uzluga.ru
добавить свой файл
1



Корочанский район


Корочанский район, являющийся географическим центром Белгородской области, вобрал в себя то многообразие костюма, которое характеризует Белгородчину. Здесь бытовали юбочный, поневный и сарафанный комплексы.

В селах Новая Слободка, Ломово, Заячье, Мазикино, Свиридово1 носили сарафан и поневу, рубаху с косыми поликами и рогатую кичку. Более поздним вариантом здесь была юбка. Костюм с сарафаном сохранился в селе Заячье.

В своем фундаментальном труде по культуре русско-украинского пограничья2 этнограф Л.Н.Чижикова приводит данные В.П.Загоровского об этих селах, возникших не позднее 1620-х годов, возможно, даже в конце ХVI века. Эти одни из самых древних на Белгородчине сел принадлежали церкви. Население этих сел носило название «мамоны». Сейчас уже трудно выявить суть данного названия. То ли это этноним, указывавший на принадлежность данной группы к некоей общности, имеющей яркие диалектные и культурные особенности, то ли термин отражал социальное положение крестьян, а возможно, что, как и слово «галман»3, которое обычно применялось к однодворцам, означал лишь характеристику жителей села4.

Как бы то ни было, бытовая культура мамонов имела свои особенности. Поневный комплекс этих сел включал в себя рубаху с косыми поликами, которые больше нигде на Белгородчине не встречались. Рубахи с косыми поликами очень близки по крою к рубахам с прямыми поликами, пришитыми по основе ткани, прежде всего расположением полотнищ и способом пришива полика к центральным высоким полотнищам.

Судя по этнографическим образцам и рассказам старожилов села Заячье, рубахи украшались очень скромно – вышивкой красной «бумагой»5 вдоль швов, соединяющих полик с полотнищем и рукавом, а также вдоль продольного шва рукава. Иногда между поликом и рукавом вставлялись «хворботы» - полоски коклюшечного кружева, сплетенного из красных нитей. Самой нарядной была «рябая» рубаха с вышивкой росписью.

Рубахи с косыми поликами традиционно носили с поневами, однако в корочанских селах. Рубаха с косыми поликами их надевали и с сарафаном. Сарафан здесь

бытовал наряду с поневой поначалу как девичья, а затем и как женская одежда.

Поневы ткали из «свойской», то есть самопрядной шерсти. Судя по описанию, в поневах отсутствовали прошвы1, спереди и сзади по центру на ткани были «перетыки»2 белыми нитями, дополнительно украшенные вышивкой. По подолу поневы пришивали узкую орнаментальную тесьму - «пояс», который «дергали» руками. Фартук на поневу не надевали. Подпоясывались полосатым кушаком, завязывая его на боку.

В будни в селе носили распашную поневу из черной «свойской» шерсти. Поверх нее надевали фартук из черного сатина, украшенный черным коклюшечным кружевом.

С поневой носили рогатую кичку и сороку в виде обтянутой красной тканью овальной шапочки, завершающейся сзади квадратом. Очелье и квадрат были украшены вышивкой. Сорока, по всей видимости, была идентична сорокам сел Роговатое Старооскольского района, Верхососна, Гредякино и некоторых других сел Красногвардейского района. Их общими особенностями были мягкое дно и твердые очелье и задняя часть шапочки.

Поверх сороки надевался платок или «кищеная ширинка» - квадратный кусок ткани, украшенный по диагонально расположенным углам бахромой с кистями, позументом, бархатом и блестками.

В старину к сороке возле ушей подвешивали пушки из гусиного пуха.



Косоклинный сарафан в селе Заячье (не сохранился) шился из двух прямых полотнищ размером 110 х 40 и четырех косых клиньев, пришитых по бокам к переднему и заднему полотнищам. Клинья были выкроены из двух прямых полотнищ (110 х 40), разрезанных по диагонали. Лямки на спинке цельнокроеные. Сарафан украшался спереди позументом в виде Т-образной фигуры, а также тесьмой, бисером, блестками. Разрез по центру застегивался на костяные пуговицы. По подолу пришивался такой же «пояс», как и на поневе. Фартуки на сарафаны не повязывали.

В селе Новая Слободка с косоклинным сарафаном носили высокий белый передник, украшенный по низу красными лентами. Поверх передника завязывался пояс, на который спереди вешали своеобразное украшение – два круга из шленки на шнурах.

Косоклинный сарафан сменился прямым, причем в Заячьем его шили не только из фабричных тканей, но и из домотканой шерсти. Такой сарафан был довольно узким, поскольку косые клинья по бокам были заменены на прямые, а количество полотен не было увеличено. Украшался он очень скромно, носили его обычно в пожилом возрасте. Молодежь же отдавала предпочтение юбкам, которые пришли в село вместе с фартуками.

Юбки носили в комплекте о старинными рубахами и подпоясками, тем самым отдавая дань традициям. На пояс вешали карман-сумку «гаман», выполненный в лоскутной технике и украшенный по периметру зубцами из разноцветной ткани. Гаман предназначался для различных лакомств и мелких предметов.

