uzluga.ru
добавить свой файл
1
Лечебная гимнастика для часто-болеющих детей

Памятка для родителей по оздоровлению часто болеющих детей
методом лечебной гимнастики.


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Одним из простых и доступных способов предупреждения простудных заболеваний у детей являются физические упражнения с элементами дыхательной гимнастики. Занятия с детьми проводятся дома или на прогулках в тёплое время года в облегчённой одежде не менее чем за два часа до сна и не раньше, чем через час после приёма пищи. Одним из непременных условий занятий является свободное носовое дыхание. Поэтому перед занятием ребёнку надо прочистить нос тампоном с содовым раствором или тёплым растительным маслом. Начинать занятия надо с нескольких минут, увеличивая продолжительность занятий до 15 – 20 минут. Дыхательные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.

Примерный комплекс домашних упражнений для часто болеющих детей 4 – 6 лет № 1

1. Ходьба по кругу на носках, на пятках с высоким подниманием коленей, подскоки, ходьба «солдатским шагом. Продолжительность от 1 до 3 минут. Дыхание произвольное.

2. Упражнение «часики». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. При наклоне туловища вправо произносится звук «тик», при наклоне влево – «так». Количество упражнений от 2 до 6.

3. Поднимаясь на носки, одновременно поднять гимнастическую палку над головой и посмотреть на неё, медленно присесть с прямой спиной, колени разведены в стороны, одновременно опуская гимнастическую палку перед собой на уровне груди и произнося звук «ш-ш-ш». Повторить 1 – 6 раз.

4. Упражнение «Дровосек». Руки над головой сцеплены в замок, ноги на ширине плеч. Глубокий вдох на выдохе наклон туловища вперёд с одновременным опусканием рук и произношения звука «УХ». Повторить 2 – 5 раз.

5. Бег на месте с переходом в ходьбу. Продолжительность от 30 сек. до 2 мин.

6. Упражнение «Велосипед». Лёжа на спине руки вдоль туловища. Поочерёдное сгибание и разгибание ног в коленях и тазобедренных суставах. Повторить 2 – 6 раз.

7. Сидя на стуле. Глубокий вдох, на выдохе произносятся звуковые упражнения:
- дует ветер «у-у-у» /тихо, сильно, тихо/
- кричит ворона «кар-кар-кар»
- лает собака «гав-гав-гав»

8. Лёжа на животе ноги вытянуты. Приподнять голову и совершить плавные движения руками типа «брас». Повторить 2 – 6 раз.

9. Стоя – надувание мягких резиновых игрушек /мячи, шары и др./. начинать с 5 выдохов с постепенным их удлинением.

10. Спокойная ходьба на месте 30 – 40 секунд.

КОМПЛЕКС № 2

1. «Ворона». Исходное положение: сидя на скамейке, поднять руки через стороны вверх – вдох. Медленно опускать руки вниз – выдох, на вдохе громко произносить звуки К-А-Р-Р. Повторить 4 – 5 раз.

2. «Гуси». Исходное положение: сидя на скамейке, руки к плечам. Сделать вдох, наклонить туловище вперёд, сделать длинный выдох с произношением звука Г-А-А, или Г-О-О. Повторить 4 – 5 раз.

3. «Жук летит». Исходное положение: сидя на скамейке, руки на поясе. Сделать вдох, повернуть туловище направо, правую руку отвести в сторону и назад – выдох. На выдохе подражание звуку летящего жука Ж-Ж-Ж, вернуться в исходное положение. Сделать вдох и то же движение повторить в левую сторону с поднятием левой руки в сторону и назад до отказа с произношением звука Ж-Ж-Ж.
Повторить 3 – 4 раза в каждую сторону.

4. «Аист». Исходное положение: стоя – ноги вместе. Поднять руки в стороны – вдох, одну ногу приподнять и согнуть. Медленно опустить руки и ногу – выдох. На выдохе протяжно произнести звук Ш-Ш-Ш.
Повторить 4 – 5 раз.

5. «Журавль». Исходное положение: стоя ноги вместе, руки вниз. Поднять руки в стороны и согнуть. Медленно опустить руки и ногу – выдох. На выдохе громко произносить звук У-У-У-Р-Р. Повторить 3 – 4 раза.

6. «Игра в мяч». Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны.
Большой резиновый мяч держать двумя ладонями на груди. Сделать вдох. Бросить мяч от груди вперёд – выдох. На выдохе произносить звук Б-У-Х-Х.
Повторить 5 – 6 раз.

7. «Коршун». Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на голове – вдох. Быстро присесть, руки опустить вниз, обхватывая руками колени – выдох. Сложиться в комочек. Длительно выдохнуть с произношением Ф-Ф-Ф.
Повторить 3 – 4 раза.

8. «Птица летит». Быстрая ходьба и бег по комнате 15 – 20 секунд, руки расставлены в стороны, движение вверх, вниз. Дыхание произвольное. По окончании бега ритмическая ходьба с замедлением.

9. «Заблудился». Исходное положение: ноги вместе, руки сложить рупором, вдохнуть и на выдохе громко и протяжно прокричать А-У-У.
Повторить 3 – 4 раза.

КОМЛЕКС № 3

1. «Вырастим большими». Исходное положение: стоя, ноги вместе. Поднять руки вверх – хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произносить звук У-Х-Х-Х.
Повторить 4 – 5 раз.

2. «Регулировщик». Исходное положение: стоя, ноги вместе. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука Р-Р-Р.
Повторить 4 -5 раз.

