uzluga.ru
добавить свой файл
Лыскова Н.Н.


План-конспект урока по литературе 20 века.


Тема урока: конфликт драмы М. Горького «На дне» и её проблематика.

Цель урока: определить составляющие конфликта и проблематику драмы М. Горького «На дне».

Тип урока: смешанный (лекция с элементами беседы).


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Лекция.

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

После серии романтических произведений 90-х годов, полный бунтарских идей, Горький создаёт пьесу, ставшую, пожалуй, наиболее важным звеном во всей философско-художественной системе писателя – драму «На дне» (1902). Посмотрим, какие герои населяют «дно» и как они живут.

  1. Беседа.

1). Как изображается место действия?

2). Какие люди являются обитателями ночлежки?

3). Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы? (Записать в тетрадь: резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

Предметом изображения в драме «На дне» становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на «дно» жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишёнными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении).

4). Что привело в ночлежку её обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актёра, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

5). Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

6). Слово учителя. (Записать в тетрадь).

Конфликт, в котором участвуют все герои, - особый. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

  1. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.