Девичьим головным убором был венец – полоса картона, обтянутая красной тканью, с нашитыми бумажными цветами. Венчальным убором был венец, обшитый бисером, украшенный «гарусочками» и золотной бахромой. В косы на праздники девушки вплетали по 2-3 ленты. В Новой Слободке девушки носили венец, обтянутый черной тканью с двумя помпонами-пушками с боков.

Более поздним женским головным убором был повойник в виде шапочки-таблетки, на которую повязывали платок.

Праздничные наряды украшали дутыми стеклянными бусами белого, зеленого и голубого цветов («монисто»).

В селах мамонов носили лапти. Праздничными были лапти «с венчиками», то есть с выплетенными из лыка узорами.

В качестве нагрудной одежды носили всевозможные кофты: «кухвайки из товару» (из фабричных тканей, без подкладки), «куцынки» из черного сатина, подбитые ватой. В холодное время надевали зипуны и шубы. На голову зимой повязывали шерстяной с полосатым или цветочным узором платок («барсовый»).

Юбочный комплекс, характерный для Приосколья, зафиксирован в селах Мальцевка, Бубново, Плотавец. В двух последних селах костюм идентичен новооскольскому – юбка с плиссированным воланом («манчеты») и черным плисом по подолу, рубаха с отложным воротником. В селе Бубново, как и в географически близких ему селах Васильдол и Тростенец Новооскольского района, бытовали такие специфические детали одежды, как покромка, безрукавник, жилет с клиньями на спине, черноузорные рубахи.

Повседневные юбки в Бубново шили из черной «волосени» или холста и ничем их не украшали. Фабричные ткани, даже ситец и сатин, считались нарядными и шли на изготовление праздничных юбок. Завески шили, как правило, из ткани контрастных юбке цветов, для пожилых – черные с черными же «канками» (кружевом). Завески украшались «манчетами», плисом, лентами, зубчиками из разноцветной ткани, а также бахромой и блестками.

Были в селе и местные особенности в одежде. На Троицу в течение трех дней праздника женщины ежедневно надевали разную одежду. В первый день это была обязательно однотонная, как правило, синяя сатиновая юбка, на третий – юбка из набивного ситца, «заграничная» или «кубовая». А второй день, самый значимый, женщины встречали в «тяжком» костюме. Точного значения этого слова применительно к одежде не помнят даже старожилы, однако объясняют по своему: «тяжкий» - значит яркий, нарядный. В этот день надевали рубаху, юбку и завеску из атласа. Вероятно, в зависимости от достатка использовали как дешевые сорта атласа, такие, как ластик1, так и шелковый атлас. Юбки для «тяжкого» костюма шили как из однотонного, так и из набивного атласа. На рубаху надевали безрукавник, а голову повязывали красным шелковым платком с выпуклым цветочным узором и длинной бахромой. Такой платок сельчане называли атласным. В этот день повязывали и «сизый» платок, вытканный из разноцветных основы и утка (красный и голубой цвета). Платки в этот день повязывали особым способом. На уложенные венцом косы надевали повойник – мягкую шапочку из скатанного в рулик и замкнутого в кольцо ситцевого платка с пришитой круглой макушкой. В рулик была вшита тесемка, которой затягивали повойник на голове. Затем атласный или сизый платок обматывали вокруг головы, спрятав концы сзади. В лобной части под платок подкладывали прямоугольник из простеганного холста. Возле ушей убор «уряжали» цветами, сделанными из шелковой ленты, прикалывая их булавками. Кроме второго дня Троицы такой головной убор повязывали невесте в момент повивания.

В «тяжком» костюме атласную рубаху могла заменять рубаха «с белью» - с белой вышивкой. Возможно, это был более старинный вариант троичной одежды. Поздним вариантом следует считать «тяжкий» костюм с «разлёткой», кофтой городского фасона. Она кроилась с застежкой на левом боку, на плече и от подмышки до низа. По переду и рукавам ее украшали тесьмой, кружевом и лентами.

Основным головным убором сельчанок был платок. Праздничными разновидностями были «заграничные с бахмарами» (из краснофонового ситца, обшитые по периметру короткой бахромой из разноцветной шленки), шерстяные с цветочным узором на красном или зеленом фоне.

Старинным девичьим головным убором был венчик, который представлял собой либо галун, нашитый на твердую основу, либо плотную простеганную полосу ткани, расшитую бисером. В селе такой венец назывался «кепчик». Надевался он не на лоб, а чуть выше, как корона. Сверху повязывался платок «шпильком». «Шпилёк» - это конусообразный залом надо лбом.

Из украшений в селе были распространены бусы («ожерелье») и металлические цепочки («чапки»). Была также некая «площадка», надеваемая на рубаху, которая, учитывая сходство костюмов сел Бубново и Васильдол, возможно, являлась местной разновидностью васильдольской «застежки».

Обувью сельчанок были кожаные «коты» (полусапожки), а также черевики, вязанные крючком из шерсти.

