uzluga.ru
добавить свой файл


Межрегиональная дистанционная конференция - конкурс

учащихся 1 – 7-х классов

«Первые шаги в науку»


Секция краеведение


Национальная деревня в оренбурге


Дацковская Дарья

МОУ СОШ №35, 4 «А» класс

Школьный учитель:

учитель начальных классов

Долматова Наталья Викторовна


г. Оренбург, 2011 г.


Содержание


ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………2


ГЛАВА 1. Оренбург многонациональный

1.1. Заселение Оренбургского края ……………….. ………………………… 4

1.2. Национальный состав Оренбурга………………………………………….7


ГЛАВА 2. национальная деревня в оренбурге

2.1. Украинское подворье…….…………………………………….…………...9

2.2. Башкирское подворье…………………... …………………………...…..…11

2.3. Казахское подворье…………………………………………………………12

2.4. Мордовское подворье………………………………………………………13

2.5. Белорусское подворье………………………………………………………14

2.6. Немецкое подворье…………………………………………………………15

2.7. Русское подворье……………………………………………………………16


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...17


БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..18


Приложения……………………………………………………….19


ВВЕДЕНИЕ

С самого основания города, Оренбург был многонациональным. Это не случайно, Оренбургскую область окружают такие регионы как: Челябинская область, Республика Башкортостан и Самарская область, на западе — Самарская область, на юге и востоке — Казахстаном.
Оренбургская область - приграничный, полиэтничный и многоконфессиональный регион. Здесь проживают представители 119 национальностей, функционируют 278 религиозных организаций, представляющих 20 конфессий. В Оренбурге проживают различные национальности: русские, татары, казахи, башкиры, украинцы, молдаване, чуваши, немцы и другие народности. Поэтому удивительно бы было, если бы в городе не был создан такой уникальный проект под названием «Национальная деревня». Местонахождение данного проекта символично, за памятником первого российского космонавта Ю.А. Гагарина, на проспекте, названном в честь его имени. Как когда-то в 1962 году Юрий Алексеевич объединил своим полетом в космос все национальности проживающие в большой России, так сейчас за его «плечами» объединены в одно целое различные национальности, проживающие в городе Оренбурге. Десять подворий обещают стать единственным в России музеем под открытым небом, где разместятся экспозиции с подлинными предметами домашнего быта, изделиями мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, действующие кафе, где каждый желающий может попробовать блюда национальной кухни.

Целью нашего исследования является составление экскурсионного маршрута по Национальной деревне в городе Оренбурге. Необходимо решить задачи: изучить литературу по истории Оренбурга; установить связи с работниками архивов и музеев с целью получения консультаций, уточнения сведений; посетить Национальную деревню и сделать фотографии подворий.


ГЛАВА 1. Оренбург многонациональный

    1. Заселение Оренбургского края

Начало переселения в Оренбургский край из России и других мест относится к XI-XII векам, когда еще новгородская вольница, привлекаемая богатствами народов, живших в Азии, перевалила через Яик. Побывавшие в Приуралье рассказывали о несметных богатствах края. Обиженные и необеспеченные люди прислушивались к этим рассказам и, не видя на родине выхода из нищеты, отправлялись в далекий край на поиски неведомого счастья.

Приуральские леса и степи были убежищем для всех обиженных людей. Сюда устремлялись беглые крестьяне, навлекшие на себя гнев царя или его больших и малых сатрапов, сюда убегали раскольники, преследуемые христианской религией; вообще все, кому жизнь на родине была злой мачехой. Многие переселенцы погибли в борьбе с природой и различными врагами, но известная часть отвоевывала себе право на жизнь. Таким образом, вначале заселение края происходило без ведома государства, наоборот, в дальнейшем правительство предпринимало ряд попыток к возвращению на старые места крестьян, бежавших в Башкирию.

