uzluga.ru
добавить свой файл
Олимпиада «Родной край – 2010» 6-7 классы


ЧАСТЬ А

В каждом задании найти один правильный и наиболее полный ответ. За верный ответ – 1 балл.


1. Это исследователи чувашской народной культуры:

а) С. Герберштейн, А. Курбский, Н. Бичурин, А.Фукс, С. Михайлов, Н. Никольский, Н. Ашмарин.

б) С. Герберштейн, А. Курбский, А.Фукс, С. Михайлов, Н. Никольский, Н. Ашмарин.

в) С. Герберштейн, К. Иванов, А. Курбский, А.Фукс, С. Михайлов, Н. Никольский, Н. Ашмарин.

г) С. Герберштейн, А. Курбский, А.Фукс, С. Михайлов, Н. Никольский, Н. Ашмарин, М.Костина.


2. По чувашским народным мифам первоначальный мир мог представляться в виде:

а) Хаоса – абсолютного беспорядка, бескрайнего океана и бескрайней земли.

б) Хаоса – абсолютного порядка и бескрайнего океана.

в) Хаоса – абсолютного беспорядка, бескрайнего океана.

г) Хаоса – абсолютного порядка, бескрайней земли.


3. Образ верховного божества Кепе мог быть в виде:

а) Мужчины – посредника между верховными божествами и людьми, главной богини – создательницы всего сущего, матери богов, богини животных и пчел, главой небесных ангелов.

б) Двойного божества – мужчины и женщины, главной богини – создательницы всего сущего, матери богов, богини растительного мира, пчел, главой небесных ангелов.

в) Женщины – посредника между верховными божествами и людьми, главного бога – создателя всего сущего, богини растительного мира, пчел, главой небесных ангелов.

г) Мужчины – посредника между верховными божествами и людьми, главной богини – создательницы всего сущего, матери богов, богини растительного мира, пчел, главой небесных ангелов.


4. В этой надворной постройке летом варили еду, пиво, стирали и т.п.:

а) Лаё.

б) Мунча.

в) К\лет.

г) П=лт=р.


5. В чувашском селении соседи могли называть друг друга по имени:

а) Старшего сына.

б) Старшего ребенка.

в) Младшего сына.

г) Младшего ребенка.


6. При трудовом воспитании чувашского ребенка сначала ему предлагалось:

а) Самому полностью сделать какое-либо дело.

б) Закончить работу начатую взрослым.

в) Начать работу, которую потом заканчивал взрослый.

г) Помогать своим братьям и сестрам.


7. По правилам чувашского этикета полагалось:

а) Избегать грубых слов, высказывать о человеке все, что о нем думаешь, просьбы и замечания выражать в виде намеков, прощать обиды.

б) Избегать грубых слов, просьбы и замечания выражать в виде намеков, прощать обиды.

в) Избегать ласковых слов, высказывать о человеке все, что о нем думаешь, прощать обиды.

г) Избегать грубых слов, просьбы и замечания выражать в виде намеков, никогда не забывать нанесенных обид.


8. Богатые зажиточные люди в чувашской деревне отличались:

а) Большим количеством надворных построек, запасами продуктов, вещей.

б) Меньшим количеством надворных построек, запасами продуктов, вещей.

в) Большим домом и большим количеством надворных построек, слуг, запасами продуктов, вещей.

г) Количеством надворных построек, богатой одеждой, изысканной едой, запасами продуктов, вещей.


9. Эти особенности характерны для чувашской одежды более древнего периода:

а) Прямоспинный крой, меньшее количество вышивки, бисерные, металлические узоры.

б) Отрезной по талии крой, обилие вышивки, бисерные, металлические узоры.

в) Прямоспинный крой, обилие вышивки, бисерные, металлические узоры.

г) Обилие вышивок и оборок, бисерные, костяные, металлические узоры.


10. Чувашская народная одежда украшалась вышивкой. В древности на месте вышивки могли быть:

а) Металлические украшения, разрезы.

б) Амулеты, разрезы.

в) Кожаные украшения, разрезы.

г) Металлические украшения, карманы, разрезы.


11. Эти предметы наворачивали на палку и катали:

а) Выстиранная одежда, холщовая ткань, войлок,

б) Выстиранная одежда, кожа, войлок.

в) Сшитая одежда, шерстяная ткань, войлок.

г) Выстиранная одежда, шерстяная ткань, войлок.


12. Эти понятия относятся к началу сева:

а) Три горсти семян, ложка каши – на лемех плуга, духи земли.

б) Утро, опахивание деревни, три горсти семян, куриное яйцо, духи земли.

в) Ночь, три горсти семян, куриное яйцо, духи земли.

г) Ночь, горсть семян, куриное яйцо, обливание водой, духи земли.


13. Своеобразным спортом и предсказанием будущего был (-и):

а) Петушиные бои.

б) Бои быков.

