uzluga.ru
добавить свой файл
1
Приложение 1

Игра«Объясни происхождение географического названия».


Необходимо объяснить, как произошло название географического объекта.

  • г. Змейногорск – расположен в долине реки Змеёвки.

  • с. Каменка

  • с. Берёзовка от особенностей окружающей природы.

  • с. Камышенка

  • г. Плешивая – вершина её без растительности.

  • Река Золотушка – рядом с ней было найдено золото.

  • Семёновский рудник – по основателю рудника.

  • Риддерский рудник – по основателю рудника.

  • пос. Воскресенский – с православным праздником.

  • с. Гилёво

  • с. Краснощеково по фамилии того, кому принадлежала эта деревня

  • с. Карпово замена «а» на «о».

  • гора Караульная по военному значению

  • гора Пикет

  • с. Касмалинское

  • с. Поспелиха по названию рек.

  • с. Суётка

  • улица Французская – т.к. рабочий фабрики после стажировки во Франции любил

повторять: «а, вот у нас во Франции…», жил он на этой

улице.


Приложение 2

Игра«Старые слова».


Необходимо объяснить значение старых слов.

Школяр – ученик школы.

Заимка – постройка на пашне, далеко от родной деревни.

Давеча – недавно, незадолго до момента разговора.

Полати – дощатый настил, расположенный над входной дверью и сама печь.

Эскулап – врач, лекарь.

Амбар – хозяйственная постройка для хранения зерна.

Голь – оборванцы, нищие, беднота.

Завозня – помещение для хранения инвентаря, телег, саней.

Гонец – человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.

Овин – строение для просушки зерна в снопах.

Денник – открытое место для содержания скота.

Вёдро – летняя, сухая и ясная погода.

Хлев – сруб с крышей для содержания овец.

Перст – палец.

Чембары – широкие рабочие штаны.

Яство – еда, кушанье.

Оберёг – вещь, символ, охраняющий от злых духов.

Тумак – удар кулаком.

Лапотник – крестьянин; человек, ходивший в лаптях.

Ланиты – щеки.

Хлопец – парень, мальчик.

Ухват – приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов.

Червлёный – тёмно-красный.

Чапельник – род крючка на рукоятке для захватывания горячей сковороды.

Шельмец – мошенник, плут.

Щелом – шлем, воинский головной убор.

Яхонт – старинное название рубина.

Кушак – пояс.

Алтын – 3 копейки на Руси.

Бивак – привал.


Приложение 3

Игра «Геологи».


Каждому учащемуся предлагается определить название камня, или из какого камня изготовлено изделие.

(яшма, кварцит, гранит, мрамор, горный хрусталь).


Приложение 4

Стихотворения Алтайских поэтов. (читают подготовленные ученики)


**Самоцветы**

Тишина. Бездорожье.

Сосны – сумрак ветвистый.

Он ещё не исхожен,

Этот край каменистый.

Дремлют пади сырые

За туманом зелёным.

От горы до горы я

Пробираюсь по склонам.

И шумят под ногою

Травы сонные глухо,

И горит подо мною

Льдистым солнцем Синюха.

Сквозь тайгу вековую

День за днём понемногу

Я веду столбовую

К самоцветам дорогу.

Только те самоцветы

Глубоко под землёю

Тусклым камнем одеты,

Вековой мерзлотою.

Ничего! Я раздвину

Каменистую груду,

Из земной середины самоцветы добуду.


**Притяженье Алтая** Александр Остапов.

Стою, любуюсь облаками,

На каменистом берегу.

Порою кажется, руками

Я облака достать могу…

Струится дымка золотая,

И птичий хор звенит в тиши…

Очарование Алтая –

Как обновление души.

Как утоленье вечной жажды,

Как светлой радости обвал,

И счастлив тот, кто хоть однажды

В горах Алтая побывал.

Кто видел горные долины,

Раздолье утренней зари,

И скалы, будто из былины

Восставшие богатыри.

И мысль витает непростая:

И сам не знаю, почему,

Есть притяжение Алтая,

Нет объяснения ему.


** Стихотворение** М. Юдалевич.

В жизни главное – цель иметь,

И она заставит работать,

И она научит уметь

Каждый день добиваться чего-то.

