uzluga.ru
добавить свой файл
1

Лексикон управления

словарь определений понятий, используемых в курсе «Формула Управления»



Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.

Вольтер

Слово является носителем понятия. Суждение есть связь понятий. Не зная понятий, нельзя судить о предмете. Если собеседники вкладывают в одни и те же слова разное содержание, то, по выражению Вильгельма Гумбольта, «никто не понимает слов совершенно в одном и том же смысле, и мелкие оттенки значений переливаются по всему пространству языка, как круги на воде при падении камня».

Если понятия не определены собеседниками однозначно, то и суждения их будут не связными, а расходящимися подобно кругам на воде. Тогда смысл их диалога возможно будет почерпнуть только из совета Козьмы Пруткова: «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою!»

Помещенные здесь определения понятий лежат в основе суждений, ставших предметом диалогов автора курса с его слушателями.



Автократия – система управления, основанная на неограниченной власти должностных полномочий.

Авторитет – ресурс личной власти, основанный на рациональном восприятии личных качеств руководителя, менеджера, лидера (уважение).

Авторитарность – стиль руководства, основанный на личной власти полномочий.

Адаптация – приспособление системы к изменениям среды.

Бизнес-процесс – комплекс работ, ограниченный входами и выходами. Миссия бизнес-процесса – предложить потребителю (клиенту) продукт (выход), удовлетворяющий его потребности. В качестве потребителя может рассматриваться другой бизнес-процесс.

Власть – зависимость одного участника коммуникации от другого, производная от способа распределения ресурсов между ними. Власть возникает при одновременном действии следующих условий:

  1. Относительный дефицит ресурсов: ресурсы так распределены между сторонами, что часть ресурсов, необходимых одной из сторон для достижения ее целей, находится в распоряжении другой стороны.

  2. Ограниченность доступа к дефицитным ресурсам: решения по использованию дефицитных ресурсов принимает их распорядитель.

  3. Заинтересованность в дефицитных ресурсах: для достижения целей одной из сторон необходимо использование дефицитных ресурсов.

Вожак (вождь) – манипулятор, управляющий толпой.

Входы системы – все то, что система преобразует в свои выходы.

Выгода - это способ упорядочения возможных полезных результатов деятельности по их предпочтительности, которым руководствуется человек, принимающий решения.

Выходы системы – результаты, которые ожидаются или получаются от системы

Делегирование полномочий – расширение границ компетенции подчиненного путем передачи ему дополнительных прав по распоряжению ресурсами.

Жизненный цикл организации – период, за который организация проходит в своем развитии стадии: создание, рост, зрелость и упадок.

Задача управления – описание проблемной ситуации, в которой заданы цель, критерий, ресурсы и не определены способы решения.

Закон необходимого разнообразия – управляющая система превосходит объект управления разнообразием возможных состояний и числом степеней свободы.

Иерархия – пирамидальный способ разделения системы от вершины до основания на уровни (горизонтально) и на подразделения (вертикально), при котором количество подразделений на каждом уровне увеличивается прямо пропорционально удаленности уровня от вершины пирамиды, а число степеней свободы каждого подразделения обратно пропорционально количеству подразделений данного уровня.

Инновация – управляемое (сознательное) изменение внутреннего состояния или процесса в организации.

Интерес - оценка возможных результатов деятельности с точки зрения достижения целей. Выражая в чем-то заинтересованность, мы выражаем свое отношение к этому, исходя из того, насколько быстро, надежно, удобно и т. д. предмет нашей заинтересованности позволяет достичь наши цели. Интерес является основой представлений о выгодности принимаемых решений. Интерес выражается в выгоде как отношение к будущим возможностям, предоставленным ему ресурсами и окружением (средой). Руководствуясь интересом, человек рассматривает открывающиеся его выбору возможности как благоприятные или неблагоприятные, желательные или нежелательные.

Информация – представление о проблемной ситуации, изменяющее свободу выбора решений.

Информативность сообщения – возможность сообщения влиять на предпочтения получателя сообщения.

Команда – неформальная группа, объединенная совместной деятельностью ее участников по достижению их целей.

Компетенция – границы полномочий.

Коммуникация - процесс обмена условиями деятельности в пространстве и во времени.

Коллектив – группа, объединенная формальными правилами совместной деятельности.

Конфликт – стадия коммуникации, на которой участники совместной деятельности переживают или осознают существующие между ними противоречия и возможности их разрешения.

