uzluga.ru
добавить свой файл
1
Мордва – один из древнейших народов России. Первое письменное упоминание о ней датируется VI в. (Иордан). Древнемордовские племена проживали в близком соседстве с племенами славян. В конце I тысячелетия н. э. на мордовских землях появились первые славянские поселенцы. С этого времени начинается и тысячелетняя история совместного проживания русского и мордовского народов.

Походы князя Святослава (964-966 гг.) изменили геополитическую обстановку в Восточной Европе в интересах народов, проживающих на Оке и Волге, и привели к освобождению мордовских земель из-под хазарского владычества. Согласно исследованиям члена-корреспондента РАН А.Н.Сахарова, проходя через данную территорию, Святослав организовал управление «на основе договора с местным населением». Об изменении ситуации в регионе свидетельствуют и многочисленные археологические материалы. Из мордовского Кельгининского могильника происходят подвески с княжеским знаком Вышеслава Владимировича, княжившего с конца 980-х гг. до 1010 года. Подобные подвески являлись своего рода верительными грамотами, выдававшимися княжеским должностным лицам.

В.Н.Татищев в «Истории Российской» приводит свидетельства о договоре 1006 г. между Русью и Волжской Булгарией, который разграничил сферы влияния этих государств в мордовском крае. На значимость этого договора указывал и С.М.Соловьев.

Существенный археологический материал рубежа X-XI вв., договорные отношения Руси с народами Среднего Поволжья (ок. 966 г., 1006 г.) явились основанием для начавшихся в 2006 г. в Республике Мордовия мероприятий, посвященных 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства. В 2006 г. с участием Президента России В.В. Путина был открыт памятник выдающемуся российскому флотоводцу адмиралу Ф.Ф.Ушакову, который был похоронен в Санаксарском монастыре на территории современной Мордовии и впоследствии был причислен к лику святых. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был освящен новопостроенный Свято-Феодоровский кафедральный собор, открыт памятник патриарху Никону, который был этническим мордвином. Крупным событием стал состоявшийся в 2007 г. I Международный фестиваль национальных культур финно-угорских народов «Шумбрат, финно-угрия!», в котором приняли участие более 2 тысяч представителей из 50 регионов России и ряда зарубежных стран. Фестивальные мероприятия посетили Президент России В.В.Путин, Президент Финляндии Т.Халлонен и премьер-министр Венгрии Ф.Дюрчань, саммит которых состоялся в эти дни в Саранске.

Исторические свидетельства говорят о полиэтническом характере Древнерусского государства. Характеризуя эпоху его наивысшего расцвета (X-I вв.), автор «Повести временных лет» упоминает мордву в числе народов, плативших дань Руси. Ему вторит автор «Слово о погибели Русской земли» (начало ХIII в.): «...от моря до болгаръ, от болгаръ до буртасъ, от буртасъ до черемисъ, от черемисъ до моръдви, - то все покорено было богомъ крестияньскому языку.., великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, князю кыевьскому; деду его Володимеру и Манамаху... Моръдва бортьничаху на князя великого Володимера». Автором дается четкая хронологическая привязка существования мордовского народа в составе Руси - время княжения Владимира Мономаха (1053-1125 гг.), Юрия Долгорукого (конец 90-х гг. ХI в. – 1157 г.) и Всеволода Большое Гнездо (1154-1212 гг.).

По мнению В.О.Ключевского, взаимодействие славянских и финно-угорских племен носило исключительно мирный характер и сопровождалось активным взаимообогащением культур.

Началом XIII в. датируется появление для обозначения мордовских земель в русских летописях термина «Пургасова Русь» (Пургас – мордовский князь) или же «Пургасова волость». Их употребление весьма значимо, поскольку летописцы «волостью» обычно называли княжеский удел с привычной для них системой управления, повинностями населения, политической и экономической структурой. Кроме того, термин «Русь» свидетельствует об интегрированности этих земель в систему русских княжеств и наличии существенного русского населения.

Таким образом, X в. можно датировать начало процесса тесного взаимодействия мордовского народа со славянами и другими народами в рамках Древнерусского государства. В XI-XIII вв. происходило укрепление и развитие этих связей, формирование единого политического, экономического и культурного континуума.