3. «Косец». Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны. В руках гимнастическая палка /держать как косу/. Повороты туловища вправо и влево /движение косца/. При повороте в одну сторону – вдох, в другую – выдох. Движения плавные. На выдохе громко произносить звук Ш-Ш-Ш. Повторить 5 – 6 раз.

4. «На турнике». Исходное положение: стоя, ноги вместе. В обеих руках перед собой держать гимнастическую палку. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – выдох. Выдох удлинённый с произношением звука Ф-Ф-Ф. Повторить 5 – 6 раз.

5. «Сбить кеглю». Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны. Взять в обе руки большой резиновый мяч, поднять его над головой – вдох, опустить вниз и покатить вперёд по полу, стараясь сбить стоящую на другом конце комнаты кеглю – выдох. На выдохе громко произносить звук Б-А-Х-Х. Повторить 8 – 10 раз.

6. «Бревно пилить». Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны. Одна рука согнута в локтевом суставе, пальцы собраны в кулак. Движение назад – вдох, вперёд – выдох. На выдохе громко произносить и протяжно звук С-С-С. Повторить 5 – 6 движений.

7. «Птицы кричат». Исходное положение: ноги вместе. Поднять руки в стороны и повернуть их ладонями вверх – вдох, медленно опустить руки вниз – выдох. На выдохе громко произносить звуки Г-А-О-О или Г-У-У-У. Повторить 5 – 6 раз.

8. «Лягушки прыгают». Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами вперёд с одновременным выдохом и произношением звука К-В-А-А.
Сделать 10 – 15 прыжков.

9. «Свисток». Исходное положение: сидя на скамейке. В одной руке кружка с водой, в другой – трубочка. Выдох через трубочку в воду с произношением звука У-У-У. повторить 6 – 8 раз

Оздоровительный комплекс упражнений для часто болеющих детей 2 – 3 лет в домашних условиях.

На втором году жизни главная задача родителей — поддерживать врожденное стремление ребенка к разнообразным движениям, учить его уверенно ходить, оберегать от травм. С развитием умения ползать и ходить у ребенка расширяется диапазон деятельности, возрастает осознанное восприятие и познание мира, он более умело обращается с игрушкой — все это оказывает большое влияние на его психическое развитие.

На третьем году жизни ребенка задача родителей — способствовать всестороннему развитию у ребенка умения ходить, бегать, прыгать, лазать; учить его играть с игрушками и, кроме того, осваивать с ним основы культуры поведения. В занятиях родителей с ребенком нужно использовать все приведенные ниже виды упражнений.

Оздоровительные упражнения

Оздоровительные упражнения способствуют нормальному росту и формированию правильной осанки. Однако, чтобы они эффективно решали эту задачу, детям необходимо выполнять их правильно. Поэтому ребенок вначале занимается с помощью взрослого, постепенно самостоятельно осваивая нужные движения так, как надо.

Помаши в знак приветствия.

Ребенок поднимает руки вверх и машет одной, а затем другой рукой, держа в ней флажок, платок или ленточку. Для формирования свода стопы хорошим упражнением является стойка на носках.

Великан и карлик.

Ребенок поднимается на носки, поднимает руки и вытягивается вверх (вначале с помощью взрослого) — великан; затем садится на корточки, опускает голову и съеживается — карлик. Эти положения медленно чередуйте в согласовании с дыханием: выпрямиться — вдох, присесть на корточки — выдох (произносить звуки ш-ш-ш или и-и-и) . Можно выполнять упражнения и во время ходьбы: великан — ходьба на носках, карлик— ходьба в приседе.

Качели.

Ребенок покачивается, сидя на корточках и пружиня в коленях и щиколотках. Взрослый, присев, держит ребенка за обе руки и демонстрирует упражнение; ребенок подражает ему.

Поклоны.

Ребенок наклоняется вперед по направлению к кому-нибудь из родителей, к игрушке, к окну, двери и т. п. (пространственная ориентация).

Ель, елка, елочка.

Ребенок меняет положения: вначале стоя, туловище прямое, руки в стороны (ель); затем полуприсев, руки в стороны (елка); и, наконец, сидя на корточках, спина выпрямлена, руки в стороны (елочка) . Если ребенок не сможет самостоятельно выполнить приседание, сохраняя спину прямой, взрослый помогает ему, придерживая за обе руки (стоя лицом друг к другу) .

Заяц.

Ребенок выполняет хлопки в ладоши перед собой, за спиной, над головой; в положении стоя, сидя, на корточках, лежа на спине и на животе. Взрослый задает темп «(Ладушки, ладушки... хлоп, хлоп...») .

Езда на велосипеде.

Лежа на спине, ребенок попеременно сгибает и выпрямляет ноги, как при езде на велосипеде; взрослый помогает ему притянуть бедра к груди, чтобы движение было более интенсивным.

Куколка.

Ребенок сидит согнувшись, ноги скрестно, руки лежат на коленях. Выпрямляясь, он поворачивает голову и верхнюю часть туловища за игрушкой, за кем-то из родителей и т. п. Из этого положения наклоняет голову вперед, назад, в сторону — к одному, а затем к другому плечу.

Покажи ножки!

Ребенок, лежа на спине, поднимает согнутую ногу; взрослый, захватив одной рукой пятку, а другой колено, осторожно разгибает ее.

Тряпичная кукла.

Перед ребенком стоит задача: лежа на спине, закрыть глаза и расслабиться. Убедитесь, хорошо ли расслабился ребенок. Для этого возьмите его за руки и потрясите. При правильном расслаблении пассивное движение переходит с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка покачивается, как у тряпичной куклы. Умение расслаблять мышцы очень важно для владения телом, а также для снятия психического напряжения, например при засыпании. Упражнения на расслабление следует включать в каждое занятие.