uzluga.ru
добавить свой файл

Драй Светлана Владимировна





Содержание.


1. Информация об опыте…………………………………………. 3

2. Технология опыта. Актуальность……………………………… 4

3. Результативность опыта……………………………………….. 7

4. Библиографический список……………………………………. 12

Приложения к опыту……………………………………………… 13

Приложение №1. Перспективное планирование.

Приложение №2. Взаимодействие с родителями по вопросам

культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Приложение №3Методические рекомендации педагогам.

Приложение №4. Конспекты занятий

Приложение №5. Игры.

Приложение №6. Социально-психологический тренинг.

Приложение №7. Беседы и уроки вежливости.

Приложение №8. Консультации для родителей.



  1. Информация об опыте.


Потребность в общении с окружающими - одна из важнейших социальных потребностей человека. Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде.

Исследования Л.И.Божович, А.Д. Люблинской, Д.Б.Эльконина и других психологов убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста. А.В.Запорожец, изучая развитие общения у дошкольников с окружающими людьми, отмечает, что общение - решающее условие гармонического развития ребенка.

В данном опыте работы представлена актуальность проблемы, технология опыта по формированию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения. Подобран и представлен перспективный план работы, план занятий по обучению детей культуре речевого поведения. Составлен план по взаимодействию с родителями по вопросам культуры речевого общения детей.

В приложениях представлены методические рекомендации педагогам, конспекты занятий с детьми, подобраны игры на данную тему, социально-психологический тренинг, подобраны беседы и уроки вежливости. Широко представлены консультации для родителей.

Данный опыт работы я активно использую в планировании и повседневной деятельности своей группы. Опыт используют специалисты и воспитатели МДОУ №8.



  1. Технология опыта. Актуальность.

Актуальность проблемы: В последние годы в системе

образования перед педагогами и психологами ставится вопрос о социальной адаптации детей при поступлении их в школу. Отмечена тенденция увеличения детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Такие дети, будучи ограниченными в общении со сверстниками, не имеют эффективного опыта поведения и взаимодействия в детских группах, что сказывается на процессе включения в новый коллектив, на успешности школьного обучения. Кроме того, изменившаяся за последнее десятилетие социальная обстановка в нашей стране диктует новые требования для обучения и развития детей, но программы детских учреждений не всегда учитывают развитие сферы общения детей, обеспечивающую им эффективную социализацию и адаптацию в обществе. В связи с изложенным, изучение социально-психологических аспектов общения детей дошкольного возраста является актуальным и востребованным

Воспитание культуры речи - проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса.

В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться по средствам слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. В этой связи возникает следующие задача воспитания:

- формировать у ребенка культуру речи;

- учить его четко и ясно произносить слова;

- правильно и понятно для окружающих излагать мысль;

- вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;

- не перебивать говорящих;

- внимательно выслушивать указания старших;

- говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;

- не вульгаризировать речь словами-сорняками;

- спокойно и скромно держать себя во время разговора.

Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые - спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением - и, подражая, копируют услышанное.

Воспитатель изучает, как дети проявляют себя в разговоре с близкими, со
взрослыми, со сверстниками. Достаточен ли у ребенка запас слов? Может ли
выразить мысль ясно для окружающих? Какова манера говорить? Каков тон,
выразительность речи? Всё это и многое другое педагог выясняет в разговорах и беседах с детьми, в наблюдениях за ними в процессе самостоятельной различной деятельности и, конечно, на занятиях.

Воспитатель в своей работе исходит их того, что если у ребенка плохо
развита речь, то ему трудно выразить в вежливой форме свою просьбу, быть
интересным собеседником, чувствовать себя непринужденно во время
разговора.

Четкая и ясная речь является показателем ясности мысли, культуры мышления. В детском саду проводится систематическая, целенаправленная работа по развитию речи на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, в течение всего дня и на занятиях и в повседневной жизни.