Укрепление этих связей произошло в период совместной борьбы с монгольским игом. 1239 г. датируется первое совместное восстание против завоевателей. Лаврентьевская летопись сообщает, что «на зиму... взята татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша, и по Клязьме воеваша, и град... Гороховець пожгоша, и сами идоша в станы своя». Со времени монгольского нашествия летописцы рассматривают «мордву» в одном ряду с русскими землями. В летописях обозначается четкое представление о единстве мордовских и русских земель. Причем мордовский народ принимал самое активное участие в борьбе Москвы за централизацию земель.

В XIV-XV вв. в результате объединения земель вокруг Москвы происходило становление Русского централизованного государства. Значительная часть мордовского народа еще в самом начале объединительного процесса была в составе Московского княжества.

В составе Московского княжества мордва, освободившаяся из-под власти ханов, не раз вместе с русскими принимает участие в борьбе с Золотой Ордой. Об их совместной борьбе с татарскими феодалами сообщается в летописях. Так, в 1444 г. ордынский царевич Мустафа совершил поход на Рязанское княжество, учинив ему разорение. Против Мустафы было послано войско, в составе которого была и «мордва на ртаж (лыжах), с сулицами, рогатинами и с саблями».

В XV в. общность мордовских и русских земель оформилась четко. В духовной грамоте Ивана III от 1504 г. мордовское Поволжье представлено как географическая область, давно функционирующая в составе Российского государства. Мордовский народ принимал активное участие в казанских походах Ивана IV.

Важной страницей истории мордвы, одним из ярких символов единения мордовского народа с народами России служат события Смутного времени, когда осенью 1612 г. героические действия служилых людей и населения мордовского края по защите рубежей страны не позволили кочевникам нанести удар по центральным районам и помешать изгнанию интервентов. Во время крупного набега на юго-восточные рубежи Российского государства алатырский воевода А.Хилков обратился к мордовскому мурзе Баюшу с просьбой собрать татарских мурз и мордву и выступить на защиту тылов войска К.Минина и Д.Пожарского. Объединенные силы русских, мордвы и татар разбили противника, что сыграло огромную роль для успешных действий ополчения, способствовало, таким образом, воссозданию единого многонационального Российского государства.

Эти события делают исключительно знаменательным проведение главных юбилейных мероприятий 1000-летия именно в 2012 г., когда исполняется 400 лет окончанию Смуты. В тот судьбоносный час мордовский народ – один из древнейших, государствообразующих народов России – принял самое активное участие в возрождении родного государства, спасении своего Отечества.

Указ Президента Российской Федерации Д.А.Медведева «О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства», подписанный 11 января 2009 года, поднял подготовку и проведение юбилея на федеральный уровень.

Оргкомитет по подготовке и проведению празднования тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства возглавил Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин. В состав Оргкомитета входят Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, спикер Госдумы Борис Грызлов, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина, министр сельского хозяйства Елена Скрынник, Глава Мордовии Николай Меркушкин, мэр Москвы Юрий Лужков и многие другие государственные и общественные деятели.

Общероссийское содержание, общегосударственный пафос являются основополагающими моментами юбилейной концепции. Формат предстоящего юбилея существенно отличается от идеологии «вхождения» большим соответствием реальной сложности и органичности исторического процесса. В исторической судьбе мордовского народа ярко проявляются многовековые корни уникального единства народов России.

Важнейшей составляющей концепции подготовки к 1000-летию является реализация масштабных мероприятий, направленных на сохранение и развитие языка и культуры мордовского народа, на динамичное социально-экономическое развитие многонациональной Мордовии. С этим связаны ожидания представителей мордовского этноса, проживающих по всей России, и всех жителей республики.

Подготовка юбилея призвана укрепить образ мордвы как одного из государствообразующих народов, древнейшего народа, который сегодня уверенно смотрит в будущее. Юбилей будет способствовать консолидации финно-угорского сообщества, развитию культуры финно-угорских народов, обогащению международных культурных связей.


Концепция подготовки к 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства как события общенационального значения направлена на достижение конкретных результатов в следующих основных направлениях:

- укрепление единства народов России как духовно-исторической основы целостности Российского государства;


- сохранение и развитие исторического наследия, языка и культуры мордовского народа;


- создание благоприятных условий для экономического и социального развития Мордовии;


- развитие современной инфраструктуры;


- новые шаги по формированию комфортной среды для здоровой и полноценной жизни людей в регионе.

Особый комплекс задач связан с проведением празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства летом 2012 года.