uzluga.ru
добавить свой файл
1
Конспект урока СБО по теме "Горшочек каши" (6-й класс)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с пищевой ценностью круп, с видами и способами приготовления каш;

  2. Формирование знаний и умений по технологии приготовления рассыпчатой гречневой каши;

  3. Развитие интереса к своей культуре, воспитание культуры труда и питания.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: предметы русского народного быта, образцы различных круп, гербарии злаковых культур. Таблица « Блюда из круп», инструменты и приспособления для приготовления каши и сервировки стола, инструкционные карты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Вопрос к учащимся. Что вы предпочитаете есть на завтрак? (ответы уч-ся)

К сожалению многие из вас предпочитают есть на завтрак бутерброды. Вместо того чтобы сварить кашу, которая очень полезна для здоровья. Да и времени для приготовления каши у вас уйдет не многим больше, чем приготовить себе бутерброды. Но вот заряда бодрости от каши вы получите на целый день, ведь любая каша - питательный и ценный продукт в отличие от хлеба с колбасой.

Какие крупы для приготовления каш вы знаете?

Какие каши из этих круп можно приготовить? (ответы учащихся)

Тема сегодняшнего урока «Горшочек каши»

Да, в деле крупном или малом
Необходимо прежде знать,
Что каша, пышущая жаром
Сердца сумеет приковать.

3. Объяснение нового материала.

Каша одна из самых распространенных русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на русском столе. Как говаривали в старину «Щи да каша – пища наша»

А какие поговорки вы еще знаете про кашу? (ответы уч-ся)

Во времена Древней Руси « пригожими к здравию» считались каши из круп ячных, гречневых, овсяных и пшена»

Крупы – универсальные продукты. Они поставляют организму углеводы (65-77%), растительные белки (7-12%), жиры (до6%), минеральные вещества, среди которых фосфор, железо, калий, магний, кальций.

Разнообразие видов русских каш базировалось на многообразии сортов круп, производимых в России. Больше всего любили и ценили крупы из гречихи.

Гречневая крупа

img14.jpg (17584 bytes)

Наиболее ценной считается гречневая крупа. В ней много клетчатки, витаминов, железа и белка (до 13%). Причем этот белок более полноценный благодаря содержанию незаменимых аминокислот. Гречку рекомендуют при многих заболеваниях, анемии, ожирении и как общеукрепляющее средство.

Второе место по пищевой ценности занимала овсяная каша.

Овсяная крупа

http://festival.1september.ru/articles/567011/f_clip_image004.jpg

Овёс был очень популярен у скифов, германцев и шотландцев. В нём много растительного белка, витаминов и минералов. В средневековой Шотландии даже к королевскому столу нередко подавали овсяную кашу, овсяный хлеб и овсяные лепёшки, одновременно служившие тарелками. Однажды англичанин, приглашенный к Марии Стюарт на ужин, пошутил: “Овёс, конечно, очень полезен для шотландских мужчин, однако в Англии он считается пищей для лошадей”. Королева парировала: “Именно поэтому больше славятся английские лошади, чем мужчины”. Сейчас кроме крупы популярны овсяные хлопья и толокно. Они рекомендуются для завтраков.

В старину говаривали: «Овсяная каша хвалилась, что с маслом коровьим родилась»

Рисовая каша чрезвычайно популярна, в ней меньше содержание белков.

Рисовая крупа

http://festival.1september.ru/articles/567011/f_clip_image006.gif

Рисом питается большая часть населения Земли, прежде всего в Азии. Нашу планету условно можно разделить на западный “мир пшеницы” и восточный “мир риса”. К сожалению, в процессе очистки и шлифовки рисовых зёрен удаляются витамины, белок и клетчатка. Остаётся легко перевариваемый и дающий много энергии крахмал. Это свойство широко используется в диетическом питании. Относительными противопоказаниями являются ожирение, сахарный диабет. Из риса можно приготовить тысячи блюд, и каждый раз его вкус будет другим.

Из пшеницы получают манную и пшеничную крупу.

Манная крупа

http://festival.1september.ru/articles/567011/f_clip_image008.jpg

Из пшеницы делают манную крупу, “полтавскую” и “артек” (дроблёное зерно). Манная каша на молоке очень калорийна и легко переваривается. Её дают и малышам, и детям постарше. Особенно хороша манка с кисловатым вареньем или кусочками яблок.

Просо в нашей стране относится к числу крупяных культур. Пшено – это ядро проса.

