uzluga.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сайгинская средняя общеобразовательная школа»

Верхнекетского района Томской области


Научно - практическая конференция учащихся

«Мой первый проект»

Аниканова Юлия, Горбунова Арина,

Иванов Владимир, Панова Елизавета, Потёмкина Евгения

Класс 1

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По направлению Я и моя школа

На тему Волшебные краски

Научный руководитель: Учитель начальных классов

Анастасия Валерьевна Рыкунова

Признать, что работа выполнена

и защищена с оценкой________________________________________


Рекомендуется_______________________________________________

Председатель

экспертной комиссии________________________ ____________

(подпись) (дата)

Эксперты ________________________ ____________

(подпись) (дата)

________________________ ____________

(подпись) (дата)

Председатель

экспертного совета ________________________ ____________

(подпись) (дата)

п. Сайга

2012г.

Содержание

Введение


2-4

  1. Теоретическая часть




5-9

    1. История возникновения красок




5

    1. Состав красок




6-8

    1. Процесс приготовления красок




9

  1. Практическая часть




10-14

    1. Описание экспериментов




10-12

    1. Результаты экспериментов




13

    1. Выводы

14

Приложение

15-19

Список литературы

20



Введение

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

В любом канцелярском магазине можно купить различные краски: акварель, гуашь, масляные краски, пастель. И современные художники так и поступают. Но давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски?

- Цель исследования:

Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки «самодельных» красок.

- Задачи исследования:

  1. Ознакомиться с научно-популярной, учебной литературой и периодической печатью по теме исследования.

  2. Изучить из каких веществ состоят краски.

  3. Провести эксперимент: изготовить краски в домашних условиях.

  4. Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.

  5. Нарисовать рисунок из полученных красок.



Гипотеза:

мы предполагаем, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Методы:

-метод зрительного восприятия информации (работа с познавательной литературой, с компьютером, наблюдение);

- метод передачи информации с помощью практической деятельности;

- метод эксперимента.

Новизна работы заключается в том, что изучение красок осуществляется с путём эксперимента.

Исследования, проводимые обучающимися 1 класса, позволили им глубоко изучить и усвоить основные вопросы темы.

Занимательный аспект проекта развивает интерес к истории и химии, расширяет кругозор.

Исследование полезно не только тем, что подготавливает детей к осмысленному изучению состава красок, но и путём применения метода эксперимента.

Данный проект позволит сделать выводы:

  1. История красок началась вместе с появлением человека.

  2. Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.

  3. Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

  4. В качестве связующего вещества использовали яйцо, масло, воду, воск.

  5. Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

  6. В ходе эксперимента удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунок.




  1. Теоретическая часть

    1. История возникновения красок

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов – охра (от греч. оchros – «жёлтый»). С древнейших времён и вплоть до 19 века краской могло стать всё, что дарит мир природы – земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные.

Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI – XIII веках были различные охры и сажи – «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам – Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие 15 столетий природа отпустила нам ещё две-три краски. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.


1.2. Состав красок

Краска-материал, служащий для придания цвета.

Краски состоят из пигмента и связующего вещества.


Пигмент – это сухой краситель. Мир вокруг нас разноцветен.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко её, растерев, можно получить красный и жёлтый пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый - мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит или лазурит. Зелёный пигмент дают окиси металлов.

Первая синяя краска из лазурита продавалась 1 кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготовил эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и жёлтая псковская.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля мёда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании остаётся жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Название красок

Масло

Яйцо

Вода

Клей

Акварель







+

+

Гуашь







+

+

Масляная

+










Темпера




+









Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель лёгкая и прозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.

Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными масками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.

Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мёд или другие не известные нам вещества.

Итак, мы выяснили, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.





1.3. Процесс изготовления красок.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырьё. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырьё нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

Уголь, мел и глину можно измельчить в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твёрдые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке с песком. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Выяснив, состав красок, узнав о процессе приготовления красок, мы поняли, что сможем сделать некоторые краски сами.








  1. Практическая часть

2.1. Описание экспериментов

Для проведения экспериментов нам надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В нашем распоряжении оказалась глина, мел, и уголь. Мы составили план трёх экспериментов.

План эксперимента 1

  1. Очистить уголь от посторонних примесей.

  2. Измельчить уголь в порошок.

  3. Просеять порошок.