Воспитание речевой культуры у детей начинается с создания в группе
тишины. Мерный говор - свидетельство нормального общения детей, при
которым педагог слышит каждого ребенка. А дети в свою очередь, не прерывая своих игр и занятий, контактируют с воспитателем. В спокойной обстановке педагог имеет возможность поговорить с каждым ребенком, обучая своим примером речевого общения.

Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей речевой
культуры, наиболее результативна, если находят продолжение в семье.
В средней группе совершенствуют культуру речи детей. Их учат чисто
произносить звуки и слова, правильно делая в них ударения, отвечать краткими и развернутыми предложениями. В этом возрасте дети должны
уметь правильно употреблять слова для выражения своих просьб, потребностей, действий. Их приучают вступать в общение со взрослыми, сверстниками посредством слова, вежливо отвечать на вопросы.

Воспитатель подчеркивает, что по мере развития ребенка и с переходом в
следующую возрастную группу повышаются и усложняются требования к
нему. Например, у ребенка пяти лет культура речевого общения должна проявляться в умении быть вежливыми с взрослыми, называть их по имени и отчеству и на «вы», выражать свои намерения, мысли, просьбы ясно и точно, а в общении со сверстниками проявлять сдержанность, не допуская крикливого тона.
Воспитатель проводит занятия-беседы, на которых учит детей, как вести себя
вовремя разговора со взрослыми и сверстниками, вежливо обращаться с
просьбой, вступать в разговор, приносить извинения за нечаянно допущенную оплошность и т.д. Педагог предлагает детям вспомнить волшебные слова. Дети отвечают: «Спасибо», «Благодарю вас», «Извините», «Разрешите», «Будьте добры», «Будьте любезны», «Приятного аппетита», «Доброе утро», «Спокойной ночи» и др.

- Почему вы считаете их волшебными?

- Потому что они вежливые.

Нельзя не учитывать то, что речь детей дошкольного возраста своеобразна.
Малыш, например, говорит: «У меня нет карандашей», «Приходите к нам
вчера», «Вагон заехал туда, а обратно не выехивает» и т.п. Подобное словотворчество не от избытка остроумия и находчивости, а от незнания ребенком особенностей родного языка.

Вот почему обязанность педагога разъяснять родителям, что вредно
«сюсюкать» с детьми, подражая детскому «словотворчеству». Разговаривая с
ребенком «детским языком», взрослые невольно задерживают его речевое
развитие.

Более старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за
собственной речью. Например: «Ты сказал неправильно. Будь внимателен и скажи как следует». (Конечно, не стоит часто останавливать его, иначе стремление рассказывать может пропасть.)

Необходимо развивать у детей интонационные оттенки разговорной речи,
выражающие уважение, спокойствие, просьбу, удивление, радость,
неудовольствие, доброжелательность, приветливость. Этому способствуют
потешки, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений,
выразительная речь окружающих как образец для маленьких.
Важно уметь отличать развязанность от непринужденности, застенчивость от неумения себя держать во время разговора. Это противоположные по своему характеру проявления. Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения.

Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий
разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого
любой повод. Спросить его о кукле, с которой он играет, об игрушке,
сделанной его руками, о прочитанной книге, о том, что он сделал, построил,
вылепил, нарисовал, смастерил.

Речевая сдержанность - один из признаков культуры общения. Особого
внимания заслуживает вопрос воспитания у детей речевой сдержанности: как
не достает этой способности нашим детям! В пра1стике же как раз и наблюдается пробел: добиваясь от детей высокой речевой активности, мы нередко забываем о воспитании у них умения молчать и выслушивать других, вникая в смысл сказанного. Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно выслушивать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо (на занятиях, в театре, музее, учреждениях, если отдыхают взрослые или спит малыш и т.п.) Разъясните ребенку, что говорить и рассуждать надо о том, что знаешь. Пусть пословица «Лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет удерживаться от пустословия.

Воспитывать живого и тактичного собеседника - одна из задач, которая
должна решаться на протяжении дошкольного детства.


3. Результативность опыта.

Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.

