uzluga.ru
добавить свой файл
1
11 класс


Индустриализация СССР.


1.Историческая закономерность индустриализации


Нужна ли была индустриализация? В конце 20-х гг. в руководящих кругах СССР все больше утверждалась идея форсированной (ускоренной) индустриализации, которая позволила бы СССР "догнать и перегнать11 развитых стран Запада. Нужно ли это было для страны? Действительно, Россия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной, 80% населения которой было занято в сельском хозяйстве.


Проблемой является не сама необходимость повышения уровня экономического развития страны, а ее оптимальные темпы и методы. Ускоренное развитие промышленности успешно осуществлялось и при императорском режиме. Новизна состояла в том, что теперь была поставлена задача индустриализации в кратчайшие сроки и "любой ценой". Естественно, такая установка заведомо обрекала народ на огромные жертвы.


Такая индустриализация, в первую очередь, оправдывалось фактором внешней опасности, угрозой со стороны "мирового империализма", необходимостью создания мощного оборонного потенциала. Не отрицая исключительной важности обороны для России, следует, однако, подчеркнуть следующее: во-первых, враждебность капиталистических стран к Советскому СОЮЗУ во многом была реакцией на большевистскую политику "экспорта революции", во-вторых, и при таких условиях, враждебность противников большевизма долгое время не представляла для нашей страны непосредственной военной опасности. Такая прямая угроза возникает лишь с утверждением в Германии гитлеровского режима (1933 г.) В конце же 20-х – начале 30-х гг., когда разворачивается форсированная индустриализация, реальность военной угрозы партийным руководством, по меньшей мере переоценивалась. Скорее же всего она сознательно преувеличивалась, чтобы "подстегнуть" народ, сплотить его, оправдать бесчисленные страдания и жертвы.


1.Основные этапы индустриализации. Первая пятилетка


Обычно в советской историографии индустриализация начинается с XIV съезда ("съезда индустриализации") в 1925 г. Решающий же этап этого процесса приходится на годы довоенных пятилеток и, прежде всего, на первую из них (1928 – 1933 гг.) Осуществление первой пятилетки началось еще в 1928 г., хотя ее план был принят только в апреле 1929 г. на XVI партконференции.


Главная черта первой пятилетки — форсированное строительство предприятий тяжелой промышленности. Самыми известными из них были ДнепроГЭС, металлургические комбинаты Магнитогорский на Урале и Кузнецкий в Западной Сибири; Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, автозаводы в Москве и Нижнем Новгороде.


Проводя форсированную индустриализацию, руководство страны в какой–то мере опиралось на массовый энтузиазм народа, особенно молодежи. Немалое число людей было захвачено пафосом обновления и готово было отдать все силы, чтобы быстрее сделать страну могучей и богатой. Широкое развитие получило в промышленности и социалистическое соревнование, "ударничество". При этом рабочие трудились чаще всего вручную и нередко жили впрок. Средства на индустриализацию внутри страны получали за счет их перекачки из деревни в город.


Между тем сталинское руководство бессовестным образом эксплуатировало этот энтузиазм, беспощадно транжирило народные силы. Не ограничиваясь и без того неслыханными темпами индустриального роста, Сталин выдвинул неслыханную авантюру. С целью получения валюты, необходимой для оплаты зарубежного оборудования, из страны вывозили хлеб, лес, нефть, меха, художественные ценности из музеев. У частных лиц с помощью ГПУ и сети специальных магазинов изымалось золото. Важную роль в реализации планов форсированной индустриализации играла система принудительного, по сути рабского труда, которая оформляется в широких масштабах именно в данный период. "Раскулачивание" и другие репрессии дали большое количество дешевой рабочей силы».


Несмотря на все эти небывалые усилия и огромные жертвы народа, к концу пятилетки плановые задания даже в области тяжелой промышленности, на которую бросались основные средства, не были выполнены. Производство средств производства увеличилось на 170 % вместо запланированных 230 %, было выплавлено не 17 млн. тонн чугуна и стали, а всего 6 млн. тонн, выработка электроэнергии составила 1–3.5 млрд. кв. час вместо 42 млрд.


