uzluga.ru
добавить свой файл
1
* * *


Добрую половину жизни я пытаюсь понять - что есть духовность, духовный труд. Скорее всего этот труд многогранен и одна из его граней - путешествие. Недаром путешествие - центральный сюжет мифа, эпоса, всей мировой литературы. Чисто внешне кажется, что путешествие - просто перемещение из одной местности в другую. Это не так.

1. Прежде всего путешествие связано с преодолением сложностей географического ландшафта: болота, горы, бездорожье, etc.

2. Противостояние стихий: в путешествии человек не защищен от Вселенной колпаком цивилизации.

3. Путешествие - познание земли, природы, человека.

И выходит: путешествие - подвижничество того же порядка, что и противостояние дьяволу аскетов в пустыне.

3. Опыт и знание - фундамент ума. Гносис - категория духовная, обладающая большим потенциалом. А Нус уже античные философы отождествляли с Логосом - Духом Вселенной.

2. Что суть стихия? Физические явления природы - символы. Еще древнейшие люди знали: в стихиях проявляется воля и характер многочисленных духов – гигантов (по-ахейски). Потом была гигантомахия, победителями из коей вышли боги и герои. Боги воцарились в небесах, на земле, под землей и в морских глубинах; герои построили древнюю цивилизацию. Т.об. восход солнца, гром, ураган, засуха, зима, весна, etc - деяния, борьба, смерть и воскрешение высших духовных сущностей - богов. Что для них человек? Таракан под пятами Зевеса. Выжить в противостоянии стихий - мощное усилие духа!

1. Исходя из всего вышесказанного и не сказанного - каждый географический ландшафт имеет духовный слепок. Его компоненты:

- усилие человека, преодолевающего ландшафт;

- культуры народов обитающих и обитавших в данной местности;

- боги и гиганты (которые обитают везде);

- имманентный Вселенной Логос.


К этой мысли я пришел в 1998 году, когда мои лицеисты работали над рефератом "Н.Рерих - путешественник, ученый, художник". Сам Рерих о своих путешествиях написал две книги: "Алтай - Гималаи" и "Сердце Азии". Целью его деяния был не только поиск следов древней духовной культуры Азии (а он открыл много загадочных текстов и знаков, высеченных на камнях в совершенно диких необжитых местах). Рерих искал Шамбалу. Ради нее он пошел в закрытый для чужих Тибет? Нет. Он прекрасно понимал, что Шамбала - понятие духовное, а не географическое. Т.е.: мир состоит из духовных ландшафтов, географические же - малый и зримый придаток некоторых из них - слабые тени, как учил Платон. Духовный ландшафт страны Шамбалы, возможно, и не отбрасывает своей тени на землю. А может, Шамбала - Атлантида это недостижимые духовные полюса Земли ... Скупо очертил духовный ландшафт Урала в замечательной "Малахитовой шкатулке" другой путешественник - П.Бажов. Он многое скрывает. Но даже эта очень осторожная книга заставляет задуматься. Вот, Медной Горы Хозяйка. Встреча с ней навсегда ломает человека, его судьбу и неважно: хороший или плохой это человек, симпатизирует ему Хозяйка или гневается на него...


Итак, три этапа Путешествия:

I. Пора ученичества - хождение по земным дорогам и бездорожью - воспитание воли.

II. Пора посвящения - постижение теней духовных ландшафтов - обретение гносиса.

III. Истинное Путешествие - проникновение в духовные ландшафты Вселенной - вечное скитание и совершенствование духа. Ибо смерть - это этап или порог в Путешествии.


* * *


Д У Х О В Н Ы Е Л А Н Д Ш А Ф Т Ы З Е М Л И

(этюды и парафразы)


opus 1. Путешествие Борхеса.

opus 2. Кошмар средневековья.

opus 3. Гомер - Вергилий - Данте.

opus 4. Ода сказочнику Проппу.

opus 5. Величие и ничтожество самураев.

opus 6. Странный путь Эмануэля Сведенборга.

opus 7. Опыт гностической историософии / Метаморфозы(1).

opus 8. The freedom destruction.

opus 9. Мифическая эра.

opus 10. Thembolon.

opus 11. Cумасшедший Петр XIX века: глас вопиющего в России.