uzluga.ru
добавить свой файл
1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ДИСЦИПЛИНЫ СТАТИСТИКА________________________

_____________________________________________________________________

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) 080501_____

«МЕНЕДЖМЕНТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»____________________


2010/2011 гг.


ОДОБРЕНА Составлена в соответствии

с Государственными требованиями

Предметно-цикловой комиссией к минимуму содержания и уровню

Экономических дисциплин подготовки выпускника по

специальности

Председатель ПЦК ЭД Зам. директора по УМР

Скрябина Л.И. Ноздрякова З.В.

Протокол № «____»__________2010г.


Автор: Преподаватель МПЭТ

Пименова-Шульц М.П.


Рецензенты: Преподаватель МПЭТ

Скрябина Л.И.

К.э.н., доцент Чемпосов П. М.


Содержание


Пояснительная записка________________________________________3

Тематический план___________________________________________ 6

Содержание дисциплины______________________________________ 8

Перечень практических работ _________________________________15

Темы для контрольной работы________________________________ 16

Литература _________________________________________________18


Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Статистика» является общеобразовательной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальности дисциплин.

Учебная программа дисциплины предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для экономических специальностей 080501 «Менеджмент (по отраслям)» среднего и профессионального образования и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные программы среднего профессионального образования.

Цель изучения дисциплины «Статистика» - раскрыть предмет и метод статистики как науки, задачи ее организации в условиях перехода на рыночную экономику; помочь студентам овладеть основными приемами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления статистических показателей, познакомить с формами и порядком составления действующей отчетности.

В результате изучения дисциплины «Статистика»

студент должен


иметь представление:

- об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений;

- о природе статистических совокупностей.


знать:

- основные способы получения, обработки, анализа и наглядного представления информации;

- статистические показатели и технику расчета;

- виды статистических индексов и способы их расчетов

- методы корреляционного и регрессивного анализа;

- основные способы формирования выборочной совокупности;

- организационные вопросы проведения статистического наблюдения;

- положение о бухгалтерском учете и отчетности РФ;

- нормативные акты статистической информации;


уметь:

- выполнять необходимые расчеты и формулировать основные методы;

- осуществлять комплексный анализ изучаемых явлений и процессов;

- использовать в работе специальную литературу и средства вычислительной техники;


Рабочая программа рассчитана на 60 часов (в том числе 18 часов практических занятий) для базового уровня профессионального образования.

Итоговая аттестация – зачет

Рабочая программа рассматривается предметно-цикловой комиссией и утверждается заместителем директора по учебно-методической работе.

При изучении дисциплины обращается внимание студентов на ее прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала ведется в форме, доступной пониманию студентов.

В процессе изучения дисциплины «Статистика» проводится одна контрольная работа, задание которой утверждается предметной (цикловой) комиссией.

При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы.

Освоение дисциплины предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент закрепляет теоретические знания, приобретает необходимые статистические умения. При проведении практических занятий учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название разделов и тем

Количество часов при очной форме обучения

Лекции

Практические занятия

Раздел 1 Статистика как наука

Тема 1.1 Понятие статистики, история, задачи

Тема 1.2 Организация государственной статистики в

РФ

4




Раздел 2 Статистическое наблюдение

Тема 2.1 Основные этапы проведения и программно-

методологические вопросы статистического

наблюдения

Тема 2.2 Формы, виды и способы статистического

наблюдения

4




Раздел 3 Сводка и группировка статистических

данных

Тема 3.1 Принципы построения группировок

Тема 3.2 Ряды распределения в статистике. Графичес

кое изображение рядов распределения

4

4

Раздел4 Способы наглядного представления

статистических данных

Тема 4.1 Понятие статистической таблицы, виды

таблиц

Тема 4.2 Статистические графики, диаграммы

сравнения, статистические карты

4

2

Раздел 5 Статистические показатели

Тема 5.1 Абсолютные и относительные величины в

статистике

Тема 5.2 Средние величины в статистике

Тема 5.3 Показатели вариации в статистике

Тема 5.4 Структурные средние

8

4

Раздел 6 Индексы в статистике

Тема 6.1 Понятие индексов. Индивидуальные и свод

ные индексы

Тема 6.2 Построение индексных систем

4

2

Раздел 7

Тема 7.1

Тема 7.2

Выборочные наблюдения

Некоторые сведения из теории вероятности

Основные способы формирования выборочной совокупности. Определение объема выборки