Все результаты были получены при значительно более высоких затратах, чем предусматривалось в расходах. Капиталовложения в промышленность составили 3 млрд. руб. Качество продукции резко ухудшилось. В экономике СССР возникли серьезные проблемы на годы вперед, которые определили особенности развития страны.


Социальные сдвиги. Форсированный индустриальный рост сопровождался дальнейшим огосударствлением экономики, устранением различных форм частной хозяйственной активности (как тогда говорили, –  "несоциалистических укладов"). Помимо того, что была осуществлена коллективизация, путем непомерных налогов и различных преследований частная промышленность и торговля были вытеснены из экономики, многие "нэпманы" были арестованы.


Вторая пятилетка, 1933–1937 гг.


Кризис. Новая пятилетка начиналась, фактически, в обстановке социально-экономического кризиса, провала авантюристических планов, обострения всех противоречий. Эффективность предприятий, построенных в предшествующий период, была весьма низка из-за экономических диспропорций, низкой дисциплины и слабой подготовки руководящих кадров и рабочих – в массе своей недавних крестьян. Тяжелое положение было и в деревне, охваченной голодом; колхозы и совхозы находились на грани развала.


В этих условиях Сталин был вынужден отойти на более трезвые позиции. Было объявлено о замедлении темпов роста тяжелой индустрии и о намерении в ближайшем будущем ускорить развитие промышленности, производящей предметы потребления. Сталин специально подчеркнул, что главной задачей предстоящей второй пятилетки является не новое строительство, а освоение уже построенных заводов и фабрик. Большее внимание стало уделяться повышению уровня жизни, в частности, в 1935 г. было отменена карточная система.


Некоторое улучшение положения народа позволило в какой-то мере поднять его трудовую активность. Это проявилось в развертывании "стахановского движения". В августе 1935 г. рабочий одной из шахт Донбасса А. Стаханов по предложению местной партийной организации показал пример рекордной добычи угля, превысив прежнюю норму в 14 раз. В различных отраслях экономики появились последователи А. Стаханова: металлург М. Мазай, машинист П. Кривонос, кузнец А. Бусыгин, фрезеровщик И. Гудов, ткачихи Евдокия и Мария Виноградовы и тысячи других. Сами по себе это были, бесспорно, талантливые, честные и самоотверженные люди. Энтузиазм "стахановцев", несомненно, способствовал повышению производительности труда. Однако это был временный эффект. Рекорды "стахановцев" не могли компенсировать таких типичных для нашей экономики явлений, как отсутствие материальной заинтересованности у основных масс рабочих, низкая дисциплины, плохая организация труда.


Всячески поощряя "стахановское движение", власти, помимо прочего, стремились расширить социальную опору режима, создать слой привилегированных рабочих. Постепенно "стахановцы" превратились в своеобразную касту, резко отличавшуюся по своему уровню жизни от рядовых рабочих: они получали очень высокую зарплату, хорошие квартиры, иногда — автомобили. Об их благосостоянии может свидетельствовать следующий факт: во время Великой отечественной войны знаменитый машинист Н. Лунин смог и подарить фронту целую эскадрилью боевых самолетов!


Однако вскоре полоса уступок реализму, смягчения политики закончилась. Во второй половине 30-х гг. начинается "большой террор".


Итоги индустриализации


За годы первых пятилеток уровень промышленного развития СССР значительно вырос. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США (в 1913 г. – 5-е место). Если в 20-е гг. СССР отставал по производству продукции на душу населения от развитых стран в 5 –10 раз, то в конце 30-х гг. – в 1,5 – 4 раза. В 30-х гг. СССР стал одной из трех – четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции. Возникли целые новые отрасли — производство автомобилей, тракторов, самолетов и т.д.


