uzluga.ru
добавить свой файл
1


Николая Михайловича Карамзина называли историческим живописцем. И не случайно. В этом человеке удивительно гармонично сочетаются многие качества настоящего творческого человека. Начиная изучение его пути, чтобы ответить на поставленный вопрос исследования: « Кто он в большей степени?» И всё больше и больше удивляешься неповторимости этого человека.

Поиски пути начались ещё в Симбирске, городе, где родился этот знаменитый человек. 1 декабря 1766 года в семье отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина. Этот дворянский род имел татарские корни: фамилия Карамзин восходит к татарскому « Кара – мурза».

Литературоведы ведут споры по поводу его малой родины, но как бы то ни было детство его прошло в селе Знаменском ,Симбирского уезда и в самом Симбирске. В три года от роду маленький Коля потерял мать Екатерину Петровну, и отец вскоре женился во второй раз на Евдокии Гавриловне Дмитриевой, которая, к сожалению, тоже недолго прожила на этом свете, скончавшись в 1774 году.

В раннем детстве произошло событие, которое, по мнению многих, хотя и косвенно, но повлияло на судьбу и мировоззрение будущего великого писателя и историка. В 1774 году, во время Пугачёвского восстания, в принадлежавшую Карамзиным деревню ворвались мятежники, но его отец сумел спастись и тем самым избежал расправы.

Мальчик, ставший впоследствии великим человеком, получил достойное воспитание и образование. Сначала симбирский пансион Фовеля, затем пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где давалось, в основном, гуманитарное образование.

4 стр.

Правда, вскоре Карамзину, которому в ту пору исполнилось всего четырнадцать лет, по настоянию отца пришлось преступить к военной службе, но эта деятельность его не прельщала. И после смерти отца Карамзин, сблизившийся с племянниками мачехи братьями Александром и Иваном Дмитриевыми, стал заниматься литературой, в первую очередь переводами. Он впервые перевёл на русский язык трагедию У. Шекспира « Юлий Цезарь», а в 1792 году Николай Михайлович переводит замечательный памятник индийской литературы – драму « Сакунтала», автором которой является Калидаса. Затем были переводы знаменитых немецких просветителей Штурма, Тиде, Галлера.

Большое значение имело для молодого писателя – переводчика вступление в масонскую ложу Златого венца. Здесь ему покровительствовал Тургенев Иван Петрович, именно он убедил Карамзина отправиться с ним в Москву и войти в круг виднейших московских масонов – Николая Новикова, Ивана Лопухина, Алексея Кутузова, Михаила Хераскова. Молодой писатель становится членом новиковского « Дружеского учёного общества».

А вскоре, 18 мая 1789 года Николай Карамзин предпринял путешествие по странам Европы, что решающим образом повлияло на формирование его мировоззрения. В России Карамзин начал издавать « Московский журнал», в котором появляются одно за другим произведения Карамзина. Это проза, позволившая мне сделать некоторые статистические расчеты по поводу количественного соотношения её к другим видам деятельности Карамзина.

• « Евгений и Юлия» повесть ( 1789)

• « Письма русского путешественника» ( 1791-1792)

• « Бедная Лиза», повесть ( 1792)

5 стр.


• « Наталья, боярская дочь, повесть ( 1792)

• « Прекрасная царевна и счастливый карла» ( 1792)

• « Сиерра-Морена», повесть ( 1793)

• « Остров Борнгольм» ( 1793)

• « Юлия» (1796)

• « Марфа-посадница, или покорение Новагорода», повесть (1802)

• « Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)

• « Чувствительный и холодный» ( 1803)

• « Рыцарь нашего времени» ( 1803)

• « Осень» ( 1803)

В том же году выходит собрание сочинений Карамзина в восьми томах. Это гигантский труд на литературном поприще, принесший славу и автору, и его произведениям.

Очень трудно сделать какие-либо конкретные выводы по количественному соотношению между прозой и поэзией Карамзина, но по грубым подсчётам поэтических творений у этого автора более трехсот, конечно, преимущество на стороне поэзии, но зная великого Карамзина, всё-таки хочется сделать вывод, что дело здесь, конечно же, не в количестве, а в том, что в любом произведении мы можем видеть отношение автора к тому, что родилось под его пером.

Особым вниманием можно отметить стихи Карамзина, написанные в стиле европейского сентиментализма. Она кардинально отличалась от традиционной поэзии того времени, поэзии воспитанной на одах Ломоносова и Державина.

На мой взгляд , особенно проникновенно стихотворение названное именем Алина.

6 стр.


О дар, достойнейший небес,

Источник радости и слёз,

Чувствительность! Сколь ты прекрасна,

Мила, - но в действиях несчастна!..

Внимайте, нежные сердца!

Эта история любви настолько понятна, настолько искренна, что диву даёшься, что о ней повествует человек с мировым именем и столь великой репутацией. Наверное, именно этим и сумел Карамзин завоевать сердца и мысли миллионов своих почитателей .


