uzluga.ru
добавить свой файл
1
Михаил Булгаков.

«Мастер и Маргарита»

Литературный обзор №1


Вступление.


Одни книги мы читаем потому, что нам интересна эта тема, та, которая в самом произведении.

А другие, мы читаем потому что «все читают». Ну, и вариации на эту тему причины: «потому что модно», «потому что классика», «потому что … как, ты не читал еще?».

Вот так вот.

Каюсь, сюжетная фабула «Мастера и Маргариты» мне как-то была всегда «до лампочки», поэтому прочтено сие произведение было «потому что классика».

Купил книгу три месяца назад, как раз, чтоб было чем заняться в никчемно длинные новогодние праздники.

Открыл. Страница №3. Краткое синоптическое описание. Читаю.


«Это – самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы ХХ века.

Это – роман, который почти официально называют «Евангелием от Сатаны». («сатаны» пишется с маленькой буквы, угу, читаю дальше.)

Это – «Мастер и Маргарита». Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но главное в которой все равно понять невозможно.

Итак, какие страницы «Мастера и Маргариты» надиктованы Силами Света? И какие – наоборот – написаны «со слов» Сил Тьмы? Пока что ЭТОГО не знает никто. Прочитайте. Может, вы узнаете ЭТО первыми?..»


Никакого желания «узнать ЭТО первым» не появилось вообще.

«Просто прочту, да и все» - решил я.

Прочитал.

Причем, подозреваю что, как и большинство, читал с интересом все касаемое самих событий и без оного «выдержки» из книги о Понтии Пилате.

«Прозрения» не наступило в моей голове, книга была отложена куда-то и забыта.

Через месяц сюжет книги начал крутиться в голове с разной интенсивностью и периодичностью, видимо «просясь наружу».

Так вот несколько дней назад в один момент как-то все сюжетные перипетии были мною поняты и легли, что называется, в голове по своим местам.

Вот этим «раскладом», собственно говоря, я и решил с вами поделиться.


«Мастер и Маргарита»


Структура романа четко разделена на две части – первая, собственно события и персонажи, и вторая, выдержки из романа Мастера о «жестоком пятом прокураторе Иудеи Пилате».

Назовем эти половинки «событийная часть» и «роман мастера».

Замечу, что при всем количестве упоминаний и ссылок на «роман мастера» в «событийной части», эти две части живут совершенно самостоятельной жизнью и никак не производят впечатления единого целого. На первый взгляд.

Но это не так.

Вот с этой «ниточки» я и начал распутывать «клубок» романа.

Итак, часть книги мы назвали «роман мастера». И что? Давайте отойдем от привычного положения вещей, уйдет от материалистики и изменим угол зрения на нематериальный, внутренний, духовный.

Тогда «роман мастера» - это не физическая книга, это его мысли, его внутренний диалог с собой.

Пойдем дальше.

О чем тогда думал мастер, что волновало его внутреннее «Я», его Душу.

Иисус Христос, Голгофа, Понтий Пилат?

И да и нет.

Мы же договорились, что это не реальные персонажи, а мысли мастера. Тогда получается интересная картина, а на самом деле - Главный вопрос Бытия Человека – Бессмертие Души.

Ииисус Христос – Душа.

Понтий Пилат – сам мастер.

Голгофа – жизнь мастера.

Весь «роман мастера» это его внутренние терзания о своей Душе, о понимании ее бесценности и о том как легко ее погубить (привести на Голгофу) и какой это будет страшный исход, которого мастер (Понтий Пилат) страшится всей своей сутью и знает, что если это произойдет (мысленно казнь Иисуса обыграна в его мозгу миллион раз), то он (Понтий Пилат) будет страдать после этого Вечно.

Помните сон Ивана Николаевича «Бездомного» Понырева, описанный в самом конце книги? Этот сон приходил к нему каждое полнолуние. Прочтите его внимательно, и мы вернемся к нему в самом конце, потому как в этом сне и кроется ответ на Главный вопрос заданный Михаилом Булгаковым в «Мастере и Маргарите».

Хорошо, мы разобрались с той частью книги, что назвали «романом мастера», а что же тогда представляет из себя «событийная часть»?

Эта половина книги весьма насыщена колоритными персонажами и очень увлекательна, потому как подана в духе, если можно так выразиться «приключенческого трагифарса».

Начнем с самого легкого, со свиты Воланда – Коровин (Фагот), кот Бегемот и Азазелло.

Надо признать эти персонажи «чертовски» привлекательны, но, не будем отвлекаться.

Чем они занимаются?

Фактически безобразничают и «гадят» кругом, но мы все понимаем, что это делается со смыслом. Есть важное замечание, эти персонажи не самостоятельны, а являются «продолжением» Воланда. Поняв кто такой Воланд, мы поймем кто и в его «свите».