В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности такой регуляции имеют свои границы - дети не всегда поступают «как надо», особенно во взаимодействии с теми, с кем у них не сложились эмоционально положительные отношения, или тогда, когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.

Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы). Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоции, как сопереживание (переживание эмоций, сходных с эмоциями другого) и сочувствие (умение представить себе переживания другого и эмоционально откликнуться на них). Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Нормативная регуляция поведения зависит и от возможностей ребенка эмоционально предвосхитить последствия своих действий, от сформированное у него обобщенных представлений о хороших и плохих поступках (этические представления). Только к концу

дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления, ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций).

Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. В игре дети взаимодействуют не только как персонажи, но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует усвоению ими норм и правил. Наблюдая за тем, какие сюжеты выбирают дети, какие правила пытаются отстоять в игре, в каких формах протекает общение детей, воспитатель может определить успешность процесса освоения норм в каждом конкретном случае. При этом необходимо отметить, что возможности детей действовать в соответствии с этическими нормами в качестве игрового персонажа несколько опережают их возможности поступать так в реальном поведении.

Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения у дошкольника играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) выступает перед ним как образец для подражания. Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые придерживаются их. Нормы и правила следует формулировать в четком и доступном для дошкольника виде. Важно, чтобы взрослый не просто задавал их как то, что ребенок должен (или не должен) делать, а объяснял ему, для чего необходимы то или иное правило, та или иная норма, т.е. вводил нормы и правила как средство, позволяющее оптимально взаимодействовать с людьми, действовать с предметами, заботиться о своем здоровье и т.д. При этом взрослому необходимо давать ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей

(например, при прочтении художественной литературы, разыгрывании

небольших спектаклей и т.п.).

Для успешного усвоения норм и правил имеет большое значение и постоянное поощрение проявлений одобряемых форм поведения у детей, отношений доброжелательности, доверия между ними и взрослым.

Особенностью детей второй младшей группы (3-4 года) является то, что ребенок приходит в детский сад уже с некоторыми представлениями о том, как правильно обращаться со столовыми приборами, знает, что надо аккуратно относиться к вещам, здороваться при встрече и т.п.

3-летние дети не осознают эти представления как правила и нормы, а только как требования взрослого. Поэтому в разных ситуациях они могут вести себя по-разному — угостить конфетами воспитателя и не дать их детям; вымыть руки перед едой, но не мыть после работы с красками; поздороваться со взрослым и не поприветствовать детей; не мешать спать группе, но не давать заснуть соседу и т.д.

К концу 3-го года жизни дети успешно осваивают такие правила и требования (при условии, что взрослый постоянно обращал внимание на их соблюдение в различных ситуациях), которые предписывают проявлять уважение к взрослым (называть их на «вы» и по имени и отчеству), вежливо обращаться с просьбой, выражать свою благодарность другим людям, быть самостоятельным и аккуратным, складывать игрушки, доводить дело до конца. Однако часто детям еще требуется напоминание взрослых, как вести себя в той или иной ситуации.

Ребенок этого возраста уже может поделиться игрушками, помочь, утешить другого. Такое поведение у него возникает либо в ответ на требования взрослого, либо на настойчивые, эмоционально выраженные просьбы сверстника и только в отношении тех детей, которым он симпатизирует. Поэтому такое поведение характеризует не способность ребенка к нормативной регуляции своего поведения, а его возможности сопереживать и ориентироваться на требования других. В присутствии взрослого дети могут также отчасти сдерживать свои агрессивные реакции. Как и в других случаях,

это происходит не потому, что он регулирует свое поведение нормой «нельзя обижать другого», а потому, что подчиняется запрету взрослого (пусть даже и не высказанному) на такие проявления.

3 - 4-летние дети могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется», «Вы сказали играть, а он отнимает игрушки» и т.п.). Характерно и то, что в таких случаях дети не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший правило или норму ребенок, если взрослый специально не указывает ему на это, не испытывает по этому поводу никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (когда порвали одежду, разбили посуду и т.п.). Но опять же эти переживания связаны не с тем, что они не придерживались правила бережного обращения с вещами, а с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.