в) Бои на поясах.

г) Собачьи бои.


14. Эти виды транспорта предназначались детям:

а) Коляска, санки.

б) Коляска, санки, дроги.

в) Коляска, волокуши, санки.

г) Коляска, санки, лодки.


15. Эти понятия можно связать с чувашскими принципами питания:

а) Сдержанность, отсутствие мяса и жареной пищи, зелень, молочные продукты и др.

б) Сдержанность, отсутствие сахара и жареной пищи, зелень, молочные продукты и др.

в) Обилие разнообразных блюд, мясо и молочные продукты, печеных и жареных изделий и др.

г) Отсутствие жареной пищи, изобилие, сладости, зелень, молочные продукты и др.


16. Этот обряд связан с появлением новой травы и первого снега:

а) Карта п=тти.

б) Кур=к тата юр п=тти.

в) Кил-йыш п=тти.

г) К\р-ёур п=тти.


17. По чувашским традициям во время обычной (непраздничной) еды на столах было:

а) Много разнообразных блюд.

б) Два блюда.

в) Одно блюдо.

г) Максимум – три блюда.


18. Ал валли это:

а) Ручные орудия труда.

б) Перчатки или варежки.

в) Посуда, в которую клали кусочки жертвенной пищи.

г) Кусочки пищи, которые держали в руках во время молитв на обрядах.


19. Исключительно мужским видом занятий было:

а) Портновское дело – изготовление верхней одежды из шкур, кожи.

б) Прядение – изготовление нитей из волокон.

в) Сенокос.

г) Игра на музыкальных инструментах.


20. В древности предки чувашей военные знамена изготавливали из:

а) Конских хвостов, ткани, кожи, бронзовых листов.

б) Конских хвостов, ткани.

в) Конских шкур, ткани, бронзовых листов.

г) Конских хвостов, ткани, бронзовых листов.


21. Золотое правило нравственности это:

а) Делай другим только то, чего хочешь, чтобы делали тебе.

б) Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

в) Не делай другим ничего, чтобы тебе не навредили.

г) Делай другим то, чего не хочешь, чтобы делали тебе.


22. Одним из характерных чувашских способов лечения простуды был(-о, -и):

а) Усиленное питание.

б) Труд.

в) Баня.

г) Отвары трав.


23. Эти предметы и явления можно связать с поминальным обрядом юпа:

а) Радуга, стол, дуб на краю деревни, стул, мост, песни, танцы.

б) Радуга, сильный плач, стол, стул, мост, песни, танцы.

в) Радуга, стол, стул, обрызгивание водой, песни, танцы.

г) Радуга, стол, стул, мост, песни, танцы.



ЧАСТЬ В

Выполните задания. За верный ответ – 2 балла, за ответ с одной ошибкой – 1 балл.

1. Выпишите два «лишних» слова.

Курка, алт=р, кил\, ч\рес, хуран, каш=к, ёапала, ёатма, тир\к, такана.

2. Найдите соответствия:

1) Хушпу

2) Тухья

3) Тевет

4) Масмак

5) Сурпан

6) Калпак

7) Шълкеме


а) Женские детали костюма

б) Девичьи детали костюма

в) Эти вещи могли носить и девушки и женщины





3. Напишите название или назначение обряда.

Во дворе или в сарае разводили огонь, скотине давали лучшее сено…


4. Выпишите номера предложений, в которых есть ошибки.

1) Обряды аналогичные обряду х\р аки в Европе проводили еще в начале XX века.

2) Древнейшим земледельческим блюдом считается хлеб.

3) Для вышивания чувашские женщины использовали шелковые, шерстяные нити и бисер.

4) Мордовский панар по своему крою наиболее близок чувашскому к\пе.

5) По сравнению с городами Западной Европы тех времен г. Булгар не отличался чистотой.


5. Что получится если:

В трубку пропустить нить, залить воском, а затем трубку расколоть?


6. Составьте предложения, используя все эти слова (окончания слов можно менять):

1) февраль, нар=с, древнеиранский, новый день.

2) шуп=р, длинный, шкура животного, рукава.


7. Найдите соответствия:

1 2 3 4 5


а) куп=с, б) тът, в) кавал, г) вархан, д) хъпхъ


ЧАСТЬ С

Выполните задания, ответьте на вопросы. За верный ответ на 1, 2, 3 задания – от 0 до 3 баллов.

Четвертое задание оценивается от 0 до 4 баллов.


1. Как вы думаете, с каким явлением связаны эти понятия, объясните каждый из терминов:

Весна, состязания, призы, плуг.


2. Как вы думаете, что есть общего и в чем разница образов божеств Кепе и Киремет?


3. Сравните современную моду и старинный чувашский костюм, что есть общего?


4. Напишите короткое сочинение (эссе), не больше страницы, на тему: «Почему нужно изучать культуру и историю своего родного края».