uzluga.ru
добавить свой файл
1

Тема урока: Инерция.


Цель урока: Сформировать представление о явлении инерции, выяснить причину изменения скорости тела; продолжить формирования умения наблюдать и характеризовать физические явления.

План урока.


  1. Вводная беседа 3 мин.

  2. Постановка учебной проблемы 5 мин.

  3. Изучение нового материала 20 мин.

  4. Закрепление 10 мин.

  5. Подведение итогов 2 мин.

  6. Домашнее задание.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение механического движения.

Вопросы:


  1. Что называется механическим движением?

  2. Какие виды механического движения вы изучили?

  3. Чем отличается равномерное прямолинейное движение от неравномерного?

Учитель: Давайте решим следующую задачу.

Задача.


На палубе движущегося с постоянной скоростью теплохода стоит мальчик и бросает вертикально вверх мяч. Куда упадёт мяч? (Сопротивлением воздуха пренебречь.)


Учитель просит ребят высказать своё мнение. Большинство ребят считают, что мяч упадёт сзади мальчика.

Учитель: Что мы видим? У нас несколько точек зрения? Какой вопрос возникает?

Учащиеся: Кто прав?

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос проведём демонстрацию.

Демонстрация.


1) На столе лежит мяч.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы он изменил свою скорость?

Учащиеся предлагают толкнуть его рукой или линейкой.

2) По наклонной плоскости скатывается тележка и перемещается по столу до тех пор пока не достигнет упора с доской.

Учитель: Что происходит со скоростью тележки в этот момент? Что является причиной изменения скорости тележки?

Учащиеся: Причиной изменения скорости тележки является действие на неё доски.

3)Шарик привязан к нити, которая прикреплена к столу. Шарику сообщают скорость и он движется по кривой линии.

Учитель: Что является причиной изменения направления скорости шарика?

Учащиеся: Причиной изменения скорости шарика является действие нити.

В тетради:

Выводы:


Скорость движения тела может изменяться только под действием на него другого тела.

Вопрос: Как будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела?

Опыт: Тележка скатывается с наклонной плоскости без песка и с песком.

Вопросы: В каком случае тележка дольше сохраняет свою скорость? Почему? По какому признаку можно следить об этом? К какому из известных видов движений будет приближаться движение во втором случае? Какой вывод можно сделать?

Вывод: чем меньше тормозящее действие на тележку, тем медленней меняется скорость её движения, тем ближе движение к равномерному прямолинейному.

Опыт.


На платформе находится лёгкая тележка. Платформу равномерно перемещают по столу, потом резко останавливают (резко перемещают влево, вправо).

Вопросы:

  1. В какао состоянии находится тележка относительно платформы?

  2. Как ведёт себя тележка при резкой остановки платформы?

  3. Какова скорость тележки относительно стола?

  4. Что можно сказать о скорости тележки относительно стола, если платформу резко толкнуть вперёд?

Выводы: Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое или движется равномерно и прямолинейно, т.е. сохраняет свою скорость.

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел, называется инерцией.

Г. Галилей – итальянский физик, астроном, первым указал на существование инерции (изобрёл прибор для измерения температуры, первым применил телескоп для астрономических наблюдений, открыл спутники Юпитера, солнечное пятно и фазы Венеры).

Учитель: Теперь давайте ответим на вопрос поставленный вначале урока. Куда упадёт мяч? Кто оказался прав?

Учащиеся отвечают, что мяч упадёт мальчику в руки.

Задание.


Приведите примеры тел движущихся почти по инерции. Заполните таблицу:



Инерция в быту

Инерция в технике

Инерция в спорте

1










2










3











На дом: §17, заполнить таблицу до конца.