Однако, значение всех этих достижений во многом обесценивается следующим: высокие темпы индустриального роста были получены чрезмерно дорогой ценой, за счет беспощадной эксплуатации всех ресурсов страны; во-вторых, несмотря на все эти жертвы, в стране так и не удалось сформировать современную экономическую структуру. Успехи в основном в тяжелой промышленности: прежде всего военной. Все остальные отрасли только начали переход к машинному производству.


Не менее важны социальные последствия индустриализации – ликвидация "несоциалистических укладов". Это означало полное утверждение в нашей стране системы огосударствления, первые шаги к которой были сделаны после октября 1917 г. Не случайно, что Сталин назвал все эти преобразования "второй революцией" (после "Великого Октября") или "революцией сверху" (имея в виду, что по своим масштабам и глубине они были равнозначны революции, но были проведены самим режимом).


Коллективизация.


Исторические предпосылки коллективизации


Первые попытки коллективизации крестьян были предприняты уже вскоре после революции, в период гражданской войны, когда в деревне стали всячески насаждаться колхозы и совхозы. Поскольку крестьянство упорно не желало расставаться со своим хозяйством, после перехода к нэпу режим вынужден был отказаться от планов ускоренного "социалистического" преобразования деревни. В 1922 г. наряду с другими работами, составившими "завещание" В.И. Ленина, появилась и его статья "О кооперации", где ставилась задача постепенного и добровольного подведения крестьян к колхозам через кооперацию. В советской историографии считалось, что последующая политика в деревне и была воплощением "ленинского кооперативного плана".


Вопрос о путях дальнейшего развития сельского хозяйства обсуждался на XV съезде партии (декабрь 1927 г.), который поставил задачу коллективизации в качестве основной задачи партии в деревне. Разумеется, в тот момент не шло речи о немедленном осуществлении коллективизации. Однако стратегический выбор был сделан именно на этом съезде.


Кризис хлебозаготовок и "правый уклон". Дальнейший ход событий был во многом определен так называемым "кризисом хлебозаготовок" в конце 20-х гг. Индустриализация требовала все больших средств, которые можно было получить за счет экспорта хлеба. Между тем крестьяне не желали сдавать его за бесценок. Планы хлебозаготовок срывались. Сталин объяснял эти трудности происками "кулаков". 1928–1929 г. прошли в обстановке "выколачивания" хлеба путем различных репрессий (107 статья УК РСФСР). В этих условиях Сталин приходит к выводу, что единственным способом гарантированного получения хлеба является ускоренное объединение крестьян в колхозы.


Резкий поворот в сторону чрезвычайных мер вызвал опасения среди отдельных, более реалистично мыслящих, партийных лидеров (Н. Бухарин, А. Рыков, М.Томский). Некоторые историки в связи с этим говорят о "бухаринской альтернативе", которая продолжала "ленинскую линию" и могла стать более оптимальным вариантом "социалистического строительства". Сталин объявил этих деятелей "правым уклоном" и добился снятия их с высоких постов. Устранение последних "сомневающихся" из партийного руководства позволило Сталину и его сторонникам беспрепятственно перейти к осуществлению насильственной коллективизации.


"Великий перелом"


В ноябре 1929 г. на Пленуме ЦК партии был сделан вывод, что, якобы, в настроениях основных масс крестьянства, происходит "великий перелом" в сторону колхозов. Утверждалось, что крестьяне "убедились" в преимуществах коллективного труда и надеются облегчить свою жизнь, получив от советской власти трактора и комбайны. Пленум создал специальную комиссию Политбюро, которая и разработала конкретный план коллективизации.


5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б), провозгласившее "сплошную коллективизацию" и "ликвидацию кулачества как класса". Основным средством принуждения крестьян к объединению в колхозы стала угроза "раскулачивания". Секретным постановлением ЦК партии предусматривалось "раскулачивание" до 5 % крестьянских дворов. По некоторым данным, общее число "раскулаченных" за все годы коллективизации доходило до 10 млн. Значительная часть их была выселена в отдаленные районы (в "спецпоселения") и стала дешевой рабочей силой на стройках пятилетки.