После падения Казани, завоеванные земли, расположенные ближе к центру, раздаются дворянам. Это заставляет коренное население искать новых мест, подальше от царских чиновников и сатрапов, и оно передвигается в Башкирию. Новобашкиры (так называли общим именем татар, каракалпаков, туркмен, мордву и другие народности, поселившиеся в Башкирии) арендуют землю у башкир и занимаются сельским хозяйством. С постройкой городов растут и пригороды (Новошемшинек, Билярск и другие). Последние заселяются государственными переселенцами. Среди них можно назвать поляков или смоленскую шляхту. После войны России с Польшей в XVII веке и присоединения Смоленска, Полоцка и других городов к России пленные поляки и шляхтичи, населявшие районы Смоленска и Полоцка, были переселены в Уфимскую губернию. Они получили особые участки земли и крепостных крестьян из различных мест России. Впоследствии из поляков были составлены драгунские и ландмилицкие полки, предназначавшиеся для поддержания спокойствия в крае.

Для поездки в распоряжение новых господ крестьяне назначались жеребьевкой. Они должны были оставить своих родных, обжитые места и отправляться в незнакомый край, в кабалу к новым неизвестным господам; крестьяне отвечали на это восстаниями.

В XVIII веке правительство создает Камскую пограничную линию крепостей, и с этого времени переселение усиливается. Сюда переселяются вольные и государственные крестьяне, приезжают помещики, предприниматели и другие элементы, стремящиеся быстро разбогатеть. Несмотря на запрещение покупать у башкир землю, господствующая верхушка мошенническими путями захватывает земли и леса, тесня башкир. Башкиры оставались недовольны этой захватнической политикой. Среди них вспыхивает одно восстание за другим.

С укреплением в крае царской власти растет количество военных и штатских чиновников и разных служилых людей, Они грабят население края, наживают огромные богатства, захватывают большие участки лучшей земли.

Экспроприация башкирских земель особенно усиливается с 1736 года, когда вышло разрешение о свободной покупке башкирских земель.

Богатства, хранящиеся в недрах земли, привлекали сюда десятки предпринимателей.

Оренбургская губерния во второй половине XVIII в. занимала обширную территорию Южного Урала, Приуралья и части Казахстана. Ее границы доходили на севере до р. Камы, на востоке — р. Тобола, юге — Каспийского моря, западе — р. Волги. Губерния включала территорию нынешних Оренбургской, Челябинской, восточной части Куйбышевской областей, Башкирской АССР, части Татарской АССР и части Казахской ССР. Власть в крае принадлежала губернатору. В его руках находилось управление войсками и гражданским населением, Яицким и Оренбургским казачьими войсками, Башкирией и Казахстаном. Губернская администрация насаждала и усиливала режим военно-феодального угнетения, жестоко подавляла народные движения.

Население края было сравнительно немногочисленным.

По переписи 1762 г. на обширной территории губернии проживало 472 тыс. человек (без казахов). Русские насчитывали здесь в 60-х годах 250 тыс. человек, и их численность с каждым годом возрастала в связи с наплывом переселенцев. Татар вместе с близкими к ним тептярями и мишарями было 112 тыс., башкир — 100 тыс., казахов — 80 тыс. В губернии проживали также украинцы, мордва, чуваши, марийцы, калмыки. К концу XVIII в. (1795 г.) население губернии достигло 760 тыс. человек, то есть увеличилось по сравнению с 60-ми годами на 300 тыс. Такой большой прирост за сравнительно короткий срок (30 лет) объяснялся большим притоком переселенцев.

Основание Оренбурга и устройство укрепленной пограничной линии положило начало широкому движению переселенцев в Оренбургский край. Сотнями и тысячами устремлялись сюда в поисках свободной земли и лучшей доли беглые, различные «сходцы», люди, «не помнящие родства», и поселялись здесь, несмотря на запрещения и преследования властей. Они записывались в казаки, государственные крестьяне.

В середине XVIII в. началось массовое переселение в край государственных крестьян из Среднего Поволжья. Непомерные подати и повинности, угроза насильственного обращения в христианство нерусских крестьян, растущее малоземелье вынуждали переселенцев устремляться в Оренбургский край. Этими переселенцами — татарами, русскими, мордвой, чувашами — были основаны многие селения на территории современных Бугурусланского, Северного, Абдулинского, Пономаревского, Шарлыкского и других районов. За два дсятилетия после образования губернии сюда переселилось только из Казанской губернии 57 тыс. человек. По темпам заселения Оренбургская губерния опережала тогда многие другие окраины.


