uzluga.ru
добавить свой файл


Муниципальное учреждение

«Управление образования муниципального городского округа «Усинск»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Щельябож.


Комплексное исследование болота « Ва – нюр»

Исследование



Автор работы: Чёрный Григорий Сергеевич,

ученик 9 класса МОУ «СОШ» с.Щельябож.

Руководитель: Брюханова Валентина Николаевна,


учитель биологии и экологии

МОУ «СОШ» с. Щельябож


с.Щельябож, 2009

Содержание







Страницы.

1.

Введение

3-4

2.

Материал и методика исследования

4-10

2.1.

Характеристика района исследования

4-5

2.2.

Характеристика материала исследования

5-7

2.3.

План работы по исследованию болота

7-8

2.4

Используемые методики для изучения болота

9-10

3.

Результаты исследования

11-16

3.1.

Следы жизнедеятельности животных, обитающих на болоте и прилегающих территорий, в зимний период.

11

3.2.

Температурные условия на болоте

12

3.3.

рН снега и воды на болоте

13-14

3.4.

Ярусность растений на болоте

14

3.5.

Мох сфагнум и его ростовые показатели

15

3.6.

Разнообразие растений на болоте

16

4.

Выводы по комплексному исследованию болота

17

5.

Литература

18

6.

Приложения

19-26

6.1.

Выполнение практических заданий на болоте

19-22

6.2.

Схема № 2-3. Следы жизнедеятельности животных в зимний период на болоте.

23-25

6.3.

Схема № 4. Ярусность растений на болоте

26

6.4

Диаграмма № 4.Температурные условия на болоте

27

6.5.

Диаграмма № 5. рН снега и воды на болоте

28

6.6.

Диаграмма № 6. Ростовые показатели мха сфагнума

29

6.7.

Диаграмма № 1-2. Использование ресурсов болота местным населением

30

6.8.

Схема № 1. Расположение болота на территории села. 108 квадрат.

31

6.9.

Экологический практикум на болоте (фото)

32-33



1.Введение

Испокон веков болота казались людям таинственными, обладающими какой – то необычной силой. В древности во многих местах земного шара болота были для людей своего рода мостом между повседневной жизнью и потусторонним миром. Среди других ландшафтных комплексов болота выделяются постоянным избытком влаги и недостатком кислорода в воде. Воды болот имеют повышенную кислотность, из-за чего отмершие растительные остатки плохо и очень долго разлагаются в них. Болотные ландшафты необычайно широко распространены по всему земному шару.

В России болота и заболоченные земли занимают более 10% ее площади. Считают, что в нашей стране сосредоточено не менее 75 % всех болот мира. А по запасам торфа Россия занимает первое место в мире. В Республике Коми болота занимают площадь 6454 тысяч га, что составляет около 8% всей площади. С продвижением с юга на север по территории республики заболоченность увеличивается.

Цель работы заключается в комплексном исследовании болота «Ва – нюр» и прилегающей к нему территории. Исследование должно подтвердить, что болото «Ва – нюр» – есть модель верхового болота и имеет общие особенности для заболоченных территорий. Проблема заболоченности территорий Севера актуальна для изучения природных экосистем и обеспечения лесными и водными ресурсами села Щельябож.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

1.Изучить температурные условия на болоте;

2.Выявить видовое разнообразие растительности болота;

3.Изучить следы жизнедеятельности животных, живущих на болоте и прилегающих территорий;

4.Определить надземные ярусы растений на болоте;

5.Определить кислотность почвы и воды на территории болота;

6. Выделить основные источники загрязнения болота и влияние антропогенной деятельности на состояние болота.

Материалом для исследования послужили пробы воды, почвы, взятые в период с сентября 2006 года по сентябрь 2009 года во время сбора ягод на болоте «Ва – нюр». Доступ на объект зависит от количества атмосферных осадков в весеннее – летний период. Изучение следов жизнедеятельности животных, живущих на болоте и прилегающих территорий проходило в виде маршрутного слежения – тропления, т.е. пройти по всему пути следов животного. Тропление было проведено с помощью похода на лыжах и снегоходе «Буран» по всей территории болота в зимний период 2006 -2008 года (учитывались погодные условия для похода – мороз, снег, пурга). Определение кислотности снега и воды на территории болота проводились с повторным контролем по методу Алямовского. Пробы отбирались на болоте, определение проводилось в условиях школы с помощью прибора Алямовского.