Как!?

Удивитесь вы.

Ведь Воланд - сатана. Там же ясно написано.

Забудем об этом, мы же договорились, что решаем задачу не в лоб.

Да, Воланд – Зло, это не обсуждается. Но чье Зло?

Ответ: самих людей.

Вернее зло их Душ, их черные мысли и поступки.

Воланд являет собой Возмездие в чистом виде.

Начало книги посмотрите, читайте эпиграф.


«… так кто же ты, наконец?

- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»

Гете. «Фауст»

Воланд – та часть человеческой Души, которая стремится ко Злу. Только сам человек, генерируя Зло в Душе создает и питает Воланда. Но, почему тогда «… и вечно совершает благо»?

Потому, что это противоестественное состояние Души, она не создана жить в скверне и Зле, и в нее заложен механизм самоочищения.

Вопрос: В чем он заключается?

Ответ: В возврате человеку порожденного им Зла.

Чем больше человек порождает Зла, тем больше его ему возвращается.

Но где же здесь благо?

Благом является именно этот «принцип возврата Зла», но только после Осознания его.

«Все что Бог не делает – все к лучшему».

Ведь мы же все знаем прекрасно это высказывание.

Суть механизма самоочищения проста – или к человеку приходит момент Осознания, что его Зло ему возвращается, и он станет на путь очищения Души и уменьшит создаваемое собою Зло или Зло погубит Душу окончательно.

Это момент Истины для любого человека.

Разобрались.

Ну, после этого со «свитой» Воланда совсем просто – эти трое, они лишь орудия Зла и занимаются совершенно рутинной работой – возвращают маленьким людишкам их маленькое зло. Но делают это весьма искрометно, что очень освежает произведение.

Остались двое – мастер и Маргарита.

Разгадываем дальше.

Маргарита – Настоящая Любовь мастера.

Бог – есть Любовь.

Что хотел Бог донести мастеру?

То же, что Он пытается донести всем нам.

Ведь мастер – писатель.

Значит Маргарита – его Вдохновение.

Но мы же договорились уйти от прямой трактовки.

Ведь мастер не писал никакого романа о Понтии Пилате.

Тогда кто такая Маргарита? – спросите удивленно вы.

Маргарита – Откровение мастера.

Встреча мастера с Маргаритой это момент осознания мастером, что Бог есть!

Это самый важный момент в книге, хотя и пройдет для абсолютного большинства совершенно незамеченным.

После встречи с Маргаритой жизнь мастера изменилась бесповоротно.

Именно появление Маргариты дало силы мастеру создать свой Шедевр.

Да какой Шедевр? – опять спросите вы.

Тот, который не горит.

После момента Откровения мастер прошел трудный Путь, длиною в книгу о Понтии Пилате.

Эта книга – Путь мастера к Богу.

Именно поэтому она не горит.

Что пройдено и познано – то Вечно.

А Вечна только Истина.

Так кто же такой мастер? – опять спросите вы.

Мастер это человек!

Мастер это Вы!


Вместо эпилога:

Каждый человек приходит в этот мир и начинает жить.

Он познает все правила жизни этого мира и в какой-то момент его Душа начинает задавать вопросы. Вначале тихо и застенчиво, а потом все настойчивее и сильнее. Человеку приходится искать на них ответы. Он бродит, так же как и мастер по переулкам своей жизни, пока не встретит свою Маргариту. Это будет волнующе и пугающе одновременно.

Истина всегда волнует, но Она укажет Путь, а Он пугает.

Но это поначалу, с непривычки.

Придется идти, человек.

Придется идти так, чтоб не встретить Воланда, а это будет практически невозможно.

Поэтому человек познакомится с его «свитой» и не раз и не два.

Это может очерствить Душу.

Но надо идти.

Единственное, что будет всегда с человеком на его пути это Откровение, которое он познал, - его Маргарита.

Она всегда укажет своему мастеру верный путь.

Идите и не бойтесь.


Роман «Мастер и Маргарита» - это монолог Михаила Булгакова с Богом. Почему монолог? Ну, мы же хорошо знаем, что диалога не будет. Так о чем спрашивал Булгаков Бога в своей книге, какой главный вопрос задавал писатель Ему?

Тот же, который задаст каждый человек на своем смертном одре.

Этот вопрос задан как раз в том самом сне в конце книге, к которому я обещал вам вернуться и который снился поэту Бездомному в полнолуние.

В этом «сне» Булгаков спрашивает Бога, правильно ли он прожил жизнь, не погубил ли Душу свою?

Ответ мы знаем и по книге и по самой жизни Булгакова.

Ведь этот вопрос писатель задавал Богу целых 11 лет и когда поставил последнюю точку в романе, Бог дал ответ.


29.03.2011года.