1.2. Национальный состав Оренбурга

Историческая судьба предопределила Оренбуржью статус полиэтнической и поликонфессиональной территории, таким образом, сделав его по-своему уникальным. В настоящее время здесь проживают представители 119 национальностей, пять из них - татарская, казахская, украинская, башкирская и мордовская - насчитывают свыше 50 тысяч человек каждая, численность еще трех - немцев, чувашей и армян - превышает 10 тысяч. Остальные этнические группы составляют от 0,5 до 0,01 процента общей численности населения. Этим обстоятельством объясняются многие особенности хозяйственного уклада, культурных и народных традиций, бытующих в нашем крае. Многонациональная специфика приобрела еще большую значимость, после того как регион оказался приграничным. Теперь это не только евразийская зона контакта двух великих культур, христианской и мусульманской религий, славянской и тюркской языковых групп, но и государственный рубеж, призванный охранять родное Отечество, а также добрососедствовать, как с ближним, так и дальним зарубежьем.

Многовековое совместное проживание славянских, тюркских, финно-угорских и других народов послужило тем благотворным катализатором, который позволил коллективно, всем миром, выработать основополагающие общественно-нравственные устои. Прежде всего, это уважение к отличиям в ментальности других этнических представителей, межнациональная коммуникабельность, веротерпимость по отношению к иным религиям. Поэтому и в новых условиях приоритетным направлением деятельности региональной власти стала собственная концепция национальной политики. Цель ее - удовлетворение разумных интересов и потребностей всех без исключения национальных сообществ, проживающих в крае. При этом решение многих наболевших проблем сегодня требует проявления предельной гуманности, демократичности, компетентности, и, наконец, просто человеческого такта. В настоящее время правительство Оренбургской области руководствуется Программой реализации модели региональной национальной политики. Впервые она была принята в 1994 году и с тех пор периодически обновляется с учетом новых требований и возможностей.

Важную конструктивную роль в развитии межэтнических отношений играют национально-культурные центры, научные общества, межнациональные объединения и другие общественные организации, которых насчитывается более полутора сотен. Между ними и властными структурами налажено тесное взаимодействие, при этом координирующие функции исполняют совет по делам национальностей, созданный при губернаторе А. А. Чернышеве, а также межнациональный координационный и научно-методический совет, работающий под эгидой министерства информационной политики, общественных и внешних связей области.

Самой эмоциональной и доступной формой сближения, а значит, и взаимообогащения людей, принадлежащих к разным этносам, стали национальные праздники и фестивали культуры. Они не перестают изумлять многообразием традиций, яркостью и самобытностью этнического колорита, сохраненного в каждом народе. Более трех с половиной сотен творческих коллективов - татарских, башкирских, казахских, украинских, чувашских, мордовских - родились и живут, благодаря возможности быть увиденными и услышанными своими соплеменниками на таких мероприятиях. Общий охват участников национального самодеятельного искусства составляет почти 65 тысяч человек. Важнейший институт сохранения национальных культур - образование. В области функционирует около 170 образовательных учреждений с этнокультурным компонентом и 118 школ, в которых свыше шести тысяч учащихся изучают родной язык как предмет. Подготовка учителей со знанием родного языка ведется в государственном педагогическом университете и двух колледжах.

Действенным инструментом сохранения стабильности в обществе, установления межкультурного сотрудничества признаны средства массовой информации.


ГЛАВА 2. национальная деревня в оренбурге

2.1. Украинское подворье (приложение№1)

Осуществление государственной региональной национальной политики является одним из приоритетных направлений в деятельности органов государственной власти. Визитной карточкой Оренбуржья стало создание культурного комплекса «Национальная деревня», полное открытие которого планируется летом 2009 года. Основной целью создания «Национальной деревни» является дальнейшая гармонизация всего комплекса межэтнических отношений, развитие принципов толерантности и уважения к самобытным национальным культурам всех этнических групп, населяющих область, а также создание системы профилактики экстремизма и ксенофобии. Исходя из доли каждой из этнических групп в общей численности населения области было определено десять национально-культурных объединений, участвующих в строительстве комплекса: русское (доля русских в общей численности населения региона составляет 73,9 %), татарское (7,6 %), казахское (5,8 %), украинское (3,5 %), башкирское (2,4%), мордовское (2,4 %), немецкое (0,8 %), чувашское (0,8 %), белорусское (0,4 %) и армянское (0,5 %). В результате проведения совещаний с руководителями национально-культурных центров были выработаны общие подходы к осуществлению проекта строительства культурного комплекса и принято решение о создании десяти ООО (обществ с ограниченной ответственностью) «Национальное подворье», в состав которых на долевой основе вошли национальные общества и инвесторы строительства. Каждому из обществ был выделен участок земли – 0,2 га. Летом 2005 года началось строительство большинства национальных подворий. В каждом подворье планируется разместить этнографический музей, библиотеку литературы на родном языке, кафе национальных блюд. В зданиях будут расположены редакции национальных газет, офисы национальных общественных организаций. В июле 2007 г. состоялось торжественное открытие первых двух подворий – украинского и башкирского.