4

2

Раздел 8


Тема 8.1

Тема 8.2

Статистическое изучение связи между явлениями

Основные понятия. Корреляционный анализ

Методы регрессионного анализа

4

2

Раздел 9

Тема 9.1

Ряды динамики в статистике

Классификация. Правила построения рядов

динамики

6

2

Тема 9.2


Тема 9.3

Показатели анализа рядов. Структура ряда динамики

Анализ сезонных колебаний. Анализ взаимосвязанных рядов динамики







Всего:

42

18

Всего по дисциплине:

60



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Тема 1. Статистика как наука


Студент должен

иметь представление:

- об истории развития;

- о задачах статистики, как науки


Понятие статистики, ее содержание, роль и место в системе социально-экономических теорий. Практические предпосылки возникновения статистики, зарождение статистики как науки. Статистическая совокупность, статистический показатель.


Тема 2. Статистическое наблюдение


Студент должен

знать:

- определения и термины по теме;

- основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения;

- формы и виды статистического наблюдения


Статистическая информация. Статистическое наблюдение. Планомерность. Систематичность. Массовый характер. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения: установление цели и задач наблюдения; определение объекта и единицы наблюдения; выбор вида и способа наблюдения. Формуляр статистического наблюдения. Статистический подсказ. Статистическая инструкция. Организационный план статистического наблюдения. Элементы организационного плана. Организационные формы, виды и способы статистического наблюдения.


Тема 3. Сводка и группировка статистических данных


Студент должен

знать:

- определения и термины данной темы;

- основные принципы построения группировок;

уметь:

- проводить анализ рядов распределения на основе графического изображения


Статистическая сводка, программа статистической сводки, план статистической сводки. Статистическая группировка. Типологическая группировка. Структурная группировка. Построение статистических группировок: группировочный признак, количественные признаки, интервал группировки. Ряды распределения: атрибутивный, вариационный, дискретный вариационный, интервальный вариационный. Плотность распределения. Полигон; гистограмма; кумулята.


Практические занятия

  1. Построение рядов распределения; тесты.

  2. Анализ построения графиков.



Тема 4. Способы наглядного представления статистических данных

Студент должен

знать:

- особенности статистической таблицы; виды таблиц

- виды статистических графиков;


уметь:

- пользоваться статистическими таблицами и графиками


Статистические таблицы, их особенности. Графический метод; графический образ. Масштабные ориентиры. Диаграммы и статистические карты. Прямоугольные диаграммы (знаки Варзара). Картограмма, картодиаграмма. Изолинии.


Практическое занятие

  1. Построение статистических графиков, таблиц, диаграмм, карт.



Тема 5. Статистические показатели


Студент должен

знать:

- единицы измерения абсолютных показателей в статистике;

- виды относительных показателей в статистике;

- средние показатели и показатели вариации

уметь:

- решать задачи по данной теме


Статистический показатель. Абсолютные статистические величины, единицы их измерения. Показатели объема, показатели уровня. Относительные показатели; относительные показатели планового задания (ОППЗ); относительные показатели выполнения плана (ОПВП); относительные показатели динамики (ОПД); относительные показатели структуры (ОПС); относительные показатели интенсивности (ОПИ); относительные показатели экономического развития (ОПУЭР).Средние показатели. Структурные средние. Показатели вариации; размах вариации; дисперсия; коэффициент вариации.


Практические занятия

  1. Решение задач (относительные показатели); тесты.

  2. Решение задач (структурные средние показатели); тесты.


Тема 6. Индексы в статистике


Студент должен

знать:

- определения и понятия по данной теме;

- основные формулы (сводного индекса товарооборота, сводного индекса цен, сводного индекса физического объема реализации, индексы постоянного и переменного состава);

уметь:

- применять формулы при решении задач


Индексы: динамические; пространственные (территориальные). Индивидуальные индексы. Сводные индексы. Формулы сводных индексов. Индексы постоянного и переменного состава.


Практическое занятие

  1. Анализ заданий на построение индексных систем.


