uzluga.ru
добавить свой файл





Доклад

«Создание условий и формы работы

с одаренными детьми

в начальной школе»


Выступление учителя начальных классов

МОУ СОШ «Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Юдиной Татьяны Александровны


НА АВГУСТОВСКОЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ


г. Гурьевск

2010 г.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества со­стоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его предста­вителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тай­ны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают сло­вари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различ­ных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь пре­творить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поис­ка в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого можно использовать следующие формы работы:

1. Урочная деятельность (уроки по предметам).

2. Школьные декады.

3. Театрализованные праздники.

4. Олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интеллектуального уровня учащихся.

  • Творческая самореализация выпускника начальной школы

  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

В урочной деятельности подойдут следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- работа в малых группах,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- задания творческого и нестандартного характера.

Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные декады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся могут подготовить и провести КВН «Знатоки родного языка», познавательную игру «В стране дорожных знаков», виртуальное путешествие «Сказкоград».

Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Можно провести праздники «8 Марта!», «Новый год», выступления с представлениями в детских саду. Мной разработана система поощрения победителей конкурсов разного уровня (призы, дипломы и грамоты, размещение фотографий учащихся на стенде).

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

Задания на развитие детской одаренности

Одаренный - то же, что и талантливый, обладающий выдающимися врожденными качествами, особыми природными способностями.

Кто из детей является одаренным, в какой области знаний и в какой степени проявляется эта одаренность - вопросы, которые задает себе учитель, принимающий учеников в первый класс. У одних обучающихся ода­ренность бывает выражена более, у других - менее ярко. Задача школы, ещё раз повторюсь - создать условия для выявления и развития этого качества у детей. Эта зада­ча реализуется путем вовлечения учащихся в кружки и секции, внеклассные мероприятия, олимпиады и конкурсы. Но основная работа ведется на уро­ках. Проведение уроков не на репродуктивном, а на проблемно-поисковом уровне (постоянное использование развивающих заданий) способствует развитию у них одаренности.

Задания, которые я сейчас предложу, можно использовать на олим­пиадах, конкурсах, а также на различных этапах урока. Эти задания - при­мер, на основании которого каждый учитель может разработать множе­ство собственных вариантов подобных упражнений.


Приложение

Задание 1. "Слова спрятались"

Ученикам следует найти слова, "спрятавшиеся" в предложениях.

Пример: Скоро деревья покроются зеленой листвой.


Русский язык

Скоро деревья покроются зеленой листвой.__________________________род

Иванов Степа дежурит очень добросовестно.__________________________падеж

На заводе мячи сложили в ящик и отвезли в магазин_______________число

На место происшествия немедленно прибыл пристав Караулов._______________приставка

В доме еще не было окон. Чан и его помощники взялись за работу._окончание

"Мы уже опаздываем. Скоренько собирайтесь!" корень

"Запишите слово. Сочетание ЧН подчеркните".________________словосочетание


Математика

Лучшей ученицей класса признана Скоротоп Люся. плюс

Доктор весело спросил:"Что же произошло с вами? Ну, смелее отвечайте!"_минус

Этот юноша был прекрасно сложен, и его пригласили для показа моделей одежды.____сложение

Картонный домик был быстро сложен, и его место заняли другие игрушки. сложение

Торт был быстро разделен, и его тут же съели._______________________деление

Над городом раскинулась радуга. ______________________________дуга

"Ты ужасно упрям! А я жду от тебя послушания". прямая

Тараканов Алексей всех порадовал своими успехами. овал

О Валентине, лучшей спортсменке школы, знали все._____________________овал

Этот дом кос и крив, а я не хочу, чтобы он развалился. кривая

Неудавшаяся модель самолета была безжалостно сломана Яшей. Он начал работу заново, ломаная

"Ну, скажи, зачем тебе клюква? Драть тебя некому!"- сердито приговаривал папа._____квадрат

Перебегая через дорогу, Бокр угодил прямо в лужу.______________________круг

Это такой мальчик. Ругать его бесполезно. Просто ему нужно еще раз все хорошо объяснить, круг

"Ты самый лучший друг, Олег!"- воскликнул Игорь.______________________угол

"Быстрее собирайся! Застегни ремень, - шептала сердито сестра. - Мы уже опаздываем в школу" меньше

Чтобы не причинить боль, Шелестова Яна очень осторожно перевязала девочке рану. больше