Основные затруднения по изучению данного природного объекта состояли в том, что наполняемость болота водой зависит от количества атмосферных осадков, что затрудняет доступ на болото и заболачиванию всех прилежавших территорий, все маршрутные тропы заболочены. Положительным условием для исследования послужило небольшое расстояние от села до болота, наличие охотничьих троп, через прилегающий к населенному пункту лес, проходящие конкретно через данное болото в следующий лесной участок с охотничьими угодьями. Был использован план лесонасаждений обхода № 5 Усть –Усинского лесничества Усинского механизированного лесхоза для полной характеристики местности исследования.

Новизна данной работы – это первое комплексное исследование состояния болот на школьном уровне на базе сельской школы, благодаря которому появляется возможность проследить экологическое состояние болотных экосистем в Усинском районе.

2.Материал и методики исследования

2.1 Характеристика района исследования

Появилось село Щельябож в 1858 году на левом берегу реки Печора. В настоящее время входит в состав муниципального образования городского округа «Усинск».

Территория села расположена на левом высоком берегу реки Печоры, окрестности села находятся в лесной зоне, прорезанной многочисленными ручьями, болотами. Все ручьи впадают в реку Печора, большая часть лесов заболочена. Основная транспортная «артерия» - река Печора.

Район исследования находится к северо-западу от города Усинск, в бассейне Средней Печоры, в 55 километрах к югу от Северного Полярного круга. Современный рельеф изучаемой территории находится на осадочном чехле байкальского фундамента. Поверхность представляет всхолменную равнину, в районе села Щельябож средние высоты колеблются в пределах 10 - 100 метров над уровнем моря, почвы аллювиальные болотные и лугово-болотные. Растительность представлена лугами, пойменными лесами, в западной и южной части от села - еловые леса. Окрестности села входят в состав Печорского равнинного северо-таежного природно-территориального комплекса. На данной территории неблагополучная экологическая ситуация: облесение, комплексное нарушение земель, химическое загрязнение почвы, влияет нефтедобыча вокруг села и ближайших деревень. (Географический атлас, 1997).

На водоразделе преобладают слегка заболоченные ельники с пихтой, ближе к ручьям и болотам сосновые, производные березовые и реже осиновые леса. Имеются крупные торфяные болота (Лодма – нюр) к юго – западу от села, много мелких болот, из них берут начало мелкие ручьи, впадающие в реку Печора.

Климат континентальный с длительной холодной зимой и прохладным летом. Ветер преимущественно северного и северо-восточного направления, снежный покров держится 215 дней в году.


2.2.Характеристика материала исследования

Так что же такое болото?

В простонародье так нередко называют любое сырое место с чавкающей грязью, облепленное тучей комаров, куда без сапог и соваться не стоит. Ботаники под болотами понимают гигрофильный тип растительности, не погруженный в воду. А специалисты – болотоведы болотом называют такой переувлажненный участок земной поверхности с характерной (болотной) растительностью, где происходит постоянное образование торфа. И при этом указывают, что слой накопившегося там торфа должен быть не менее 30 см.

Р.И.Аболин и В.Н. Сукачев – выдающиеся отечественные естествоиспытатели, стоящие у основ болотоведения, считали болота географическим ландшафтом особого типа, «закономерно складывающимися» и «живущим».

Для болот характерны:

1) специфическая болотная растительность с господством видов, приспособленных к условиям обильного увлажнения и недостатка кислорода в почвенном субстрате;

2) процесс накопления торфа;

3) толщина отложившегося торфа такова, что живые корни основной массы растений не достигают подстилающего минерального грунта. Болота возникают в результате зарастания водоема или при застое в лесах, на лугах.

В зависимости от того, какими водами (атмосферными или грунтовыми) переувлажняются (питаются) болота, их называют верховыми, низинными и переходными.

Различают болота:

1. По типу растительности – лесные, кустарничковые, травяные, моховые;

2. По макрорельефу – долинные, пойменные, склоновые, водораздельные;

3. По микрорельефу – бугристые, плоские, выпуклые.

Заболачиванию способствует наличие близкого водоупорного слоя, поэтому болота наиболее широко развиты в районах с вечной мерзлотой, служащей таким водоупором (тундра, лесотундра).

Таблица №1.Типы болот по питанию.



Наименование болот

Специфические особенности болота

Болотные растения

1

Низинные или травяные


Болото с богатым минеральным питанием главным образом за счет грунтовых вод, несущих много солей. Образуются при постепенном зарастании водоема с пологими берегами.