Растущее недовольство крестьян насильственной коллективизацией вынудило Сталина к временному " отступлению. В марте 1930 г. в своей статье "Головокружение от успехов" он на словах осудил "извращения". Однако нажим на крестьян продолжался и к концу первой пятилетки (1932 г.) в колхозах оказалось уже более 60 % крестьянских хозяйств. В годы второй пятилетки такая же судьба постигла остальных. Важную роль в окончательной победе режима над крестьянством сыграл голод 1932–33 гг. Он был вызван политикой государства, изъявшего из деревни весь хлеб. Минимальное число жертв голода 1932–1933 гг. составило 2,5 млн. чел., некоторые же историки называют более 8 млн.


В 1933–34 гг. для наведения "порядка" в деревне действовали чрезвычайные органы – политотделы МТС и совхозов (они сочетали в себе функции партийного руководства и госбезопасности). С помощью репрессий им удалось хотя бы отчасти преодолеть хаос, царивший в колхозах.


Итоги и последствия коллективизации


Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскохозяйственному производству. Валовое производство зерна снизилось в 1932 г. до 69,9 млн. т. против 78,3 млн. в 1928 г. Количество лошадей уменьшилось с 36 млн. до 20, коров – с 68 до 30. Зато режим получил неограниченные возможности выкачивать средства из деревни для нужд индустриализации.


Осуществление коллективизации стало важнейшим этапом в окончательном утверждении тоталитарной системы. Прежде всего, в небывалой степени усилился государственный контроль над экономикой: вместо миллионов "мелких собственников" появилось "колхозное крестьянство". Лишенные средств производства, полностью зависимые от местного "начальства", крестьяне, в сущности, превратились в государственных крепостных. Это было узаконено введением в 1932 г. паспортов: сельское население их не получает и, следовательно, не могло без "специального разрешения" покидать места своего жительства.


Разумеется, некоторая часть сельского населения выиграла от проведения коллективизации. Это касается, в первую очередь, наиболее неимущих ("бедняков", "батраков"): им кое-что досталось из "кулацкого" имущества, их в первую очередь принимали в партию (а это открывало доступ к власти), посылали на учебу, готовили из них трактористов и комбайнеров (в то время это были самые престижные деревенские профессии). Все эти заманчивые перспективы в особенности открывались перед сельской молодежью.


В годы второй пятилетки (1933–1937 гг.) государство усиливает финансирование сельского хозяйства, в результате чего происходит некоторая его стабилизация, намечается рост производства и улучшение положения крестьян. Это было во многом связано с тем, что Сталин пошел на компромисс: разрешил колхозникам вести небольшое собственное хозяйство под названием личного подсобного. В нем, в отличие от колхозов, крестьяне работали с полной отдачей. Поэтому, занимая 5 % посевов, оно обеспечивало почти все потребности крестьян и еще давало значительную часть товарной проекции сельского хозяйства. В: условиях некоторого улучшения положения крестьян в деревне также появляются ударники и Стахановцы, среди которых наибольшую известность получила трактористка Паша Ангелина.


Однако в значительной части колхозов в силу отсутствия у крестьян заинтересованности в труде царили бесхозяйственность, низкая дисциплина. Крестьяне нередко работали фактически бесплатно (за "палочки"). Несмотря на жестокие меры (вроде закона 1932 г. об охране "общественной собственности"), процветали хищения колхозного имущества. Все это обрекало наше сельское хозяйство на хроническое отставание.


Крупнейшее трагическое событие нашей истории, коллективизация стала важной темой отечественной литературы. В свое время одной из наиболее популярных книг являлся роман М. Шолохова "Поднятая целина". Сейчас стремление к правдивому воссозданию истории коллективизации очень велико. Государство признало репрессии против крестьян в период коллективизации незаконными, потомки раскулаченных получили право на возвращение изъятого имущества. Появляется большое количество воспоминаний, рисующих подлинную картину коллективизации и раскулачивания. Большой вклад в изучение этой проблемы внесли сибирские историки, опубликовавшие документальную серию о спецпереселенцах.


Культура СССР в 20–30 гг.


