uzluga.ru
добавить свой файл
1
Новый социальный контекст образования


Формирование концептуального формата такой сферы, как образование, находящейся в состоянии мульти-системных сложных связей с множеством областей функционирования, воспроизводства и развития общества, предполагает выделение ряда аспектов, фиксирующих позиции основных факторов и проблематику направлений.

Социальный контекст любой образовательной инновацииэто совокупность внешних для системы образования факторов, которая определяет и общую направленность, и специфику конкретной деятельности.

Новый социальный контекст образования обусловлен идеями гражданского общества, трансформацией индустриальной экономики в экономику знаний, дискуссиями относительно целей образования и представлений об образовательном результате.

Важным элементом контекста является и социальная надежда. Она проявляется в том, что взаимодействующие элементы модели общества способны порождать не только новые проблемы, но и механизмы их решения, обеспечивающие целостность общества, устойчивость общественной жизни при кризисах. В этом смысле идея социальной надежды близка идее устойчивого развития, которая становится сегодня все более популярной.

Еще одним важнейшим компонентом социального контекста является та социальная, культурная и экономическая реальность, в которой живут и действуют сегодняшние ученики, их родители и учителя, – реальность России начала XXI в.

Эта реальность характеризуется высокой степенью неопределенности, разрывом между опытом поколений, необходимостью строить эффективное демократическое общество и государство без соответствующего национального исторического опыта. Эта реальность требует от образования опережающего действия, выстраивания в самом образовательном процессе таких практик, которые еще не устоялись в обществе.

Современный мир меняется очень быстро. В этих условиях перед любым обществом встают проблемы сохранения системы социальных институтов, обеспечивающих воспроизводимость идентификационных процессов и развитие инновационных структур и программ, направленных на формирование новой социокультурной тождественности. В данном контексте огромное значение имеет образование как особый социализирующий фактор, благодаря действию которого складывается и репродуцируется личность определенного типа.

Давно известно, что характер образования определяется особенностями общества, которое его организует. Но необходимо учитывать и обратную зависимость. Поэтому процесс тотальной модернизации объективно связан с реформированием сферы образования. Адекватная и выверенная реформа данной сферы гораздо раньше, чем все иные проводимые трансформации, может вызвать изменение общественного сознания, социальных и индивидуальных мотиваций.

Многие из ставящихся сегодня задач являются новыми для российской школы – формирование ключевых компетенций, введение элементов информационной культуры, обучение общению и сотрудничеству средствами всех учебных дисциплин, проектирование и моделирование вариантов развивающейся образовательной среды, развитие детских инициатив и др. Использование данных средств предполагает изменения в целях и способах управленческой и педагогической деятельности, необходимость формирования нового характера отношений между участниками образовательного процесса. В связи с этим возникает необходимость анализа готовности кадров к радикальным переменам в сфере образования.