Первыми открыли свое подворье украинцы. Сегодня они являются вторыми по численности среди славян Оренбургского края – около 77 тысяч человек или 3,5 процента населения области. Основные тяготы по строительству украинского подворья легли на председателя Совета областной украинской культурно-просветительской общественной организации имени Тараса Григорьевича Шевченко Николая Петровича Науменко По приглашению Губернатора-Председателя правительства Оренбургской области Алексея Андреевича Чернышёва, кстати, являющегося инициатором построения «Национальной деревни», на новоселье приехали Временный поверенный в делах Украины в Российской Федерации Леонид Осаволюк и заместитель директора украинского института имени Тараса Григорьевича Шевченко Сергей Гальченко.

В истории мировой культуры есть священные имена, вобравшие в себя живую душу народа, ставшие частью его жизни. Среди имен замечательных людей – имя великого украинского поэта, мыслителя – гуманиста Тараса Григорьевича Шевченко.

В читальном зале областной библиотеки имени Крупской состоялись Шевченковские литературные чтения. Их открыл консультант министерства информационной политики, внешних связей Константин.

С докладами выступили: председатель Совета областной украинской культурно-просветительской общественной организации имени Тараса Григорьевича Шевченко Николай Петрович Науменко, заместитель директора украинского института имени Тараса Григорьевича Шевченко Сергей Гальченко и оренбургские ученые.

И меня в семье великой

Семье вольной, новой

Не забудьте, помяните

Добрым, тихим словом.

Прошли годы, но имя Тараса Григорьевича Шевченко навсегда осталось в памяти потомков. Его именем назван и музей на украинском подворье. Мраморный бюст Тараса Шевченко музею подарили казаки станицы Славянской во главе с ее атаманом Юрием Бельковым.

С увеличением украинского населения на просторах оренбургских степей появилась новая культура, вобравшая в себя и украинские беленые хаты, и вышивку, украшавшую жилье, и задушевные, мелодичные песни, звуки бандуры. Богатый украинский фольклор пополнял сокровищницу устного народного творчества народов Оренбуржья.

В 50-60-е годы прошлого века много украинцев приехало на восток области осваивать целинные земли. В музее собраны уникальные документы, повествующие об украинцах в Оренбуржье.

Оренбуржье гордится украинцами, которые внесли огромный вклад в победу над фашисткой Германией. Золотыми звездами Героев Советского Союза отмечены украинцы Горбань, Клименко, Синчук, Радченко, Оноприенко и другие. Весом вклад украинцев и в развитии сельского хозяйства в период освоения целинных и залежных земель.


2.2. Башкирское подворье

В Оренбуржье проживают около 53-х тысяч башкир – это 2,4 процента от общей численности населения. В день открытия башкирского подворья создавалось впечатление, что в национальной деревне собралось все местное башкирское население. Отовсюду лились звуки курая, красивые зеленые юрты с живописным орнаментом гостеприимно распахивали полога для гостей, а внутри столы ломились от национальных блюд.

По приглашению Губернатора-Председателя правительства Оренбургской области Алексея Андреевича Чернышёва на новоселье приехала большая официальная делегация Республики Башкортостан во главе с президентом Муртазой Рахимовым.

Открытие башкирского подворья приурочено Дню Республики Башкортостан в Оренбургской области, посвященного 450-летию добровольного вхождения республики в состав России. После официальной части оренбуржцы с любопытством разглядывали и уникальные старинные улья, и чучела медведей, и живого коня у кузни, и старинные предметы домашнего обихода у юрты.

