самый большой по площади?

В)А какой самый маленький по площади?

В В каком заповеднике вы хотели бы работать ?


Подведение итогов урока.


Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах,
Не растопчите её полей,
Вот в дальней сутолоке века,
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую, -
Нас много, а она – одна!

Уважение к природе – это одновременно и уважение к человеку.


Оценка работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: параграф 48 учебника

Задание по контурным картам:

  1. Отметить на карте заповедники: Большой Арктический, Таймырский, Путоранский, Командорский, Астраханский, Баргузинский, Кижи, Сихотэ- Алиньский, Ильменский.

  2. Указать объекты Всемирного наследия: озеро Байкал, Леса Коми, Вулканы Камчатки, Соловецкие острова.