Общая характеристика культурного строительства


Развитие культуры после революции в 20–30-е гг. в советской историографии обычно рассматривалось через призму понятия "культурная революция" (его впервые употребил Ленин в работе о "кооперации"). Огромная важность задач культурного строительства определялась двумя факторами: культурной отсталостью России (80% неграмотных ) и необходимостью воспитания "нового человека", изменением мировоззрения.


Имеют место три разных периода культурного строительства:


После революции, в период гражданской войны применялись как и во всех других сферах жизни методы военного коммунизма (в т.ч. мобилизации специалистов и т.д.). Ставилась задача быстрого преодоления неграмотности, для чего применялись чрезвычайные методы "ликбеза" (вплоть до ареста не желавших обучаться).

Нэп: отказ от чрезвычайных методов, определенный плюрализм в культурной политике. В то же время в начале нэпа "кризис культуры" — снятие многих учреждений с бюджета и их закрытие.

С конца 20-х гг. во многом возвращение к чрезвычайным методам.

Как известно, культура очень сложное явление, которое включает много сфер. Мы рассмотрим несколько важнейших: образование, науку, художественную жизнь.


Образование и наука


Характерной чертой развития общеобразовательной школы после революции являются бесконечные реформы, в том числе: отмена обязательных уроков, экзаменов, введение самоуправления учащихся (вплоть до права увольнения педагогов). С начала 30-х гг. предпринята серия мер по возвращению школы в нормальное русло — в сущности по образцу дореволюционной гимназии. В 1934 г. принимается решение о возобновлении преподавания истории, которое было отменено после революции. По распоряжению Сталина готовится целая серия учебников по истории. Заложенные тогда подходы к преподаванию в значительной мере сохраняются и сейчас.


Ввиду массовой неграмотности огромное внимание уделяется обучению взрослых. Для этого привлекается общественность, для финансирования привлекается население (в деревне проводится "самообложение"), создается общественная организация "Долой неграмотность", на его средства содержится тысячи пунктов ликвидации безграмотности (ликбезов).


Начинается перестройка среднего специального и высшего образования. Еще в 1919 г. в вузах создаются "рабфаки", которые должны были почти неграмотную рабочую и крестьянскую молодежь ускоренно готовить к получению высшего образования. В начале 20-х гг. реформируется преподавание общественных наук в вузах – оно сосредоточивается в руках членов партии. Начинаются "чистки" преподавателей и студентов: изгнание "социально чуждых" и "враждебных" элементов.


В годы первых пятилеток произошел скачок в повышении образовательного уровня. Было введено всеобщее начальное образование. В основном была ликвидирована неграмотность взрослого населения. В 1926 г. 43% в возрасте 9–49 лет были неграмотны. В 1939 г. доля грамотных превысила 80%.


Это было, безусловно, крупнейшим достижением нового строя. Для миллионов людей этой стало уникальным жизненным шансом, возможностью повысить свое социальное положение. В то же время следует иметь в виду оборотную сторону данного процесса: появились огромные массы полуграмотных людей, едва умевших читать по слогам. Они беспрекословно доверяли печатному слову, всем официальным источникам информации, что стало важнейшей культурно–психологической предпосылкой сталинизма.


В области подготовки специалистов в начале 30–х гг. для удовлетворения потребностей форсированной индустриализации распространяются методы штурма. Многие вузы превращаются во "втузы", где за считанные годы готовились узкие "спецы". На несколько лет ликвидируются университеты. Распространяется система "выдвиженчества": преданных режиму рабочих и крестьян без образования ставят на различные должности и лишь затем они получают какую–то подготовку. Яркий пример такого пути — биография Хрущева: уже в зрелом возрасте он получил образование в специальном учебном заведении для руководящих кадров — Промакадемии. Не удивительно, что его недостаточная образованность проявлялась весьма яркой на высших постах. Это было массовым явлением: образовался огромный слой ''полуинтеллигенции", по выражению Солженицына — "образованщины": узко подготовленной, не имеющей широкого кругозора. Это также было важной основой сталинизма.