Н.М. Карамзин. Сборник стихов. « Алина» стр.251. 7 стр.

В ходе своей исследовательской работы я столкнулась и с деятельностью Карамзина – историка.

Это случилось в феврале 1804 года, когда Карамзин распрощался с « Вестником Европы» и начал новую для себя жизнь историка. Ещё раньше он прибегал к созданию исторических шедевров, но теперь он решил систематизировать свою работу над « Историей государства Российского».

Он и не подозревал о тех трудностях, которые встретятся на пути его работы. Первоначально он планировал выпускать по одному тому в год. Но будучи человеком добросовестным и кропотливым, историограф не мог удовлетвориться тем, что к тому времени было опубликовано. Ему пришлось связаться с известными частными коллекционерами, а также и с архивами.

Благодаря этому Карамзин получал большое число необходимых ему материалов – в подлинниках и в копиях. Кроме того у Николая Михайловича была целая группа помощников, которые работали вместе с ним.

Тем не менее трудности в этой работе имели место, и времени для создания исторического шедевра понадобилось намного больше, чем это предполагалось первоначально.

Двенадцать томов « Истории…» создавались почти половину жизни самого автора.

В 1812 году работа была прервана, хотя и временно, Отечественной войной. Сам Карамзин готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу, покинул город. 1813 год Карамзин провел в эвакуации вначале в Ярославле, а затем в Нижнем Новгороде. В Москву он возвратился в июне 1813 года и продолжил работу над « Историей…», невзирая на то, что при пожаре в Москве сгорела его

8 стр.

библиотека. В 1816 году Николай Михайлович приехал в Петербург просить

средств на издание первых восьми томов « Истории государства Российского». При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны Александр 1 удостоил писателя аудиенции , и результатом стала публикация без цензуры написанных томов. « История…» пользовалась огромным успехом, её тираж в то время составлял три тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись после публикации.

Остаётся только ответить на вопрос: « Почему тридцати семилетнему Карамзину, по возрасту достаточно почтенному, когда трудно порывать с прежним образом жизни, привязанностями, наконец, материальным благополучием, пришло в голову « постричься в историки»?»

Ответ оказался очевидным. Карамзин ставил перед собой три цели. Первую он сформулировал так: « Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, какие мятежные страсти волновали гражданское общество и какими системами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье»i

Вторая цель изучения истории смыкается с тем, что писал на сей счет М.В.Ломоносов: « История даёт государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твёрдость в советах». Карамзин продолжил эту мысль, развил её, так как считал необходимостью знать историю простолюдинов. А на вопрос о том, чем она полезна рядовым жителям страны, ответил, что простых граждан история « мирит с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках,

9 стр.

утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали

подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушилось».

Николай Михайлович был последним учёным, возлагавшим на историю утилитарную задачу изучения опыта прошедших веков. Это стало третьей целью написания великого исторического труда. Автор поставил перед историей и эстетическую задачу, которая заключалась в том, что история должна доставлять удовольствие, наслаждение, она воскрешает мёртвых и их страсти. « Мы их слышим, любим и ненавидим».

К Карамзину вместе с опубликованным произведением пришла вторая слава. С 1818 года он признанный историограф. Двенадцать томов прекрасных экскурсов в историю России, публика зачитывалась этим уникальным художественным творением.


Ключевский В.О. Н.М. Карамзин// Исторические портреты.- М.,1991,-с.488 10 стр.

Продолжая свои исследования, касающиеся творческого пути Николая Михайловича Карамзина, я столкнулась с удивительными работами его в области публицистики.

Первые упоминания на этот счёт можно отнести к 1787 году, когда молодой Карамзин совместно с Александром Петровым редактирует журнал «Детское чтиво». Кстати, я впервые узнала о том, что Николай Михайлович писал детские сказки и стихи.

Следующим опытом публицистики было начало издания « Московского журнала». Это произошло в 1791 году, после того, как Николай Карамзин вернулся из путешествия по Европе. К работе в этом журнале ему удалось привлечь целый ряд известнейших литераторов, включая Гаврилу Державина, Михаила Хераскова, Василия Капниста, Семёна Боброва. Но в большей степени здесь публиковались его собственные сочинения, которые имели большой успех.

Два года спустя Николай Михайлович работает над альманахом « Аглая», в котором долгое время оставался основным автором. Не могу не совершить небольшой экскурс в реформаторские начинания великого Карамзина, а именно от него впервые были введены в литературу такие слова, как « влюблённость», « утончённость», « мечтательность», « развитие», «общественность» и многие другие , ставшие теперь русскими в нашем словаре.

Ещё одним популярным детищем Карамзина стал журнал « Вестник Европы», который начал выходить в свет в 1802 году. Журнал выходил два раза в месяц. Карамзин вспоминал, что это был обременительный труд, однако был и свой плюс в выпуске журнала: Карамзин имел возможность

11 стр.