Тема 7. Выборочные наблюдения


Студент должен

иметь представление:

- о теории вероятностей и случайной величине


Генеральная совокупность. Выборочная совокупность. Репрезентативная выборка. Случайная величина. Типическая выборка. Механическая выборка. Многоступенчатый отбор. Определение объема выборки.


Практическое занятие

  1. Анализ примеров на определение объема выборки.



Тема 8. Статистическое изучение связи между явлениями


Студент должен

иметь представление:

- о корреляции, корреляционной зависимости, корреляционном анализе

- о методах регрессивного анализа;

знать:

- определения и термины данной темы;

уметь:

- решать примеры


Временная последовательность. Функциональная зависимость. Корреляционная зависимость. Поле корреляции. Количественные, порядковые, классификационные переменные. Коэффициент корреляции. Уравнение регрессии.


Практическое занятие

  1. Тесты по теме; разбор примеров и задач.



Тема 9. Ряды динамики в статистике


Студент должен

знать:

- ряды динамики;

- правила построения рядов;

- показатели анализа рядов;

- анализ сезонных колебаний;

- анализ взаимосвязанных рядов динамики

уметь:

- работать с таблицами;

- разбирать задания по теме.


Интервальный ряд динамики. Моментный ряд. Полные и неполные ряды. Комплексный ряд. Требования, предъявляемые к составлению рядов: периодизация развития; сопоставимость статистических данных; соответствие величины временных интервалов интенсивности изучаемых процессов; упорядоченность числовых уровней рядов динамики во времени. Показатели анализа рядов динамики. Тренд. Циклические колебания (периодические). Анализ сезонных колебаний: индексы сезонности; гармонический анализ. Анализ взаимосвязанных рядов динамики: коэффициенты опережения по темпам роста (прироста); исключение тренда с авторегрессией; корреляция первых разностей; включение первых разностей.


Практическое занятие

  1. Анализ ответов на вопросы темы



Перечень практических работ


Тема

Наименование практических работ

3

Построение рядов распределения; тесты

3

Анализ статистических таблиц, диаграмм, карт

4

Построение статистических графиков

5

Решение задач (относительные показатели); тесты

5

Решение задач (структурные средние показатели); тесты

6

Анализ заданий на построение индексных систем

7

Анализ примеров на определение объема выборки

8

Тесты по теме; разбор примеров и задач

9

Анализ ответов на вопросы темы



Вопросы к зачету

  1. Понятие статистики. История статистики как науки.

  2. Этапы статистического наблюдения.

  3. Основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

  4. Формы, виды, способы статистического наблюдения.

  5. Сводка: основное содержание.

  6. Сущность и классификация группировок.

  7. Принципы построения группировок.

  8. Построение рядов распределения.

  9. Статистическая таблица, виды таблиц, основные правила оформления и чтения таблиц.

  10. Классификация графиков. Диаграммы сравнения.

  11. Статистические карты.

  12. Абсолютные величины в статистике. Примеры.

  13. Относительные величины в статистике. Примеры.

  14. Понятие среднего показателя. Структурные средние, основные термины и формулы.

  15. Показатели вариации. Основные формулы.

  16. Понятие и виды индексов в статистике. Индивидуальные индексы.

  17. Сводные индексы. Формулы.

  18. Территориальные индексы. Формулы.

  19. Генеральная совокупность. Случайные величины.

  20. Парный коэффициент корреляции.

  21. Методы регрессионного анализа.

  22. Классификация рядов динамики.

  23. Правила построения рядов динамики.

  24. Показатели анализа рядов динамики.

  25. Анализ сезонных колебаний.

  26. Анализ взаимосвязанных рядов динамики.

Литература


  1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2006.

  2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. –М.: ИНФРА, 2006.

  3. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007.

  4. Кулагина Г.Д., Башкатов Б.И., Квасов Н.А. Экономическая статистика: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2006.

  5. Статистика: Учебник/В.С.Мхитарян, Т.А. Дуброва, В.Г. Минашкин и др.; Под ред. ВС. Мхитаряна. – М.: Мастерство, 2007.

  6. Статистика: Учебное пособие/Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; под ред. канд. экон. Наук В.Г. Ионина.- М.: ИНФРА, 2007.

  7. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Р.А. Шмойловой.- М.: Финансы и статистика, 2006.

  8. Тюрин Ю.Н. Математическая статистика. - М.: Знание, 2007.



