uzluga.ru
добавить свой файл
1
z_start

наше наследие

Кто знает все об Эйзенштейне

n273_eizenshtein_sergei_film_director.jpgПресс-фото.

Директор Московского музея кино Наум Клейман передаст для выставки автобиографические книги, фотографии, фильмы, плакаты фильмов, письма из семейного архива, детские рисунки Эйзенштейна и другие экспонаты.

Наталья КЕТНЕРЕ

Как позвонить Мэрилин Монро

Экспозиция в Кейпене была открыта несколько лет назад в рамках кинофорума «Арсенал». Президенту форума Августу Сукутсу пришла идея поставить в Кейпене — географическом центре Латвии — аэронавигационный маяк и установить на нем почтовые ящики с адресами великих людей кино — Олега Даля, Тенгиза Абуладзе, Акиро Куросавы, Мэрилин Монро и других.

Рядом с маяком, в помещении станции, где стены оклеены страницами старого телефонного справочника, можно увидеть фотографии Сергея Эйзенштейна, его рисунки, а также книги, посвященные его творчеству.

«Дайте мне телефонную книгу, и я сделаю из нее кино», — говорил режиссер. Эта его крылатая фраза, написанная на нескольких языках на табличках, украшает стены здания. А на большой черной доске значатся телефоны знаменитых режиссеров и актеров. Если набрать номер Мэрилин Монро на старом дисковом телефоне, то в трубке зазвучит голос прекрасной блондинки и песни из ее фильмов.

Сейчас станция Кейпене не только киномузей, но и Коммуникационный центр, которым заведует Велта Риекстиня. Благодаря сотрудничеству с форумом «Арсенал» Центр имеет обширную видеотеку с лучшими фильмами из программы «Арсенала» разных лет.

Потаенное сокровище кинематографа

n273_maskava_044.jpgВ квартире Эйзенштейна. Риекстиня вместе с Наумом Клейманом.

Велта Риекстиня заблаговременно начала подготовку к юбилею Эйзенштейна. Август Сукутс посоветовал ей обратиться к киноведу и директору московского Музея кино Науму Клейману. Об этом человеке стоит рассказать!

Родился Наум Клейман в Кишиневе в 1937 году. В 1961-м окончил киноведческий факультет ВГИКа. Рассказывают, что на одном из фестивалей архивного кино после просмотра «Пиковой дамы» 1913 года зрительный зал взорвался аплодисментами, прочитав: «Титры фильма восстанавливал студент 1-го курса киноведческого факультета Наум Клейман». Это была его первая курсовая и первый опыт кинореконструкции.

После института Клейман поступил на работу в отечественный отдел Госфильмофонда СССР. Как научный консультант он участвовал в реконструкции фильмов Эйзенштейна «Бежин луг», «Октябрь», «Броненосец «Потемкин» и других.

Наум Клейман — создатель и бессменный руководитель московского Музея кино, а также хранитель Научно-мемориального музея-квартиры Эйзенштейна. Музей кино был единственным местом, где могли собираться молодые интеллектуалы, чтобы смотреть настоящее кино. Все известные молодые режиссеры — от Андрея Звягинцева до Ильи Хржановского — говорят о том, что это была для них единственная школа.

Великий венгерский режиссер Иштван Сабо как-то сказал: «Наум Клейман защищал в свое время архив Эйзенштейна как потаенный бриллиант, который ему назначено хранить. На самом же деле это сам Клейман — потаенное сокровище кинематографа».

Наум Клейман читал спецкурс по творчеству С. Эйзенштейна в Нью-йоркском университете, вел семинары в Немецкой академии кино и телевидения, в Будапеште, Калькутте, Лос-Анджелесе, Мюнхене, Токио и Хельсинки. В 1993 году Клейман был награжден призом «Феликс» и избран членом Европейской киноакадемии. Он лауреат многих международных кинопремий.

В Москву, в Москву!

n273_dscf0001.jpgМаяк в Кейпене.

Велта Риекстиня написала Науму Клейману письмо и рассказала об идее организовать юбилейную выставку, посвященную Сергею Эйзенштейну. Господин Клейман тут же пригласил Велту Риекстиню и директора Огрского музея Ивету Рускуле в Москву.

Господин Клейман с первых минут поразил энциклопедическими знаниями о кино, — рассказывала потом Велта. — Он знает все латвийские фильмы — старые и новые, всех наших актеров, режиссеров, операторов.

Сейчас в мемориальной квартире-музее С. Эйзенштейна находится около 4000 книг, сохранивших закладки, пометки и рукописные вкладыши Эйзенштейна. В обстановке кабинета соседствуют черно-оранжевая металлическая мебель баухауза и пестрые мексиканские ковры и сувениры. Наум Клейман посетовал, что мексиканский период Эйзенштейна пока мало исследован. А одна из уникальнейших фотографий, которую Велта держала в руках, это фото Эйнштейна с его пожеланиями Сергею Эйзенштейну.

Где вырастают гении?

За чашкой чая радушный хозяин вспоминал свой визит в Латвию много лет назад, когда вместе с режиссером документального кино Улдисом Браунсом на мотоцикле объехал всю Латвию.

Велта рассказала, что в их провинциальном городке привлечь людей к высокому искусству все сложнее.

Таланты и личности рождаются и в провинции, — возразил Клейман. — И если есть интерес даже у 2—3 человек, то ради них стоит работать. У меня тоже были периоды, когда на показы приходили 4—5 одних и тех же молодых людей. Один из них теперь гордость российского кино — Андрей Звягинцев.

Возможно, Наум Клейман приедет на открытие выставки. Здесь его ждут.