Для этого возраста важно, чтобы у ребенка возникло представление о необходимости ориентироваться в своем поведении на требования других людей (а не только родителей) и сложилось эмоционально положительное отношение к необходимости регулировать свое поведение.

Детьми средней группы (4 — 5-лет) нормы и правила также не осознаются, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, не со словами: «Надо делиться», «Надо помогать», «Нельзя обижать другого» и т.п., а «Так не поступают», «Так нельзя» и т.п.

Формирование обобщенных представлений приводит к тому, что следование правилам и нормам становится менее ситуативным, более устойчивым и самостоятельным. Так, 4-летние дети уже без напоминания взрослого здороваются и прощаются со всеми, говорят «спасибо» и «пожалуйста», самостоятельно одеваются, не перебивают взрослого, вежливо

обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Но следование таким правилам часто бывает неустойчивым — дети легко отвлекаются на то, что им более интересно. Неустойчива, ситуативна и избирательна в этом возрасте и регуляция поведения этическими нормами. Дети чаще склонны вести себя в зависимости от своих желаний и интересов, проявлять социально одобряемые формы поведения только в отношении значимых для них людей, в ситуации сопереживания другому.

Характерно для этого возраста появление групповых традиций (т.е. специфических для каждой группы норм и правил): кто где сидит, кто с чем играет или какую тематику игр предлагает, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днем рождения, элементы группового жаргона и т.п. Такие традиции могут быть весьма разнообразны и зависят от конкретной жизни группы, воспитательного процесса. Появление групповых традиций можно рассматривать как попытки детей обобщить опыт взаимодействия друг с другом. Отличительной особенностью традиций является их осознанность.

В 4 - 5 лет у детей оформляются представления о половых стереотипах поведения — что можно или нельзя делать мальчикам, девочкам.

Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только поведения другого, но и своего собственного и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

Таким образом, поведение 4 - 5-летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как раньше. Он уже может регулировать его, хотя в некоторых ситуациях для этого ребенку еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В 5 - 6 лет происходит качественное изменение в нормативной регуляции поведения — формируются возможности саморегуляции (т.е. дети начинают сами предъявлять к себе те требования, которые ранее предъявлялись им другими). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил, пониманию обязательности их выполнения, даже если их несоблюдение не сопряжено с последующим наказанием. 5-6-летний

ребенок эмоционально переживает не только одобрение (порицание) другими его поведения, но и выполнение (нарушение) им самим норм и правил, соответствие (несоответствие) поведения своим (а не других людей) этическим представлениям.

Регуляция поведения на основе норм и правил в этом возрасте становится весьма устойчивой, даже в тех ситуациях, где ранее требовались напоминания взрослого. Так, дети могут, не отвлекаясь на более интересные дела, выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, убирать игрушки, наводить порядок в игровой комнате и т.п.

Довольно успешно дети этого возраста регулируют свое поведение и в соответствии с этическими нормами, предписывающими дружно играть, делиться игрушками, справедливо распределять роли, говорить правду, контролировать агрессию. Однако, как правило, дети соблюдают такие нормы только во взаимодействии с теми, кто им наиболее симпатичен. У некоторых детей в ситуации, резко противоречащей их желаниям, может наблюдаться и несоблюдение этических норм. Способность детей этого возраста эмоционально предвосхитить последствия своих действий, сочувствовать другим повышает возможность проявлять социально одобряемые формы поведения. Надо отметить, что не всегда у 5-летних детей сочувствие помогает верному пониманию ими смысла ситуации. Например, видя, как другой напряженно работает над чем-то, не испытывая при этом затруднений, ребенок думает, что ему необходима помощь.

В целом, несмотря на увеличившиеся возможности нормативной регуляции, в 5 - 6 лет эта помощь остается во многом ограниченной — зависит от конкретной ситуации, понимания ее смысла детьми, отношений детей к другим людям.