Если цели нет никакой,

То не знаешь – за что и взяться,

Подползёт к тебе непокой

И не будет с тобой расставаться.

Будут дни друг другу сродни,

Ничему тебя не научат,

Утомят не делом они,

А бездельем тебя замучат.

Нужно в жизни к чему-то стремиться,

Рук не следует опускать,

Отходить от груза традиций,

Что-то новое вечно искать.

И тогда будет жизнь интересной,

Будет полной, а не пустой,

Только нужно трудиться честно,

Вечный поиск взять на постой.


Приложение 5

Дополнительный материал к вечеру.


Игра «Буриме».


Сочинить стихотворение шуточного характера на заданные рифмы:

Глобус – автобус,

Гора – ура,

Пшенка – тушенка,

Палатка – складка,

Турист – артист,

Поход – доход,

Запас – компас,

Трава – дрова,

Ложка – плошка.


«Викторина».




Учащиеся отвечают на предложенные вопросы.

  1. Что находится в настоящее время на том месте, где располагался Барнаульский сереброплавильный завод?

(Барнаульская спичечная фабрика).

  1. Какое расстояние отделяет г. Змейногорск от г. Барнаула?

(350 км.).

  1. На Колыванском хребте самая высокая точка – это гора Синюха. Назовите её высоту?

(1206 м.).

  1. На каком символе помещено изображение Колыванской чаши, названной «Царицей ваз»?

(герб Алтайского края).

  1. Как город Павловск связан с горнодобывающим делом Демидова?

(Здесь находился медеплавильный завод, завод по

производству серебра).

  1. Эта машина предназначалась для обеспечения воздухом плавильных печей, приводила в движение рудничные насосы по откачке воды, иногда заменяла водяные колёса, приводившие в движение заводские станки. Она была универсальна. Сам изобретатель называл её «Огненная машина». О чем идёт речь? Кто изобретатель?

(Ив. Ив. Ползунов. Паровая машина.

Двухцилиндровый пароатмосферный двигатель

непрерывного действия, в 1765 году. )

  1. Назовите соседей Алтайского края?

(республика Алтай, Казахстан, Новосибирская

область, Кемеровская область).

  1. Сколько районов нужно проехать, чтобы попасть из БерёзовкиТ юменцевского

района в Змейногорск?

(6:Тюменцевский, Мамонтовский, Алейский,

Шипуновский, Поспелихинский, Курьинский,

Змейногорский).

  1. Какая часть Сибири (средняя или южная) была включена в состав России раньше?

(Средняя – когда Ермак покорил Сибирское

царство, Южная присоединена через 150 лет

после этого).

  1. Территория края оборонялась от набегов кочевников. Какие строения использовались для обороны?

(форпост, крепость, редуты, маяки, между

пунктами действовали казачьи пикеты).

  1. В 1998 году Краевое Законодательное собрание учредило краевую Красную книгу. Какие растения занесены в неё?

(прострел раскрытый – подснежник;

купальница азиатская – огонёк, жарок; 14

видов папоротника; солодка уральская;

ревень алтайский).

  1. В старые времена, спросив алтайца: «откуда он приехал?», можно было услышать ответ: «сверху». Что означал этот ответ, почему так говорили?

(С юга. Все реки текут сверху вниз, реки Алтая

почти все текут с юга на север, с горных

вершин к равнинам).

  1. Во второй половине 19 века на Алтае стали изготовлять черные овчинные полушубки «Барнаулки». Почему они так назывались?

(центр изготовления г. Барнаул).

  1. Один из Вузов нашего края носит имя человека, связанного с сереброплавильным производством. Что это за Вуз и чьё имя он носит?

(Алтайский государственный

политехнический университет имени И. И.

Ползунова).

  1. Я назову слова, а вы скажите о чём идёт речь. Назовите их одним словом или словосочетанием.

Берггешворен – наблюдал за механической и хозяйственной частью работы внутри

рудника.

Бергмейстер – распоряжался горной командой и работами на поверхности и внутри

рудника.

Маркшейдер – специалист по геодезическим съемкам горных недр. (горные

офицеры)