В духовной культуре башкирского народа как в зеркале отражены все его многовековые чаяния и надежды, радости и печали, представления о красоте, добре. Все экспонаты, представленные в музее, говорят о богатстве национальной культуры башкирского народа.

Башкирский этнос формировался на протяжении многих веков, входя в состав огромного тюрко-угорского этнического мира. Первое письменное упоминание о башкирах относится к 922 году. Занимаясь кочевым и полукочевым скотоводством, башкиры располагались в горно-лесной и степной зонах Южного Урала. Исследователи башкирского эпоса любовно описывают жизнь и быт народа, богатую природу, историю и духовную культуру. Поэт Кудряшев в своей поэме «Абдрахман» воспел:

Башкирцев игры и забавы,

Проворство, ловкость, жажду славы

И прелесть юной красоты.

2.3. Казахское подворье

На свете нет малых народов…Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом. В.Гюго

Корни дружбы и добрососедства между русскими и казахами уходят во времена Абдулхаира в далёкий восемнадцатый век. С тех пор многое менялось: экономические формации, границы государств, их статус, шли войны, но оставалось неизменным одно – уважительное отношение к образу жизни, быту, культуре друг друга. Доказательством этому является открытие казахского подворья, которое состоялось 23 августа 2007 года на территории культурного комплекса «Национальная деревня».

На центральной аллее почётных гостей встречали девушки в русских и казахских национальных костюмах с хлебом солью, бауырсаками и кумысом. Гостеприимство является неотъемлемой частью традиционной казахской культуры. И думается, что гости это сразу почувствовали, проходя под дружные аплодисменты по «живому коридору» до казахского подворья. Успешно решаются проблемы приграничного сотрудничества с Казахстаном. В 39 школах области преподаётся казахский язык, издаётся казахская газета, проводятся праздники казахской культуры.

Право разрезать ленточку было предоставлено: губернатору Оренбургской области А.А.Чернышёву, Чрезвычайному и Полномочному Послу Республики Казахстан в Российской Федерации Нуртайю Абыкаевичу Абыкаеву, Акиму Актюбинской области Елеусину Наурызбаевичу Сагиндикову, Чрезвычайному и Полномочному Послу Российской Федерации в Республике Казахстан Михаилу Николаевичу Бочарникову.

Под звуки кюйя гости проследовали в Дом музей, где смогли ознакомиться с жизнью, бытом и традициями казахского народа. Главное здание выполнено в стиле восточной архитектуры. Там разместились конференц-зал, кафе, ресторан. Во дворе – юрты, подарок Акима Актюбинской области. Здесь гостевая комната, чаевая и комната-музей.


2.4. Мордовское подворье

Мордовское подворье стало четвертым национально-культурным центром на территории "Национальной деревни". В настоящее время в области проживают более 52 тысяч представителей мордовской национальности, это 2,4% от общей численности населения. Оренбуржье остается одним из наиболее крупных регионов расселения мордвы. Местами компактного проживания мордовского населения являются Бугурусланский, Пономаревский, Северный, Матвеевский, Новосергиевский, Бузулукский и некоторые другие районы.