Критерий – признак, выбранный в качестве меры достижения цели.

Культура организационная - ключевые ценности, ожидания и нормы, которые принимаются и разделяются участниками организации, воплощаются в символах, легендах, героях, традициях, девизах, ритуалах и церемониях, влияют на поведение людей и определяют их принадлежность к организации. Культура служит, с одной стороны, солидарности персонала, а с другой - проводит границу между правильными и неправильными действиями по принципиальным соображениям.

Лидер - участник неформальной группы (команды), которому группа делегирует власть.

Лидерство - роль, в которой при определенных условиях проявляется и признается группой способность и желание члена группы принимать решения и пользоваться властью для достижения целей группы.

Манипулирование – способ коммуникации, в которой одна из сторон извлекает из коммуникации выгоду без ведома и согласия второй стороны.
Менеджмент – теория и практика управления людьми, объединенными в организацию. Менеджмент – это также профессиональная группа людей, управляющих организацией.

Менеджмент изменений – «чейнж-менеджмент» - наука управления организацией в совокупности ее статических состояний и динамических процессов, образующих ее жизненный цикл. Другими словами, эта дисциплина описывает методы управления воспроизводством жизненного цикла организации.

Миссия организации – назначение, главная причина, смысл ее существования. Миссия - это то, ради чего существует организация. Миссия организации обеспечивает удовлетворение общественной потребности или решение задач, которые ставит перед организацией система более высокого порядка. Миссия - главный ориентир для стратегии организации.

Миссия организационной культуры – разграничивать «своих» и «чужих».

Мотивация – побуждение человека к действиям, исходя из его потребностей.

Модель – объект или процесс, который может служить подобием другого объекта или процесса

Моделирование – представление одних объектов (процессов) через другие объекты (процессы) с целью изучения их свойств.

Неопределенность решений – мера свободы выбора доступных решениях.

Обратная связь – реакция системы на расхождение цели и достигаемого результата, направленная на корректировку входов системы в зависимости от состояния ее выходов.

Обучающаяся организация – организация, обладающая способностью изменяться (развиваться) под влиянием внешних изменений.

Организация – формальное объединение людей и ресурсов для совместной деятельности по решению поставленных задач.

Оснащение системы – элементы системы, которые участвуют в процессе преобразования входов системы в ее выходы, но сами выходами системы не становятся.

Ответственность управленческая - это мера возможного участия распорядителя ресурсов в управлении организацией.

Патернализм – управление, основанное на власти семейных ценностей над членами группы.

План – способ распределения задач и ресурсов во времени.

Планирование – процесс распределения задач и ресурсов во времени.

Полномочия управленческие – объем и состав прав и обязанностей по распоряжению ресурсами.

Потребность – ощущение недостаточности чего-либо.

Приказ – задача, не обеспеченная ресурсами.

Проблемная ситуация – расхождение между действительным и желаемым состояниями, которое можно ликвидировать не единственным путем.

Прогноз – вероятностное представление о будущем состоянии и о возможных путях его достижения.

Прогнозирование – выявление вероятных будущих состояний и путей их достижения.

Проект – новое сочетание ресурсов для достижения целей в изменившихся условиях.

Процессор системы – алгоритм преобразования входов системы в выходы.

Развитие системы – изменение системы, складывающееся под воздействием внешних и внутренних факторов ускорений и торможений внутрисистемных процессов.

Реинжиниринг – процесс перепланирования бизнеса организации в целях его самоорганизации в условиях изменяющейся внешней среды. Реинжиниринг достигается путем создания процессно-ориентированной структуры организации.

Реструктуризация – поэтапная (дискретная) структурная перестройка организации под влиянием изменений внешней среды в целях адаптации к изменениям. Реструктуризация достигается путем перераспределения ресурсов, полномочий и задач между исполнителями.

Ресурсы – часть средств, необходимых для достижения поставленных целей, доступная в границах полномочий.

Решение – выбор на основе предпочтения.

Руководитель – управленец, наделенный властью должностных полномочий.

Руководство – управление на основе власти должностных полномочий.

Самоорганизующаяся организация - организация, обладающая способностью управлять режимом своего изменения - целенаправленно изменять скорость и направление развития.

Свобода выбора – множество доступных вариантов решения проблемной ситуации.

Связь – среда, в которой происходит коммуникация.

Сетевая организация – распределение управленческих функций и производственно-коммерческих операций компании между самостоятельными территориально удаленными обособленными подразделениями с целью маневрирования в привлечении ресурсов и в сбыте за счет расширения территории присутствия.