Зеленые мхи, хвощи, осоки, злаки, пушицы, камыш, рогоз, тростник, гравилат речной, лютик ползучий, ива, ольха и др.

2

Верховые или моховые

Болота, питание которых осуществляется только за счет атмосферных осадков с бедным содержанием минеральных веществ. Расположены на водоразделах и встречаются по всей Республики Коми.

Сфагновые мхи, осоки, пушица, сабельник болотный, росянка, голубика, клюква, брусника, черника и др.

3

Переходные

Болота с умеренным минеральным питанием.

На повышенных участках мезотрофных болот (кочки, возвышения у пней) растут олиготрофные растения, которые живут главным образом за счет увлажнения атмосферными осадками.

В понижениях, где связь с грунтовыми водами сохраняется, распространены автотрофные растения, способные произрастать только на почвах, богатых питательными веществами.



- вереск, белоус, сфагновые мхи, пушица, клюква, багульник и др.


- зеленые мхи, злаки, осоки.



Болото «Ва-нюр» находится в южном направлении от центра села в 1,5 км, с ним рядом располагается болото «Высокое» на расстоянии 3 км от села и 2 маленьких болота без названия, связанных между собой заболоченными участками и лесными ручьями.

Болото «Ва – нюр» располагается в 108 квадрате, площадью 5 га. Вокруг болота растут средневозрастные ели и пихты, по протяжению ручьев – средневозрастные березы, различные виды ивы. К югу от болота находятся спелые и перестойные еловые и пихтовые леса. Группы лесов определяются как II - 4, 19 - 5 или 9 - 4, 27 - 6, т.е. второго класса товарности, группы запаса и класс возраста. Так как леса на данной территории находятся на заболоченных и сырых местах. ( Приложение № 6.8)


2.3. План работы по исследованию болота « Ва – нюр»

Таблица № 2.





Вид работы

Наименование

работы

Сроки

выполнения

Место

работы

Ответственный за проведение работы

1.

Теоретический

Изучение научной и справочной литературы по болотам. Беседа с лесником села.

Май 2006- август 2006

МОУ «СОШ» с.Щельябож, библиотека.

Брюханова В.Н., Черный Григорий

1.1

Постановка проблемы изучения

Болото как модель экосистемы

Сентябрь

2006

На уроках экологии и биологии

Брюханова В.Н.

1.2.

Выбор темы исследования

Комплексное исследование болота «Ва – нюр»


Сентябрь – октябрь 2006

Поход на болота с семьей для обследования района работы, сбор ягод.

Брюханова В.Н.,

Черный Григорий

2.

Практический

Комплексное исследование болота

«Ва - нюр»

Сентябрь – ноябрь 2006,

май - август 2007, 2008, 2009.

Болото

«Ва – нюр»

( пешком)

Брюханова В.Н.,

Черный Григорий

2.1.

Практические работы

( поход на болото)

Изучение температурных условий на болоте, сбор ягод, определение ярусности растений.

Сентябрь, ноябрь.2006

( 2 раза)

Май, июнь 2008 ,2009

Болото

«Ва – нюр»

( пешком и на снегоходе)

Брюханова В.Н.,

Черный Григорий

(Рочев Максим, ученик 9 класса)

2.2

Практические работы

(поход на болото)

Изучение сфагнума и образовавшегося из него торфа

Загрязнение болота

Октябрь – ноябрь 2006.

(2 раза)

Май, июнь 2008,2009

Болото

«Ва – нюр»

(пешком и на снегоходе)

Брюханова В.Н.,

Черный Григорий

(Рочев Максим, ученик 9 класса)

2.3

Практические работы

(поход на болото)

Изучение следов жизнедеятельности животных, живущих на болоте и прилегающих территорий.

Февраль – март 2007

( 5 раз)

Май, июнь 2008, 2009

Болото

«Ва – нюр»

(на лыжах)

Брюханова В.Н.,

Черный Григорий

2.4.

Практические работы на болоте.

Изучение рН воды и снега болота

(взятие проб)

Загрязнение болота

Февраль – март 2007

(2 раза)

Май, июнь 2008, 2009

Болото

«Ва – нюр»

(на лыжах)

Кабинет химии школы.

Брюханова В.Н., Черный Григорий

3.

Подведение итогов работы

Оформление работы по теме исследования

Август-декабрь 2008,

Август 2009.

Кабинет химии.

Брюханова В.Н.,

Черный Григорий