Пшенная крупа

http://festival.1september.ru/articles/567011/f_clip_image010.jpg

Древнейшей зерновой культурой является просо. Сейчас из него делают пшено. Переваривается оно медленно и обычно рекомендуется при сахарном диабете, атеросклерозе и заболеваниях печени.

В русской кухне каши издавна делились на три основных вида – кашицы, размазни и крутые, рассыпчатые. Каждый из перечисленных видов отличается соотношением количества жидкости и крупы.

Сегодня мы с вами приготовим самое традиционное русское блюдо – рассыпчатую гречневую кашу.

Если печка, то печет.
Если сечка, то сечет.
Ну, а гречка? То гречет?
Вот и нет, она растет.
Если гречку собрать
И в горшок положить,
А потом эту гречку
Водою залить.
А потом еще долго,
Долго варить.
То получится каша,
Любимая каша!

Ни одна другая каша в народе не пользовалась таким уважением, как гречневая. На Руси гречиху сеяли и в теплых южных районах, и в северных губерниях. Растение это было любимо крестьянами еще и потому, что урожай гречихи поспевает очень скоро (через два месяца после посева) и бывает обычно весьма обильным.
Про гречиху, культуру, столь любимую земледельцами, в народе ходила даже особая легенда. Вот одна из версий этого предания: «Крупеничка, дочь королевская, была красоты неописанной. Она веровала богам русским, искони добрым и справедливым. Старые и малые, бедные и богатые, свои и чужие — все любили Крупеничку. Но, увы! — грозная туча постигла землю белую. Сизый ворон промахнул ясного сокола, а дочь королевская досталась в руки злым и безбожным татарам! Что же тут делать бедной, горемычной Крупеничке? Красоте ее цены нет: ни злато, ни сребро, ни каменья самоцветные — ничто не могло искупить ее из неволи, и она погибла бы безвозвратно, да вдруг ни оттуда, ни отсюда является перед грустною Крупеничкою какой-то добрый человек. Он обращает Крупеничку в гречневое зернышко и приносит ее на Святую Русь, бросает на землю несеянную, и диво: Крупеничка опять принимает человеческий образ, а шелуха зерна, откинутая с превращенной, развела у нас до сей поры добрую, душистую и цветущую гречку».

Чтобы наша каша удалась, вот вам несколько советов по поводу правильного приготовления.

  1. Крупа должна быть спелой, без зеленого отлива, иначе рассыпчатой каша не получится, как бы вы точно не следовали рецепту.

  2. Варить лучше в металлической кастрюле с утолщенным дном, которое нагревается по всей поверхности, и в результате более равномерно выкипает жидкость ,лучше прогревается весь объем крупы.

4. Практическая работа. «Приготовление рассыпчатой гречневой каши».

Прежде чем приступить к работе вспомним правила техники безопасности.

(Повторяем правила ТБ)

Подготавливаем рабочее место, внимательно знакомимся с инструкционной картой.

Выполняем практическую работу строго по инструкционной карте.

Наименование продукта

Количество продуктов

Последовательность приготовления

Посуда и инвентарь

Крупа

Вода

Соль

75 г

140 г



Перебрать крупу, промыть. Вскипятить воду. Залить крупу кипятком.

Добавить соль и варить на среднем огне до выкипания воды

Миска, кастрюля, ложка столовая

Молоко

100 г

Влить в крупу

Стакан

Масло топленое

Юг

Добавить в крупу

Ложка столовая

Масло сливочное

15 г

Добавить в готовую кашу и подать на стол

Ложка

столовая,

тарелка

5. Закрепление изученного материала.

Милости просим к нам во двор со своим добром! Отведаем блюдо, которое издевле было главным на Руси». Гречневая каша – матушка наша», « Гречневая каша сама себя хвалит», «Не страшен мороз, что на дворе трещит, коли гречневая каша в печи стоит» - говорили о ней на Руси. У каждой каши, сваренной правильно, свое «лицо», свой вкуси аромат. Но давайте повторим общие принципы варки каш. (Учащиеся повторяют).

6. Подведение итогов.

У наших предков каша на столе была по праздникам. Не мешало и нам забывать хорошее. В старину в школе начало нового этапа обучения отмечалось совместной трапезой. Все угощались кашей, так произошло слово однокашник. Вот и вы теперь, отведав каши, стали не только одноклассниками, но и однокашниками. Так что относитесь к каше с уважением! Всего вам доброго!!