В селе Мальцевка на рубеже ХIХ – ХХ веков прочно утвердилась «парочка», однако наряду с ней еще сохранялась старинная одежда – ее носили преимущественно пожилые женщины. Сохранившиеся этнографические образцы одежды и рассказы старожилов позволяют восстановить костюм села, который выглядит довольно эклектичным. Здесь носили и юбки, сходные с новооскольскими, и рубахи, которые обычно носили только с сарафанами, и фартуки с украинской орнаментацией. Бесполиковые рубахи, зафиксированные здесь, встречались в селах Ивнянского района в сарафанном комплексе, что дает основание предположить бытование в Мальцевке сарафана наряду с юбкой.



Подобные рубахи в Мальцевке не имели отложного воротника, они были либо «голошейки» (с узкой обшивкой ворота), либо с невысокой стойкой. Верхняя часть рубахи здесь называлась станом, нижняя – подолом. Украшали их вышивкой геометрическим орнаментом. Данных о тканых узорах на рубахах нет. Узоры вышивались «заполочью»1 красного и черного цветов в технике «крест». Праздничные рубахи молодых женщин дополнительно украшались тесьмой.

Сохранился здесь и довольно необычный образец рубахи с прямыми поликами, пришитыми по утку, в котором расположение полотен нехарактерно для этого типа рубах. Старожилы называют ее «нательной», возможно, потому, что на ней отсутствуют украшения. Скорее всего, ее носили в будни и в пожилом возрасте.

В селе носили юбки из домотканой шерсти черного и бордового цветов. В зависимости от отделки, они подразделялись на будничные и праздничные. Праздничные украшались по подолу вышивкой в технике «крест» или нарядной тесьмой. Вышивка была, как правило, монохромной – по бордовому полю черная, по черному бордовая. Кроме шерстяных, в селе носили льняные и «замашные»1 юбки, украшавшиеся по низу домотканой тесьмой. Тесьму изготавливали на бердышке из шерстяных спряденных вручную нитей. Тесьма могла быть и однотонной, и орнаментальной.

С появлением тканей фабричного производства в селе начинают носить кубовые и «заграничные» юбки. Старожилы не упоминают такие ткани, как кашемир, штоф, атлас. По-видимому, в селе не было достаточно зажиточных хозяев, способных покупать эти дорогостоящие ткани.

Ситцевые юбки в селе были традиционного для Новооскольского района фасона, как и в селах Бубново и Плотавец.

Юбки подпоясывались полосатым или однотонным кушаком. Не очень широкий (13 см), он в то же время был длинным (до 2,5 м). Он завязывался сзади. Дополнением к нему был пояс в виде сплетенного из шленки узором «елочка» круглого шнура. Концы шнура соединялись в подвеску из серебряных нитей, бисера, пучков шленки. Пояс надевался подвеской назад.

Головным убором сельчанок были разнообразные платки. Более старинных головных уборов старожилы не помнят.

В холодное время в селе носили зипуны, кафтаны, шубы, халаты2.

Кафтан – приталенная одежда длиной до колен. Изготавливалась из домотанного холста, окрашенного в черный цвет, или сукна домашней выделки. Украшали его вышивкой или узкой тесьмой красного цвета, расположенной по краям рукавов, полочке, а также по подолу. В боковые швы вставлялись клинья, задняя часть сборилась.

Основной обувью в селе были лапти. В сухие теплые дни женщины надевали черевики, связанные крючком из шерсти. К подошве черевик обязательно подшивали кожу. Более поздней женской обувью были сапоги и ботинки «румынки». В селе не были распространены вязаные чулки, как в других белгородских селах. Здесь даже ботинки надевали на онучи.

В некоторых русских селах Корочанского района, примыкающих к Шебекинскому району – Проходное, Афанасово, Прудки – носили сарафанный комплекс, идентичный шебекинскому: сарафан с полукруглой вышитой грудью, рубаха с вышивкой по всему рукаву, головной убор сорока.

Таким образом, выявить тип костюма, который был бы преобладающим на территории района, довольно трудно. Наиболее самобытным для района является костюм сел мамонов, сохранившийся только в селе Заячье, да и то в более поздних формах.


Зотова И.П., старший научный

сотрудник ГБУК БГЦНТ


1 К этой группе сел примыкает также Тюрино, находящееся в настоящее время на территории Шебекинского района.

2 Л.Н.Чижикова. Русско-украинское пограничье. М.,1988 г.

3 «Галман» в южно-русских говорах – грубый, крикливый человек.

4« Мамон» - в народных говорах Курской, Владимирской, Тверской и Псковской губерний – обжора, лентяй.

5 Бумагой называли хлопчатобумажные нити.

1 Прошва – дополнительный кусок ткани в поневе.

2« Перетыка» - нити утка, отличные по цвету от нитей основы.

1 Ластик – хлопчатобумажная ткань атласного переплетения.

1 Заполочь – хлопчатобумакжные нити.

1 Замашка – ткань из конопляных нитей.

2 Халат – верхняя одежда из домотканого сукна, надеваемая на шубу или зипун.