Врачи сложили все инструменты в сумку и уехали._______________________число

Доливая в кофе молоко, вы делаете этот напиток более вкусным.__________доли

Мы дробили этот кусок на мелкие части.____________________________дроби

Примеряла Даша платье, а лицо умыть забыла.______________________пример

"Приходите к нам в гости! - приглашала Роза. - Дача наша совсем рядом".__задача

От ветра закачались и заскрипели старые деревья в лесу._______________ответ

Много значений бывает у слов. И Елена, и все дети это сегодня поняли. условие

Вопрос уже решен, и если это вас не устраивает, предложите свой вариант._________решение

"Дайте мне слово!"- просит директор на собрании.____________________вопрос


Литературное чтение

Сева Барт о себе ничего не рассказывал._____________________________Барто

Ловить рыбу Нина никогда не любила.______________________________Бунин

Хороших спортивных игр очень много. Гольф - одна из них.___________Гоголь

Дети уходили все дальше в лес._________________________________Даль

Много прошло с тех пор зим, весен и ничего не изменилось.___________Есенин

Вдруг видит богатырь: лежит кованый меч.__________________________Житков

Этот мальчик Ризо щенков очень любил.___________________________Зощенко

Кольцо в его руке сверкало под лучами солнца._____________________Кольцов

Снегом укрыло все деревья и кусты._______________________________Крылов

Доброму старику принцесса подарила прекрасную розу.______________Куприн

Мы долго сидели в полной темноте, но сова так и не появилась._________Носов

Сейчас оркестр играет марш, а кадриль уже исполняли._______________Маршак

Володя-шутник и Тина-хохотушка весь вечер веселили гостей. Никитин

Холодный собачий нос терся о руку хозяина.__________________________Остер

Не ложись на стол, стой смирно._________________________________Толстой

Приехали наши друзья: поляк и чех. О Ване никаких новостей не было. Чехов

Окружающий мир

Ребята на экскурсии могли наблюдать за изменениями в природе.__________глина

Эта игра ни тогда, ни теперь мне не нравилась._________________________гранит

Трактор Федора сиял чистотой.__________________________________торф

Это звучал редкий теперь музыкальный инструмент: домра. Моряки были им очарованы -----мрамор

Пусть Елена сначала выучит уроки._______________________________устье

Небосвод был чист, о кратковременном дождике ничего не напоминало.____исток

Когда я рассказал, что видел нору, словам моим не поверили.____________русло

Шаги незнакомца были легки. Евгений не сразу их услышал._____________легкие

К весне рвы заполнило водой.___________________________________нервы

Относитесь внимательно к своей пище. Вода должна быть чистой.______пищевод

Камыш цыплята не любят, там хорошо утятам мышцы

Легче репка не стала. череп

В этой маске летом было очень жарко.______________________________скелет

Из коры были сделаны красивые шкатулки.___________________________рыбы

Разве рис хуже хлеба?_______________________________________звери

А сам - хитрый какой - не захотел работать!___________________________мхи

Все вместе бельчата спрятались в свое гнездо гайно.__________________стебель

Бабушка собирала коренья лекарственных трав.________________________корень

Заказ Николай выполнил в срок._________________________________заказник

Маленького зайчонка может вылечить только забота. Ника это понимала очень хорошо. ботаника

Этот интересный зоолог и Яков Сергеевич пришли к нам в школу._____зоология


Задание 2. "Расшифруй пословицу"

Ученикам требуется расшифровать пословицы. Для расшифровки необходимо воспользо­ваться ключом.

Ключ: ТИШЬ, ДЕЛА




(Ответ: Тише едешь - дальше будешь.)

.

Ключ: БОРОДА, ЛЕНЬ


(Ответ: Не зная брода - не лезь в воду.)


Задание 3. "Прочитай известные строки"

Ученикам предлагается прочитать известные строки из стихотворений. Для расшифровыва­ния необходимо воспользоваться ключом


Ключ: РОМАН, ЧЕРЕДА

(Ответ: Надо, надо умываться по утрам и вечерам.)

Ключ: ЛИЦО, ВОДА

(Ответ: По улицам слона водили.)

Задание 4. "Пирамидка"

Ученикам предлагается найти числа, произведение которых даст число, указанное в вершине пирамидки. Число на вершине пирамидки равно произведению чисел на кубиках под ним.




Задание 5. "Вкусные числа"

Числа, расположенные по сторонам прямоугольника, показывают сумму каждого столбика и ряда. Ученикам потребуется определить числовое значение ягод и фруктов.


Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.