свободно излагать свои идеи, которые появились у него к началу нового

столетия. Многие из его воззрений казались парадоксальными и

утопичными, но журнал « Вестник Европы» расходился очень хорошо и быстро. Но вскоре сам автор решил, что чисто журналистская деятельность его не устраивает. Возникла мысль писать историю.


12 стр.


В ходе своей исследовательской работы я столкнулась и с деятельностью Карамзина – историка.

Это случилось в феврале 1804 года, когда Карамзин распрощался с « Вестником Европы» и начал новую для себя жизнь историка. Ещё раньше он прибегал к созданию исторических шедевров, но теперь он решил систематизировать свою работу над « Историей государства Российского».

Он и не подозревал о тех трудностях, которые встретятся на пути его работы. Первоначально он планировал выпускать по одному тому в год. Но будучи человеком добросовестным и кропотливым, историограф не мог удовлетвориться тем, что к тому времени было опубликовано. Ему пришлось связаться с известными частными коллекционерами, а также и с архивами.

Благодаря этому Карамзин получал большое число необходимых ему материалов – в подлинниках и в копиях. Кроме того у Николая Михайловича была целая группа помощников, которые работали вместе с ним.

Тем не менее трудности в этой работе имели место, и времени для создания исторического шедевра понадобилось намного больше, чем это предполагалось первоначально.

Двенадцать томов « Истории…» создавались почти половину жизни самого автора.

В 1812 году работа была прервана, хотя и временно, Отечественной войной. Сам Карамзин готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу, покинул город. 1813 год Карамзин провел в эвакуации вначале в Ярославле, а затем в Нижнем Новгороде. В Москву он возвратился в июне 1813 года и продолжил работу над « Историей…», невзирая на то, что при пожаре в Москве сгорела его

13 стр.

библиотека. В 1816 году Николай Михайлович приехал в Петербург просить средств на издание первых восьми томов « Истории государства Российского». При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны Александр 1 удостоил писателя аудиенции , и результатом стала публикация без цензуры написанных томов. « История…» пользовалась огромным успехом, её тираж в то время составлял три тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись после публикации.

Остаётся только ответить на вопрос: « Почему тридцати семилетнему Карамзину, по возрасту достаточно почтенному, когда трудно порывать с прежним образом жизни, привязанностями, наконец, материальным благополучием, пришло в голову « постричься в историки»?»

Ответ оказался очевидным. Карамзин ставил перед собой три цели. Первую он сформулировал так: « Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, какие мятежные страсти волновали гражданское общество и какими системами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье»ii

Вторая цель изучения истории смыкается с тем, что писал на сей счет М.В.Ломоносов: « История даёт государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твёрдость в советах». Карамзин продолжил эту мысль, развил её, так как считал необходимостью знать историю простолюдинов. А на вопрос о том, чем она полезна рядовым жителям страны, ответил, что простых граждан история « мирит с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали

М.В. Ломоносов « Краткое руководство к красноречию» 2-е изд. 14 стр.

подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушилось».

Николай Михайлович был последним учёным, возлагавшим на историю утилитарную задачу изучения опыта прошедших веков. Это стало третьей целью написания великого исторического труда. Автор поставил перед историей и эстетическую задачу, которая заключалась в том, что история должна доставлять удовольствие, наслаждение, она воскрешает мёртвых и их страсти. « Мы их слышим, любим и ненавидим».

К Карамзину вместе с опубликованным произведением пришла вторая слава. С 1818 года он признанный историограф. Двенадцать томов прекрасных экскурсов в историю России, публика зачитывалась этим уникальным художественным творением.


 Ключевский . Исторические портреты Н.М. Карамзин.- М.,1991,-с.488. 15 стр.

i Диаграмма. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.М. КАРАМЗИНА


На самом деле трудно « вычислить» , в какой степени Николай Михайлович был поэтом, прозаиком, историком, потому что в ходе

16 стр.


Исследования я открыла для себя ещё и реформаторские способности этого великого человека, а также талант переводчика.

Это незаурядная личность, заставившая меня по-иному посмотреть и на русскую литературу в целом, и на творчество самого Карамзина, в частности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Завершив свою исследовательскую работу, я вдруг поняла, как интересно устроено человеческое естество: чем больше углубляешься в изучение того или иного предмета или явления, тем интереснее, что же дальше? Хочется добраться до самой сути того, что ты начал изучать. Я глубоко убеждена, что творчество Николая Михайловича Карамзина можно изучать много и долго и этот источник никогда не иссякнет. Для себя я открыла такие великие запасы его произведений, что неожиданно вспомнился весь программный материал школы, связанный с изучением творчества этого человека и захотелось поделиться своими открытиями со всеми, кому интересен Карамзин и кто когда бы то ни было обращался к его творческой деятельности.


17 стр.


ВЫВОД: Остаётся признать, что творчество Николая Михайловича Карамзина в равной степени актуально и с точки зрения истории, и с точки зрения литературы, публицистики. Его великий талант принадлежал и до сих пор принадлежит народу и России. И это является важным и главным.


18 стр.



ii