Ведется неоднозначная политика с одной стороны — подавление инакомыслящих. В 1919 г. расстрелян крупнейший историк великий князь Николай Михайлович, в 1921 г. вместе с поэтом Н.Гумилевым – крупный правовед В.Таганцев. В 1922 г. – "философский пароход": знаменитая высылка интеллектуальной элиты (философы Бердяев, Лосский, историк Карсавин, социолог Сорокин – всего около 200 человек). С конца 20–х гг. – серия процессов над инженерно–технической интеллигенцией: "шахтинское дело", "академическое дело" (арестовано большинство русских историков), процесс "Промпартии" (среди осужденных знаменитый изобретатель Рамзин), дело "Трудовой крестьянской партии (осуждены экономисты мирового уровня Николай Кондратьев и Александр Чаянов), и др. Интеллигенция была сломлена, отказалась от собственной общественной позиции, в большинстве превратилась в чистых "спецов", занятых своими чисто профессиональными делами.


В то же время для укрепления экономической и военной мощи страны поддерживаются некоторые направления науки, имеющие практическое значение. Для некоторых ученых создаются условия более благоприятные, чем до революции, выделяются значительные средства, предоставляются материальные привилегии.


Так, вскоре после революции впервые в России был создан научно–исследовательский институт для изучения атомных проблем под руководством академика Иоффе. К 1937 г. в стране имелось 867 НИИ с 37600 научными сотрудниками.


В 20–30-е гг. совершено ряд крупнейших достижений, одно из наиболее крупных: С. Лебедев – получение синтетического каучука. Трудами Циолковского, Цандера, Кондратюка создаются предпосылки для создания ракетно-космической техники. Успешно продолжается работа классика физиологии академика Павлова и знаменитого селекционера Мичурина. Естественно, что основные научно-конструкторские силы концентрируются на укреплении военной мощи. Были сконструированы лучшие в мире образцы военной техники, в частности, танк Т–34 и реактивный миномет ("Катюша").


В то же время в это время репрессии обрушиваются на ряд крупнейших ученых и научных направлений. Начались преследования генетики, возвысился лжеученый Трофим Лысенко и был арестован академик Николай Вавилов. Среди многих узников Гулага оказался и знаменитый впоследствии конструктор космических ракет Сергей Королев.


Художественная жизнь


Режим допускал определенное разнообразие, существовало множество различных течений и группировок. Среди самого большевистского руководства шли споры о политике в области культуры. Существовало экстремистское течение — за полный разрыв со "старой культурой". Например, организация Пролеткульт: "сбросить Пушкина с корабля современности". Среди писательских организаций — РАПП: травила "буржуазных" писателей, выступала за чисто "пролетарскую литературу".


Ленин, партийное руководство в это время неоднократно декларировали умеренность, необходимость использования достижений старой культуры, постепенного "перевоспитания" старой интеллигенции. На это указывалось в специальном постановлении ЦК партии о политике в области художественной литературы в 1925 г. В то же время "классово чуждые" творцы культуры находились под подозрением. Как показывают опубликованные сейчас документы, ОГПУ уже в середине 20-х гг. тщательно следило за Михаилом Булгаковым. Не совсем ко двору был и воспевший революцию Сергей Есенин: его смерть в 1925 г. была загадочна, сейчас высказывается версия, что это было не самоубийством, – его убили агенты ГПУ.


В конце 20-х гг. появляются первые главы эпопеи Михаила Шолохова "Тихий Дон" и этот автор начинает подвергаться многолетним нападкам за "восхваление белогвардейщины". Показательна судьба Маяковского: он был самый неистовый сторонник революции и большевизма. В то же время, как считают некоторые, его самоубийство отражало разочарование поэта, его отчаяние при виде нарастающего засилья бюрократов и карьеристов.


