uzluga.ru
добавить свой файл



Конспект открытого занятия

«Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных»


Тема: Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных

Цель: учить детей употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Задачи:

-обогащение и активизация словаря;

-обучение употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;

-развитие фонематического слуха;

-развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности;

-обучение составлению предложений по картинкам.

Оборудование: магнитофон (либо телефон с записью голоса Карлсона); компьютер с записью полета Карлсона и домика Карлсона; ящик с насыпанными камушками; большие игрушки: кукла, машина, мяч, кубики, пирамида, слон; маленькие игрушечки: машинка, собачка, лошадка, мячик, куколка, ; компьютерная игра-презентация «Одежда для Матрешечки»; резиновые игрушки: большие — собака, кошка, белка, маленькие — собачка, кошечка, белочка; лист бумаги, раскрашенный, как крыша; макеты больших и маленьких домов, кроватей, столов, стульев, шкафов, комодов; предметные картинки с изображением больших и маленьких домов, кроватей, столов, стульев, шкафов, комодов.


Ход занятия:

1. Оргмомент:

Дети заходят и встают в ряд около логопеда.

-Здравствуйте, дети! Посмотрите, у нас на занятии сегодня гости! Поздоровайтесь с ними! Молодцы! А теперь давайте узнаем, кто же еще к нам сегодня придет на занятие!

Включаем аудио запись голоса Карлсона с фразой из мультфильма.

-Как вы думаете, ребята, кто к нам в гости прилетел?

Если дети, затрудняются, спросить, про кого смотрели мультфильм (или поставить еще одну запись).

Дети приглашаются к столу, где стоит компьютер и смотрят отрывок, когда Карлсон прилетает.

Достается игрушка Карлсона, которая приглашает детей садиться.


2. Введение в тему занятия:

-Ребята! Карлсон только к нам прилетел, но уже успел пошалить и спрятал кое-что вот в этой коробке! Давайте посмотрим, что же это!

Детям предлагается достать из коробки с камушками достать по одному предмету.

-Скажите, ребята, что же вы нашли?

Все дети по-очереди называют свой предмет (машина, кукла и т. д.).

-Но эти предметы очень маленькие, поэтому и назвать мы их должны ласково.

Дети называют эти предметы ласково (машинка, куколка и т. д.).

-Давайте поставим их в одну кучу здесь на столе. Как можно назвать все эти предметы одним словом?

-Игрушки.

-Хорошо, но что же тогда стоит вон на том столе?

Дети смотрят на другой стол, где стоят другие игрушки большего размера.

-Там тоже стоят игрушки, но они большие. А эти — маленькие, поэтому мы и назвать их должны ласково. Что же это?

-Игрушечки!

-Молодцы!


3. Отработка нового грамматического материала:

-Ребята! Давайте покажем Карлсону, как хорошо вы знаете игрушки и игрушечки!

Ставим перед детьми компьютер с игрой-презентацией «Одежда для матрешечки».

-Посмотрите и скажите, кто здесь?

-Большая матрешка и маленькая матрешечка.

-Правильно, а это их вещи! Давайте их назовем!

-Юбка и юбочка, кофта и кофточка, тапки и тапочки, платок и платочек, шапка и шапочка.

-Молодцы! Большая матрешка уже умеет одеваться сама, а вот маленькой матрешечке одежду подбирать будете вы! Смотрите не ошибитесь.

Проводится игра-презентация «Одень матрешечку».

-Умницы! Матрешечка очень довольна!


4. Развитие фонематического слуха:

Игра «Узнай, кто звучит»

-Ребята, Карлсон посмотрел, какие вы умные и решил задать вам задачку посложнее! Идемте на ковер!

Дети садятся на ковер. У логопеда ширма и резиновые пищащие игрушки животных. Карлсон знакомит детей со звучанием первых двух: собаки и собачки. Выясняем с детьми, кто есть кто, что собака звучит громче, собачка тише. Убираем игрушки за ширму, звучим ими по очереди. Дети отгадывают, кто прозвучал. Демонстрируем детям ответ. Далее знакомим детей с новыми игрушками: кошка и кошечка. Дети называют их, запоминают звучание: громче и тише. За ширмой звучим сначала громко кошкой, потом тихо кошечкой. Просим детей отгадать, кто звучал первый, кто второй. Знакомим детей с зайцем и зайчиком, с их звучанием. Проводим аналогичную игру.

-Молодцы, ребята!


5. Физминутка:

-Карлсон вами очень доволен и предлагает вам немножко отдохнуть!

Карлсон всех зовет на крышу.

Поднимайтесь все неслышно.

Руки выше вверх поднять,

На носки всем срочно встать.

 Выше, выше… Опуститесь,

Сильно-сильно поклонитесь,

Влево, вправо наклонитесь,

Повертитесь, улыбнитесь,

А теперь, прошу , садитесь.


6. Отработка темы занятия на индивидуальном раздаточном материале:

На столе лежит лист бумаги, раскрашенный как крыша. Рядом лежат большие и маленькие: дом и домик, стол и столик, стул и стульчик, кровать и кроватка, ложка и ложечка, чашка и чашечка, тарелка и тарелочка.

-Ребята, вот и мы и попали с вами на крышу, где живет Карлсон. Давайте узнаем, как же он живет.

-Он живет в большом доме?

-Нет.

-Тогда где?

-В маленьком домике.

Ставим на «крышу» домик.

-А что же у Карлсона в его домике?

Просим детей по-одному подходить к столу с предметами и выбирать для дома Карлсона маленькие.


7. Употребление новой грамматической категории в предложении:

-Молодцы! А теперь давайте составим про Карлсона историю. Достаем карточки с изображенными на них предметами Карлсона. По-очереди выставляем их на доску, а дети озвучивают.

-Чтобы жить Карлсону нужен домик. Чтобы спать Карлсону нужна кроватка. Чтобы сидеть Карлсону нужен стульчик. Рядом со стульчиком стоит столик. Чтобы хранить одежду Карлсону нужен шкафчик. Чтобы хранить вещи Карлсону нужен комодик.

-Молодцы! Карлсону так понравилось как вы рассказали про его дом, что ему очень захотелось туда вернуться. Давайте попрощаемся с ним, но назовем его ласково!

-До свидания, Карлсончик!

-До свидания, ребятки!

Показываем детям отрывок из мультфильма, где Карлсон дома.


Итог занятия:

-Молодцы, ребята! Карлсон улетел, но обещал вернуться!

Подходим к окну.

-Ребята, а нам тут письмо уже пришло! От Карлсона!

Чуть-чуть открываем окно, как будто достаем оттуда конверт с письмом Карлсона.

-Посмотрите! Карлсон прислал нам письмо с благодарностью за ваши старания и свою фотографию!

Раздаем детям фотографии Карлсона, которые они должны раскрасить после занятия.