Внутренняя рецензия

на рабочую программу

По дисциплине Статистика

Специальность 080501

Автор Пименова-Шульц Марина Петровна

Преподаватель МПЭТ ______________

дисциплин


  1. Соответствие формы титульного листа рекомендациям по разработке рабочих программ среднего профессионального образования соответствует

  2. Соответствие структуры рабочей программы рекомендациям по разработке программ СПО (отметить отклонения) соответствует

  3. Соответствие требований к знаниям, умениям и навыкам студентов по разделам (темам) содержанию учебного материала (или наоборот) указаны знания, навыки, умения по каждой теме дисциплины

  4. Соответствие требований к знаниям и умениям студентов перечня практических и самостоятельных занятий в целом соответствует, даны формы контроля и самостоятельной работы

  5. Правильность применяемых в программе понятий и терминов___

правильно

  1. Соответствие обозначений, сокращений и т.п. Государственным стандартам соответствует

  2. Соответствие требований к знаниям, умениям и навыкам студентов по дисциплине Государственным требованиям к уровню подготовки выпускников по специальности соответствует




  1. Недостатки оформления и содержания разделов программы_____

_________________________________________________________

________________________________________________________


  1. Предложения по улучшению содержания программы__________

________________________________________________________

________________________________________________________



  1. Общая характеристика и заключение о возможности использования рабочей программы Рабочая программа соответствует предъявленным требованиям ГОС СПО


Подпись _______________ Дата ___________

( )


РЕЦЕНЗИЯ
НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

«СТАТИСТИКА»



Рабочая программа курса «Статистика» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и на основе примерной программы учебной дисциплины, утвержденной Управлением среднего профессионального образования Минобразования РФ.

Программа отражает основную задачу курса – получение будущими специалистами углубленных знаний по вопросам статистики.

В программе определен объем и содержание знаний, умений и навыков студентов.

Разработан тематический план по изучаемой дисциплине, содержащий количество часов обязательной учебной нагрузки (всего 60ч, теоретических 42ч и практических 18ч занятий) и контрольной работы студентов.

Программа состоит из девяти разделов: «Статистика как наука», «Статистическое наблюдение», «Сводка и группировка статистических данных», «Сводка и группировка статистических данных», «Статистические показатели», «Индексы в статистике», «Выборочные наблюдения», «Статистическое изучение связи между явлениями», «Ряды динамики в статистике».

В каждом разделе программы дается содержание учебного материала, предоставлены требования к знаниям, умениям по данному разделу, конкретизированы практические работы и наименование тем для самостоятельного изучения. Позитивно то, что самостоятельная деятельность студентов рекомендована по учебным пособиям, учебникам и нормативным документам.

Программа содержит перечень практических работ по дисциплине, перечень вопросов к контрольной работе, список рекомендуемой литературы.

В разделе «Статистика как наука» рассматривается понятие статистики, история развития статистики как науки.

В разделе «Статистическое наблюдение» рассматриваются этапы статистического наблюдения, основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

В разделе «Сводка и группировка статистических данных» рассмотрены сущность и классификация статистических группировок, принципы построения группировок, построение рядов распределения и их графическое изображение.

Раздел «Способы наглядного представления статистических данных» рассматривает понятие статистической таблицы, статистических графиков и карт.

Раздел «Статистические показатели» освещает виды статистических показателей: абсолютных и относительных, понятие среднего показателя, структурного показателя.

В разделе «Индексы в статистике» рассмотрены виды индексов:

сводные, индивидуальные, постоянного и переменного состава, территориальные.

В разделе «Выборочные наблюдения» рассматриваются некоторые сведения из теории вероятностей, генеральная совокупность, объем выборки.

В разделе «Статистическое изучение связи между явлениями» рассмотрены основные понятия зависимостей и взаимосвязи между объективно существующими явлениями, корреляционный анализ и методы регрессионного анализа.

Раздел «Ряды динамики в статистике» рассматривает понятие рядов и их классификацию по пяти признакам, правила построения рядов динамики (по четырем требованиям), показатели анализа рядов, а также анализ сезонных колебаний и взаимосвязанных рядов динамики.


Рабочая программа по дисциплине «Статистика» разработана на научно-методическом уровне, подготовлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта и может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования.


Рецензент к.э.н., доцент П.М. Чемпосов