С мордовским народом мы с давних пор связаны общей судьбой и исторической памятью. Первые мордовские переселенцы с территории Среднего Поволжья появились в нашем крае еще в XVIII веке и стали активно расселяться и обживаться на новых местах. К 60-м годам XIX века в Оренбургской губернии появились целые мордовские села: Мордовский Бугуруслан, Коровино, Старое Тюрино, Мордово-Добрино, Узели, Нойкино, Сапожкино и многие другие (на территории нынешнего Бугурусланского района). Позднее мордовские поселки возникли на территориях Северного, Асекеевского, Переволоцкого, Новосергиевского, Курманаевского, Красногвардейского районов. Наиболее крупными из них были Сок-Кармала (ныне Северное), Капитоновка, Нижние Кузлы, Ново-Никитино, Мамалаевка, Изяк-Никитино, Алексеевка, Спиридоновка, Нижняя Вязовка и др. В советское время в нашем крае существовал Мордово-Боклинский район, который находился между райцентром Северным и г. Бугурусланом. Сегодня в области проживают более 52 тыс. представителей мордовской национальности (2,4 % от общей численности населения). Это значит, что Оренбуржье остается одним из наиболее крупных регионов расселения мордвы. На открытии мордовского подворья присутствовали жители двух сел с одинаковым названием – Рыбкино. Одно из них находится в Новосергиевском районе Оренбургской области, другое – в Республике Мордовия. И это не случайное совпадение. Переселенцы из Мордовии, обосновавшиеся в нашем крае более двухсот лет назад, давали появившимся здесь селам прежние, дорогие их сердцу названия. В историю Оренбургской области навечно вписаны имена многих известных людей мордовской национальности. Главное место в этом списке занимают Герои Советского Союза Кирилл Романович Вертяков, Андрей Емельянович Лукьянов, Василий Степанович Кузьмин, Сергей Трофимович Кузнецов, Николай Михайлович Мартынов. С Оренбуржьем тесно связана биография писателей и поэтов Дмитрия Морского (Малышева), Ксении Петровой, Петра Кириллова, Алексея Лукьянова, Тимофея Раптанова, Василия Радаева, Алексея Дуняшина, Луки Кавжаськина, внесших достойный вклад в развитие литературы и искусства. И, конечно же, никого не могут оставить равнодушными песни в исполнении заслуженной артистки России, народной артистки Республики Мордовия, солистки Оренбургской областной филармонии Юлии Учватовой. Для сохранения мордовского языка и культурных традиций в области действуют 11 школ с мордовским этнокультурным компонентом, на протяжении многих лет работают около 30-ти мордовских самодеятельных творческих коллективов. Гордостью Бугурусланского района является Кирюшкинский музей мордовской культуры и быта, носящий звание народного. В области регулярно проводятся научно-практические конференции, посвященные изучению истории, культуры и быта мордвы Оренбуржья, ежегодно в разных городах и районах области проходят праздники мордовской культуры. В целях развития мордовского этноса создана и активно работает общественная организация «Мордовский культурный центр», которую возглавляет Михаил Дмитриевич Кузьмин.


2.5. Белорусское подворье

В культурном комплексе Оренбурга "Национальная деревня" 27 июня 2008 года состоялось торжественное открытие пятого по счету подворья – белорусского. Гости праздника смогли отведать блюда национальной кухни. Праздник продолжился на концертной площадке культурного комплекса "Национальная деревня". В настоящее время в регионе проживают свыше 9 тысяч человек белорусской национальности, из них более 2 тысяч - в самом Оренбурге. "Многие представители белорусского народа, чья биография связана с Оренбуржьем, внесли достойный вклад в развитие нашего края. Среди них особо следует отметить Владыку Леонтия, в миру Леонида Фадеевича Бондаря, который на протяжении 35 лет возглавлял Оренбургскую епархию. И сегодня в различных отраслях хозяйства Оренбургской области трудятся выходцы из Республики Беларусь", - отметил представитель министерства.


2.6. Немецкое подворье.

В Оренбургской области первые немецкие поселения появились в конце XIX века. Главным местом сосредоточения колонистов стал Оренбургский уезд, где существовало 44 хутора. Все немецкие колонисты, проживавшие в Оренбургской губернии, являлись выходцами из губерний Екатеринославской, Саратовской и Таврической. Перед началом революции 1917 года их число в регионе составляло около 8,5 тысячи человек. Сейчас количество немцев в регионе составляет около 20 тысяч. В области открыты и успешно функционируют 11 центров немецкой культуры. В рамках Программы реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области совместно с областным  немецким обществом проводится  большая работа  по удовлетворению национально-культурных запросов немцев. В регионе издается областная газета «Оренбургер цайтунг», одним из учредителей  которой является Правительство области. Проводятся Дни немецкой культуры, День немецкой семьи. Торжественно отмечаются Пасха, День благодарения, Рождественские праздники. Ежегодно открывается межрегиональный летний лингвистический лагерь для детей. Работают курсы по изучению немецкого языка. На базе лицея № 48 и училища № 50 (Кичкасс)  обучаются дети российских немцев. Оказывается гуманитарная помощь престарелым и малообеспеченным людям. В селах Кичкасс Переволоцкого района и Подольск Красногвардейского района работают краеведческие музеи, в них собраны уникальные экспонаты немецкой культуры и быта. В области действуют 8 немецких обществ. Объединяет их деятельность областная общественная организация немцев «Видергебурт» (руководитель Райзих Леонид Леонидович). При районных, городских  и областных обществах работают 9 Центров немецкой культуры, которые проводят большую работу по сохранению и приумножению национальных традиций.