Синергизм – эффект системной самоорганизации, когда спонтанные действия частей системы (флуктуации) приводят к возникновению нового качества всей системы.

Система – объекты и (или) субъекты, объединенные общей миссией.

Среда организации – все, что воздействует на организацию, не являясь ее частью. С системной точки зрения среда, в отличие от системы, не является объектом управления. Поэтому средой организации является то, к чему организация вынуждена приспосабливаться, то, чего она должна избегать, то, с чем она должна бороться, или то, что она преобразует в объект управления.

Стандарты инновационного лидерства – признаки инновационного поведения в действиях работника организации.

Стиль руководства – способ применения руководителем своей власти.

Стратегия управления организацией – способы выполнения долгосрочных планов организации.

Стратегия управления системой – способы выполнения миссии системы в условиях изменяющейся внешней среды.

Структура – относительно постоянный порядок разделения системы на части.

Структура неформальная (ролевая) - распределение задач и ресурсов в социальной группе в соответствии с личными качествами и целями членов группы.

Структура организации – способ распределения ресурсов, задач и полномочий в организации.

Структура организации линейная – иерархическое распределение (делегирование) неспециализированных задач, ресурсов и управленческих полномочий в организации.

Структура организации матричная – неиерархическое, временное распределение ресурсов и функций между исполнителями общей задачи.

Структура организации процессная – неиерархическое распределение ресурсов, задач, и уполномоченных (ответственных) распорядителей между обособленными бизнес-процессами. Бизнес-процессы обособляются входами и входами для потребления и поставки условий и продуктов деятельности.

Структура организации функциональная – иерархическое распределение специализированных задач, ресурсов и управленческих полномочий в организации.

Структура организации штабная – способ делегирования совещательных полномочий в организации.

Таблица Квинтиллиана – метод анализа проблемы с помощью комбинации вопросов, предложенный римским теоретиком ораторского искусства (1 в. н. э.).

Технократия – управление, основанное на власти профессиональных знаний.

Тойотизм – система управления, организующая производственный процесс на базе человеческой инициативы и сотрудничестве рабочих и менеджеров (групповой менеджер). Система рассчитана на массовое производство и предназначена для сокращения потерь: времени, труда и материальных ресурсов. Результативность менеджмента оценивается по достижению пяти нулевых величин: нулевая дефектность деталей, нулевая неисправность станков, нулевые запасы, нулевые задержки, нулевая бумажная работа. Тойотизм развился из методов управления, впервые примененных менеджерами фирмы Тойота в 40-х годах ХХ века. Тойотизм считается переходной моделью между системой управления стандартизированным массовым производством (Фордизм, или Тейлоризм) и менеджментом организаций нового типа (сетевые организации).


Толпа – группа, объединенная общим чувством и направлением воли.

Управление развитием системы – целенаправленное изменение системы путем воздействия на факторы ускорений и торможений внутрисистемных процессов.

Управление организацией – приведение организации к желаемому состоянию.

Установка - неосознаваемая готовность человека определенным образом реагировать на проблемную ситуацию.

Фордизм (Тейлоризм) – модель управления массовым производством, основанная на повышении производительности труда за счет экономии на масштабе производства и конвейерном механизированном процессе изготовления стандартизированной продукции, при условии контроля рынка сбыта со стороны крупной корпорации-производителя, построенной на принципе вертикальной интеграции и разделения труда. Модель, обоснованная Ф. У. Тейлором, была принята и развита Г. Фордом и, под названием научная организация труда (НОТ), широко распространена в СССР.

Харизма – ресурс личной власти, основанный на нерациональном восприятии окружающими личных качеств (обожание).

Цель – желаемый результат решения проблемной ситуации.

Цель управления – снижение неопределенности проблемных ситуаций.

Эмерджентность – системный эффект, когда свойства системы не повторяют свойства ее частей, а результат действия системы не равен сумме результатов ее частей.

Этика деловая – общепризнанные в организации принципы, правила и нормы, регламентирующие поведение участников организации, манеру общения, стиль работы, внешний вид и отличающие правильное поведение члена организации от неправильного. Этические нормы и правила играют системообразующую роль в культуре организации, нормализуют и рационализируют поведение персонала. Деловая этика компенсирует принцип выгодности в принятии решений и, тем самым, расширяет пространство управления организацией – область решений, доступных выбору.