uzluga.ru
добавить свой файл
1
Министерство общего и профессионального образования РФ

МОУ «ОСОШ № 1» г. Усолье - Сибирского.




Урок-беседа по химии для 12 классов

«Д. И. Менделеев –

гордость русской науки».


Методическая разработка

выполнена учителем

химии

Титовой А. В.


12 февраля 2010 г.


12 класс.

«Д. И. Менделеев – гордость русской науки».

(беседа)

Цель:

- формирование познавательного интереса учащихся,

- формирование научного мировоззрения;

- воспитание чувства патриотизма.

Ход беседы:

«Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого белого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные синие проникновенные глаза. Манеры, разговор и жесты его были очень оригинальны и своеобразны. При разговоре он всегда жестикулировал. Широкие, быстрые и нервные движения рук отвечали всегда его настроению» (А.И. Менделеева).

Родился в г. Тобольске в 1834 г. в семье директора гимназий и училищ Тобольской губернии, по одним сведениям был 14-м ребенком в семье, по другим 17-м.

Закончил гимназию, пединститут Санкт-Петербурга физико-математический факультет с золотой медалью и поехал в Симферополь работать учителем гимназии. Защитил магистерскую диссертацию и был назначен доцентом химии Петербургского университета, защитил докторскую диссертацию на тему «Соединение спирта с водой» и стал профессором химии, а затем ректором университета.

Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна: фундаментальные работы по химии, физике, метрологии, воздухоплаванию (в 1875 г изобрел стратостат), сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и др. Он опубликовал более 1500 трудов, многие из них опубликованы уже после смерти; полное собрание его сочинений составляет 56 томов. Имел степень доктора Оксфордского, Кембриджского, Эдинбургского университетов, был в заграничных командировках, участвовал в международных конгрессах, избран почетным членом 71 из зарубежных академий и университетов мира, только в царской России его не оценили по достоинству. Он 15 лет возглавлял Главную палату мер и весов, совершил полет на воздушном шаре. Издал учебник «Основы химии», который выдержал 8 переизданий. Девиз всей деятельности Менделеева был: «Посев научный взойдет для жатвы народной». Его именем назван элемент № 101, проводятся Менделеевские съезды, первый – в 1907г в Петербурге. Существует особая награда за работу в области химии – золотая медаль имени Д.И. Менделеева, которая присуждается за научную работу, имеющую большое теоретическое и практическое значение.

День великого открытия.

Менделеева спросили однажды, как он сделал свое открытие; он ответил: «Да я думал над ним всю жизнь». В этот день 17 февраля (1 марта) 130 лет назад, Менделеев должен был покинуть Петербург и отправиться в Тверскую губернию. Уже были уложены вещи, подан экипаж, но Менделеев так и не вышел из кабинета. Через несколько дней ученым России и других стран было отправлено сообщение о создании Периодической системы элементов.

Менделееву только что исполнилось 35 лет. Он долго работал над систематизацией открытых к тому времени 63 элементов, располагая их по величине атомных весов, но воплотить в периодическую систему не получалось. «Все в голове сложилось, - с горечью говорил Менделеев ученику и другу А.А. Иностранцеву, - а выразить таблицей не могу». Последние три дня и три ночи он, не ложась спать, проработал у конторки, пробуя скомбинировать элементы в таблицу, но попытки оказались неудачными. Ученый использовал метод пасьянса, сделал карточки и раскладывал в разном порядке. Первоначально он располагал элементы начиная с больших масс к меньшим, но попытки оказались неудачными. Под влиянием крайнего утомления Менделеев прилег и тотчас заснул. «Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, - только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка». Причем таблицу он увидел перевернутой. Менделеев кинулся записывать на клочке бумаги увиденную во сне таблицу.

Интересно, а нашел бы он правильную таблицу без сновидения? Нашел бы! Не 17 февраля, так 18-го. Отдохнувшее во сне сознание немедленно включается в работу, продолжая ее там, где оставило.

Работая над таблицей Менделеев заметил, что в 3 и 4 группах 5-го ряда есть два пустых места, на которые нельзя поставить ни один известный элемент. Он смело решил: «Элементы эти существуют, но пока не открыты». Этому воспротивились другие известные химики (Мейер – Германия). Но Менделеев отважно шел дальше и предсказал, исходя из свойств элементов, находящихся рядом, а также над и под этими местами, атомные массы, свойства этих неизвестных элементов, а также свойства их соединений. Поскольку один из этих элементов стоял после бора М. дал ему название экабор. Т.к. Еb попал в 3 группу, то он дожжен быть трехвалентным металлом, поэтому оказывался в одной компании с другими трехвалентными металлами. Среди них иттрий, церий. Отсюда следовало предсказание, что в природе Еb должен встречаться вместе с иттрием, поэтому его надо искать среди спутников иттрия. Это было в конце 1871 г., а в 1879 шведский химик Нильсон открыл новый элемент, которому дал название в честь своей скандинавской родины – скандий. Вскоре выяснилось, что это и был предсказанный Менделеевым десятилетием раньше экабор. Его атомная масса 44 в точности подтвердилась. Второй замечательный триумф периодической системы – открытие в 1875 г. галлия (предсказанный экаалюминий). Сомнения некоторых ученых в правильности периодического закона были полностью рассеяны.

Практическое задание. В периодической таблице закрыт один элемент, который во времена Менделеева был неизвестен, и Дмитрий Иванович вычислил его атомную массу и предсказал свойства. Проделаем ту же работу.

Учащиеся вычисляют атомную массу скандия, описывают свойства.


Рекомендована литература о Д.И. Менделееве, статьи в журналах «Химия в школе».


В каких предложениях речь идет о химическом элементе, а в каких о веществе.

-Медь входит в состав медного купороса.

- Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде.

- Железо во влажном воздухе ржавеет.

- Поваренная соль состоит из натрия и хлора.


В каких предложениях речь идет о химическом элементе, а в каких о веществе.

- Железо входит в состав ржавчины.

- Сера смешана с железом.

- Оксид меди состоит из меди и кислорода.

- Азот содержится в воздухе.


Исчезнувшие слова.

Задание: заполнить пропуски словами «атом» или «молекула».

1. Воздух – смесь, в состав которой входят _____________ кислорода.

2. _____________ воды состоят из _________ кислорода и водорода.

3. Сладкий вкус варенья принадлежит содержащимся в нем ______ сахара.

4. При растворении кислорода в воде _______ кислорода распределяются между _________ воды.


Исчезнувшие слова.

Задание: заполнить пропуски словами «атом» или «молекула».

1. В состав ________ сахара кроме ________ кислорода и водорода входят

_________ углерода.

2. Запах йодной настойки обусловлен испарением из нее _________ йода.

3. Для дыхания животных необходимы __________ кислорода.

4. Запах тухлых яиц обусловлен ________сероводорода, которые состоят

из___________ водорода и ___________ серы