uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3



Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

Белорусский государственный медицинский университет

утверждаю

Первый проректор, профессор

С.Д. Денисов

«___» _____ 2011 г.

Рег. № УД-L044/1112р

общая и неорганическая химия

Учебная программа для специальности

1-79 01 08 Фармация

Факультет

фармацевтический

Кафедра

общей химии

Курс(ы)

1

Семестр(ы)

1,2




Лекций

54 час.




Формы аттестации:

Семестр

Практических занятий

-




экзамен

2

Лабораторных занятий

102 час




зачет

1

Всего часов аудиторных занятий

156 час.




зачет с дифференцированной оценкой

-

Всего часов для изучения

260 час.




государственный экзамен

-




Форма получения высшего образования

очная дневная




Составители:

Е.В.Барковский, доктор биологических наук, профессор;

С.В.Ткачев, кандидат химических наук, доцент


Минск БГМУ 2011

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Общая и неорганическая химия», утвержденной «24» сентября 2008 года, регистрационный № ТД-L.044 /тип.

Рекомендована к утверждению в качестве учебной программы на заседании кафедры общей химии «26» апреля 2011 г. (протокол № 8)

Заведующий кафедрой, профессор




Е.В.Барковский

Одобрена в качестве учебной программы методической комиссией медико-биологических дисциплин Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» и рекомендована к утверждению «19» мая 2011 г. (протокол № 7)

Председатель методической комиссии профессор




Р.Г.Заяц



Пояснительная записка

Общая химия – фундаментальная наука изучающая превращения веществ, сопровождающиеся изменением их состава и строения.

Учебная программа (рабочая) дисциплины «Общая и неорганическая химия» включает новейшие научные данные в области теории строения атома, молекул, химической термодинамики и кинетики, теории растворов и химии биогенных элементов.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Общая и неорганическая химия» – выработать способность у будущих провизоров использовать фундаментальные теоретические вопросы общей и неорганической химии для решения проблем по изготовлению неорганических лекарственных форм, используемых в лечебной практике.

Задачи изучения дисциплины:

  • сформировать современные представления о химических превращениях веществ, необходимых для успешного изучения комплекса последующих дисциплин, создающих фундаментальную научную и практическую подготовку специалиста – провизора;

  • развить у студентов современные представления о строении веществ, их реакционной способности, умение прогнозировать взаимодействия веществ в химических реакциях;

  • овладеть основами современного учения о растворах, их коллигативных свойствах в химических и биологических процессах, протекающих в водных средах и живых организмах;

  • ознакомить студентов с современными представлениями о биологической роли металлов и неметаллов, применением неорганических веществ в медицине и фармации, обратив особенное внимание на химизм лечебного и токсического действия некоторых из них,

  • сформировать у студентов навыки проведения химического эксперимента, умение оформлять полученные экспериментальные данные и делать правильные выводы на основании сопоставления экспериментальных данных и теоретических знаний.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • предмет и задачи общей и неорганической химии, ее значение в развитии фармации и для практической деятельности провизора;

  • правила и технику безопасности при работе в химической лаборатории;

  • способы выражения концентрации растворов;




  • основные закономерности протекания химических реакций (энергетика, направление протекания химических реакций; химическое равновесие; скорость химических реакций);

  • основные представления о растворах, растворимости различных веществ; коллигативных свойствах и особенности растворов электролитов и неэлектролитов; применение растворов разной концентрации в фармации и медицине;

  • теории кислот и оснований; ионное произведение воды, рН растворов; условия образования и растворения осадков;

  • основные представления о реакциях с переносом электронов, принципы их составления и условия протекания;

  • современные представления о строении веществ (электронные оболочки атомов, периодический закон Д.И.Менделеева; природа химической связи и строение химических соединений);

  • комплексные соединения: основные понятия, структура, номенклатура, свойства, устойчивость, биологическая роль, применение в фармации и медицине;

  • биологическую роль и применение в фармации и медицине s-, р-, d-элементов и их соединений.

Студент должен уметь:

  • самостоятельно работать со справочной и учебной литературой по общей и неорганической химии;

  • правильно использовать номенклатурные правила при названии неорганических соединений;

  • работать с химическими реактивами, приборами и пользоваться химической посудой, соблюдая правила техники безопасности;

  • рассчитывать энергетические характеристики химических процессов, прогнозировать направление их протекания, рассчитывать равновесные концентрации вещества по известным исходным концентрациям и константе химического равновесия;

  • рассчитывать количества компонентов растворов заданной концентрации и готовить растворы определенной концентрации;

  • качественно и количественно оценивать коллигативные свойства растворов неэлектролитов и электролитов;

  • предсказывать влияние растворителя (среды) на протекание физико-химических процессов, предсказывать образование осадка при сливании растворов известной концентрации;

  • применять закон действия масс к ионным равновесиям в растворах для решения профессиональных задач;

  • прогнозировать вероятные продукты окислительно-восстановительных взаимодействий и превращений веществ, использовать численные значения стандартных окислительно-восстановительных потенциалов для оценки окислительно-восстановительной способности веществ, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций в молекулярной и ионной формах и проводить количественные расчеты по уравнениям;

  • на основании периодического закона Д.И.Менделеева и строения электронных оболочек атомов прогнозировать свойства атомов химических элементов, строение и свойства их соединений, применяемых в фармации и решать соответствующие этим превращениям количественные задачи;

  • составлять формулы комплексных соединений (КС), прогнозировать способности атомов элементов к комплексообразованию, описывать реакции образования и диссоциации КС в растворах, использовать константы устойчивости и нестойкости комплексов для оценки их прочности, представлять биологическую роль и химические основы применения КС в фармации и медицине;

  • проводить соответствующие количественные расчеты по превращениям неорганических веществ;

  • используя описание лабораторных опытов, самостоятельно провести эксперимент по изучению свойств конкретных химических веществ и оформить результаты проделанной работы;

  • использовать свойства химических элементов и их соединений для решения учебных (в последующих дисциплинах) и профессиональных задач применения в фармации и медицине, учитывать свойства и реакционную способность соединений для оценки химической совместимости лекарственных средств;

  • проводить простой учебно-исследовательский эксперимент на основе овладения основными приемами техники работ в лаборатории, выполнять расчеты, оформлять результаты, формулировать выводы.

Характеристика используемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

На лабораторных занятиях программные вопросы обсуждаются и закрепляются через стадию экспериментальной работы. В ходе ее выполнения приобретаются предусмотренные программой умения и практические навыки. При выполнении лабораторных работ студент ведет протокол, при оформлении которого особое внимание обращается на умение грамотно фиксировать наблюдаемые во время проведения опытов изменения и способность делать правильные выводы на основании сопоставления экспериментальных данных и теоретических знаний.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществляется как в форме традиционного устного и письменного опроса, так и в форме тестов.

Текущая аттестация проводится в соответствии с учебным планом в форме зачета и экзамена.

Распределение бюджета учебного времени по семестрам


Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

всего

аудиторных

из них

лекций

лабораторных

практических

семинаров

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-79 01 08 «Фармация»

1

260

79

28

51

-

-

зачет

2

77

26

51

-

-

экзамен

Всего часов




260

156

54

102

-

-





следующая страница >>