  4. Смешать уголь с водой.






План эксперимента 2

  1. Очистить глину от посторонних примесей.

  2. Измельчить глину в порошок.

  3. Просеять порошок.

  4. Смешать глину с маслом.



План эксперимента 3

  1. Очистить мел от посторонних примесей.

  2. Измельчить мел в порошок.

  3. Просеять порошок.

  4. Смешать мел с яйцом.



После проведения трёх экспериментов нам захотелось попробовать и другое сырьё, так мы провели ещё несколько экспериментов. Каждый вид сырья мы смешивали с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и консистенции краски.

Номер эксперимента

Сырьё

Связующее вещество

Цвет

Консистенция

1



Перманганат калия

Вода



Светло-коричневый


Жидкая

2

Масло

Густая



3

Яйцо

Вязкая

4

Уголь


Вода



Черный

Жидкая

5

Масло

Густая

6

Яйцо

Вязкая



7



Глина

Вода

Светло-коричневый

Жидкая

8

Масло

Коричневый

Густая

9

Яйцо

Коричневый

Вязкая

10



Кофе

Масло

Бежевый

Густая

11

Яйцо

Коричневый

Вязкая

12



Луковая шелуха

Вода

Жёлтый

Жидкая

13

Вода-мёд

Охра

Густая

14

Мёд

Золотисто-жёлтый

Вязкая, долго сохнет










2.2. Результаты экспериментов

Теперь мы знаем, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях.

Полеченные краски отличаются по консистенции и качеством:

  • Уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставлял на бумаге яркий след, быстро высыхал

  • Глина с маслом дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала

  • Мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной

Результаты других экспериментов можно увидеть в таблице.

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоёмкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, малахит, лазурит) со связующим веществом (масло, яйцо, вода).


2.3. Выводы

  1. История красок началась вместе с появление человека.

  2. Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.

  3. Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.

  4. В качестве связующего вещества использовали яйцо, масло, воду, воск.

  5. Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.

  6. В ходе эксперимента удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунок.



Приложение





Первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной).










Псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии.










Работы обучающихся 1 класса



Изготовление красок

http://stranamasterov.ru/files/u15556/s1050985.jpghttp://stranamasterov.ru/files/u15556/s1050982.jpg


http://stranamasterov.ru/files/u15556/s1051008.jpghttp://stranamasterov.ru/files/u15556/s1051004.jpghttp://stranamasterov.ru/files/u15556/s1050986.jpg


Памятка

Как изготовить краски дома.

«Масляные краски»

В небольшую форму положите кусочек свиного жира и добавьте гуашевой краски. Хорошенько размешайте – почти настоящие «масляные» краски для рисования по стеклу готовы.

Пальчиковые краски

  1. Смешайте по 100 грамм крахмала и холодной воды. После этого, постоянно помешивая, добавьте литр кипящей воды и 100 грамм талька. После того, как масса остынет, смешайте её с 200 гр. тёртой мыльной стружки, добавьте порошковый красящий пигмент.

  2. С помощью миксера смешайте следующие ингридиенты: 2 ст. ложки подсолнечного масла, 6 ст. ложек поваренной соли, 500 гр. муки. В качестве красящего пигмента используйте краску для пасхальных яиц. Такие краски идеально подходят для самых юных художников.



Рецепт «волшебных красок»

Для приготовления 5-6 цветов необходимо:

1 кружка муки, 1-2 ст. ложки соли, 1-2 ст. ложки растительного масла (любого), 1,5 ст. ложки клея ПВА

Муку смешать с солью и наливать воду тонкой струйкой, сразу смешивая, чтобы не образовались комочки. Затем добавить соль и масло. Масса готовится погуще, чем тесто на блины.… Но густота – это дело «вкуса»… Смотря, для какой цели, вы хотите приготовить краски.


Список литературы

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973. Орлова Н.Г.

  2. Иконопись – М.: Белый город, 2004.

  3. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.-М.: Авант+, 2009

  4. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета. - М.: Аврора, 2009

  5. Петров Всеволод. Мир искусства. Художественное объединение ХХ.-М.,2001

  6. Титова И.М. «Вещества и минералы в руках художника», М.,2001

  7. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас» Дрофа, 2003



Ссылки в Интернете

http://www.kalyamalya.ru
URL этой статьи:
http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/article.php?storyid=239