С конца 20-х и особенно в 30–е гг. главной становится политика "унификации культуры", подавления всякого многообразия и инакомыслия. В 1934 г. создается Союз советских писателей – организация, которая давала ее членам большие привилегии, но в то же время требовала единомыслия, следования единственно верному методу "социалистического реализма". Многие творцы культуры пали жертвой репрессий: среди них поэты Николай Клюев и Осип Мандельштам, реформатор театра Всеволод Мейерхольд и др. Другие на долгие годы потеряли возможность публиковаться, как Булгаков. Третьи, поставили свой талант на службу режиму, приспосабливались и деградировали, как Алексей Толстой (фактически спился). О невыносимом положении литературы под партийным диктатом с огромной силой сказал в своем предсмертном письме в 1956 г. Александр Фадеев, который сам был активнейшим проводником этого диктата.


Таким образом, развитие культуры характеризовались теми же противоречиями, которые были присущи всему обществу.


Общественно-политическая жизнь в СССР в 30-е гг. Формирование и сущность сталинского режима.


Основные тенденции политической жизни. Нарастание репрессий


Ведущей тенденцией общественно-политической жизни 30-х гг. было укрепление репрессивно–бюрократических порядков и личной власти Сталина. Нарастание недемократических тенденций в жизни нашего общества после 1917 г., было длительным процессом, прошедшим ряд стадий. Важные шаги в этом направлении были сделаны уже в первые годы большевистского правления, особенно" в период "военного коммунизма". Решающий же перелом в данном процессе имел место в ходе первой пятилетки, главную роль в этом сыграла коллективизация. Подчинение крестьян государству, репрессии против интеллигенции и других групп общества укрепили в стране атмосферу страха и покорности. В то же время у кадров управленческого аппарата упрочилась привычка к насильственным методам руководства.


XVII съезд. Говоря же об укреплении личной власти Сталина, следует подчеркнуть, что он стремился, с одной стороны, усилить повиновение народа, с другой стороны, подавить определенную оппозицию в самой партийной верхушке. Существование недовольства политикой Сталина выявилось на XVII съезде партии в начале 1934 г. Во время выборов на нем в центральные органы партии в ряде бюллетеней имя Сталина оказалось вычеркнутым. Высказывается даже мнение, что на съезде была предпринята попытка его отстранения от власти, в качестве же возможной альтернативной фигуры называют С.М. Кирова. Как бы то ни было, даже слабая тень оппозиции встревожила Сталина и побудила его усилить подготовку к уничтожению всех недовольных и "сомнительных". Скоро для этого представился и соответствующий повод: убийство С.М.Кирова. С.М. Киров (член Политбюро ЦК ВКП(б), секретарь Ленинградского обкома) был убит 1 декабря 1934 г., что было использовано Сталиным для усиления репрессий. В убийстве были обвинены "троцкисты". В 1936 г. состоялся первый открытый судебный процесс над "врагами народа", в том числе над Зиновьевым и Каменевым. Они "признались" в подготовке убийства Сталина и были приговорены к расстрелу.


В этой атмосфере 5 декабря 1936 г. съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Это стало поводом для огромной пропагандистской кампании о "победе социализма" в СССР и его "огромных успехах". Советский Союз был провозглашен социалистическим государством рабочих и крестьян. Его политической основой объявлялись Советы, экономической — общественная собственность. Конституция говорила о широких демократических правах граждан — свободе печати, слова, собраний, демонстраций и т.п., но никаких гарантий этих прав Конституция не давала. Естественно, все это не помешало дальнейшей эскалации репрессий.


"Большой террор"


Непрерывно усиливавшиеся после убийства Кирова репрессии достигли своего пика в 1937 –1938 гг. К этому времени у Сталина созрела идея всеобщей чистки руководящих кадров, "кадровой революции". Исполнителем намеченной линии стал новый глава НКВД Н. Ежов (поэтому потом период террора называли "ежовщиной"). В исторической литературе 1937–38 гг. нередко именуют временем "большого террора.


В феврале–марте 1937 г. состоялся пленум ЦК ВКП(б), на котором Сталин выдвинул тезис о непрерывном "обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму". Он доказывал, что вся страна, партия, в том числе руководящие кадры переполнены замаскировавшимися "врагами", "троцкистскими двурушниками", "шпионами" и т.д. Таким образом обосновывалась необходимость массовых репрессий.