2.7. Русское подворье.

"Русский дворец" - так называют русское подворье в культурном комплексе "Национальная деревня", распахнуло свои двери. Русский терем потрясает своей красотой. Как и во всех подворьях, здесь музей истории, культуры и быта народа, а также библиотека и кафе национальных блюд. Это уникальный культурный комплекс, здесь собраны интереснейшие экспонаты, рассказывающие об истории, традициях, культуре русского народа. Можно полистать издания позапрошлого века - "Губернские ведомости" и "Оренбургский листок" - и ознакомиться с общественной жизнью того времени.

По его данным, русские занимают ведущее место в многонациональной палитре Оренбуржья - их удельный вес в составе населения региона составляет более 70%. "Сохранение русской культуры является важнейшим условием успешного развития нашего общества. На удовлетворение этнокультурных потребностей представителей всех этнических общностей, проживающих в области, в том числе, русского населения, направлена областная целевая программа реализации модели региональной национальной политики", - отмечает А.А.Чернышев. Гостеприимство, доброта и широта души русского человека, без сомнения, сыграли важную роль в том, что наш край является, и уверен, будет оставаться стабильным в общественно-политическом и межнациональном отношениях, - сказал губернатор, открывая русское подворье. Сохранение русской культуры является важнейшим условием успешного развития нашего общества. На удовлетворение этнокультурных потребностей представителей всех этнических общностей, проживающих в области, в том числе русского населения, направлена областная целевая программа реализации модели региональной национальной политики.




Заключение

Мы составили экскурсионный маршрут по Национальной деревне в городе Оренбурге. Изучили литературу по истории Оренбурга, установили связи с работниками архивов и музеев с целью получения консультаций, посетили Национальную деревню и сделать фотографии подворий. Провели опрос в 4 «А» классе. На вопрос: Были ли Вы в Национальной деревне? 91 % ответили утвердительно, но 9 % учащихся ещё не разу не были в комплексе. Для нашего исследования было важно узнать, владеют ли учащиеся информацией о наличие подворий. К сожалению, знаний о количестве подворий у учащихся начальной школы нет. 34 % учащихся, посетивших Национальную деревню, знают о количестве подворий, а 66 % не знают о существовании подворий.

Но важно, что 74 % учащихся хотели бы узнать историю созданий подворий, а вот 14 % ребят не интересна эта тема, 14 % не знают хотели ли они побывать на экскурсии в Национальной деревне.

В то время, когда национальные раздоры то и дело возникают в разных точках земного шара, народы Оренбуржья заняты созидательным трудом, развитием науки, культуры, образования и никогда не делились по национальному признаку и 100 % учащихся нашей школы гордятся, что в городе Оренбурге существуют такой национальный музей.

Рекомендуем всем учащимся нашей школы посетить Национальную деревню в Оренбурге. Мы рады помочь вам.


Литература

  1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М.: Книга сервис, 2004. 28 с.

  2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. М.: Книга сервис, 2004. 28 с.

  3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. М.: Книга сервис, 2004. 28 с.

  4. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское// Педагогика 2003. № 9 (раздел: история школы и педагогики, с. 77-83).

  5. Леонтьев А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование// Начальная школа. 2002. №8. с.65

  6. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Прометей, 1992.-528 с.

  7. Лотман Ю.М. Культура как субъект и сама-себе объект// Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.III. Таллин : Александра, 1993. С.368-376.

  8. Роков Г. «О национально – патриотическом воспитании» Вестник воспитания. 1908 г.№ 4

  9. Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс] / Под ред. В. В. Лопатина — Электрон. дан. — М.: Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», 2005. — Режим доступа: http://www.slovari.gramota.ru, свободный. — Загл. с экрана.

  10. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997 — Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

  11. Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. — Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). — М., [199-?]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. — Загл. с экрана.



Приложение №1





Украинское подворье в Национальной деревне


Приложение №2





Башкирское подворье




Приложение №3




Казахское подворье


Приложение №4





Мордовское подворье





Приложение №5





Белорусское подворье





Приложение №6





Русское подворье