Прямо на пленуме были исключены из партии и арестованы Н. Бухарин и А. Рыков. Несколькими днями ранее, покончил с собой крупнейший партийный лидер, нарком тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе (возможно, – в знак протеста против репрессий). Официальной причиной его смерти был объявлен сердечный приступ. В июне 1937 г. были приговорены к расстрелу видные военачальники Красной армии во главе с М. Тухачевским, которых обвинили в подготовке "заговора" против Сталина. Волна репрессий нарастала, захватывая партийные, хозяйственные, военные кадры, а также рядовых людей. Тюрьмы были переполнены. НКВД официально получил разрешение применять пытки. Массовый террор пошел на спад только в конце 1938 г. Ответственность за "перегибы" была возложена Сталиным на Н. Ежова, которого сместили с его поста, а позднее арестовали и расстреляли. Новым главой НКВД стал Л. Берия, при котором для успокоения народа некоторые репрессированные были даже освобождены.


Всего за 1937–1938 гг. было репрессировано 1.372.692 человек, в том числе расстреляно 681.692. Массовые репрессии нанесли стране большой урон: была уничтожена значительная часть хозяйственных, военных, культурных кадров. Террор позволил еще более расширить "лагерную империю", в небывалой степени усилить роль принудительного труда в экономике.


В исторической литературе можно встретить по крайней мере три точки зрения на причины и сущность "большого террора":


он не имел никакого смысла и был порожден болезненной подозрительностью Сталина;

это были репрессии против "настоящих ленинцев", противников сталинизма;

это была борьба против действительных врагов советской власти.

Существует возможная концепция: Сталин стремился к подавлению элементов оппозиции, но репрессии вышли далеко за пределы даже понимаемой таким образом целесообразности. Как бы то ни было, теперь Сталин приобрел теперь неограниченную власть, стал подлинным диктатором.


Сущность сталинского режима


В отечественной и зарубежной литературе существует чрезвычайное разнообразие точек зрения на характер общественной системы в СССР, сложившейся в 30-е гг. Коммунисты считают, что это был социализм, их противники говорят о тоталитаризме. Возможен следующий подход: главная черта этой системы — максимальное господство государства над всем обществом. Основа системы — огосударствление экономики — концентрация всех ресурсов в руках государства, которое в свою очередь находилось под контролем партийного руководства. С этим неразрывно связано формирование репрессивно–бюрократических порядков. Личная власть Сталина и была наиболее концентрированным выражением: этого политического режима.


Система базировалась на определенной социальной структуре. Основным привилегированным слоем советского общества являлась многочисленная и быстро растущая "номенклатура" (руководящие партийные, государственные, хозяйственные, военные кадры, верхушка интеллигенции).


Для укрепления своей социальной опоры режим стремился также сформировать привилегированные слои трудящихся, своего рода "рабочую аристократию", прежде всего из числа "стахановцев". Основу же этой пирамиды составляли не имевшие никаких привилегий массы рабочих и колхозников, а еще ниже – заключенные.


Характеризуя атмосферу в стране в тот период, было бы упрощением указывать только на бедность и террор. Следует иметь в виду, что в результате сталинской модернизации миллионы людей стали грамотными, часть наиболее неимущих получила кое какие блага. Уничтожение и изгнание "помещиков" и "капиталистов", последующие массовые репрессии освобождали массу "теплых местечек". Огромное количество людей из "низов" пришло в ряды управленческого аппарата, вдруг почувствовало себя "хозяева ми жизни".


Потому-то так противоречив образ "сталинской эпохи", так по-разному она запечатлелась и в памяти современников. Для одних — это время энтузиазма, огромных успехов страны. Для других — время бедствий, полуголодного существования, лагерей.


Тоталитаризм в политической жизни – однопартийная система, сращивание государственного и партийного аппарата, отсутствие реальных свобод и насилие мощного репрессивного аппарата