uzluga.ru
добавить свой файл
1
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся школы I ступени в условиях создания интеграции краеведения и уроков русского языка.


В формировании и развитии личности учащихся наша школа ведущую роль отводит гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально-значимых ценностей у подрастающего поколения. Воспитать гражданина и патриота – это социальный заказ общества. Следовательно, перед каждым педагогом встаёт проблема: найти наиболее эффективные формы работы по данному вопросу. Я хотела бы рассказать об одной из таких форм: включение краеведческого материала в уроки русского языка.

Цель использования краеведческого материала: воспитание любви и уважения к своей малой Родине и родному языку

Задачи:

  • формирование целостных знаний о родном крае,

  • воспитание любви и уважения к своей малой Родине, чувства гордости за свою страну,

  • развитие креативных и исследовательских умений.


Использование такого материала вызывает интерес у ребят к топонимике названию городов, сел, рек и несет очень большой объем знаний по различной тематике: животный мир, растительный мир, история, география, литература, фольклор. В уроки я включаю отрывки из произведений таких классиков, как К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. Есенина. Огромным подспорьем в работе тексты из проекта А. М. Кучинова «Один из уголков Европейской части России: Гусь-Хрустальный район Владимирской области», а также стихотворения, написанные учителем нашей школы Седовой И. В.: «Герб Владимирского края», «Флаг Владимирского края», «Край, в котором я живу», «Об известных людях края эти строки мы слагаем», «Легенда о речке Бужа», «Легенда о речке Таса», «Гимн Гусь-Хрустальному», «Памятник Мальцову» и другие. Такие уроки через использование литературных произведений помогают показать красоту родного края, его значение для необъятной нашей Родины. К уроку я подбираю материал, понятный и интересный детям, целесообразно использовать фотографии, презентации, фильмы, видеоролики:


Формы проведения уроков могут быть разнообразны: уроки-экскурсии, игра по станциям (с использованием интерактивных форм), конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи, упражнения по русскому языку с текстами природоведческого содержания.

Приведу примеры упражнений по русскому языку во 2 классе по теме «Имя существительное»


Упражнение 1

Прочитайте.


Красота неброская –

Реки и поля.

Сторона Мещёрская,

Родина моя!

Выйду на крылечко я,

Сладко потянусь,

По реке за речкою

Босиком пройдусь.

(И. Седова)


Спишите. Подчеркните имена существительные.

Выпишите однокоренные слова, выделите корень.


Упражнение 2.

Прочитайте.


Где над лугом чибис тужит,

Где песок белей, чем соль,

Повстречала речка Бужа

Младшую сестрицу Поль.

(Р.Кочнев)


Выпиши собственные имена существительные. Что они обозначают? Какие ещё названия рек родного края ты знаешь? Запиши их названия.


Упражнение 3

Прочитайте.


Речка Гусь

Вся – словно из рассвета,

И д●бр●та и грусть.

Плывёт в просторы лета

Л●сная речка Гусь.

Отрадны плёсы синие,

Ивняк припал к в●де.

Цв●тут кувш●нки-лилии

Под со●нцем целый день.

(А. Васильев)


Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите устно проверочные слова.

Найдите и подчеркните собственное имя существительное.

Упражнение 4

Прочитайте текст.


Бужа – река во Владимирской области, одна из рек Мещёрской низменности. Вытекает из озера Исихра. Основные притоки: Поль, Таса, Караслица. Река Пра - продолжение реки Бужи.

Выпишите названия рек в алфавитном порядке. Подчеркните заглавную букву.

Упражнение 5

Прочитайте текст.

Город Гусь-Хрустальный расположен в Мещёрской низменности во Владимирской области. Он был основан в середине восемнадцатого века. Статус города Гусь-Хрустальному был присвоен в 1931 году. В настоящее время город является одним из центров стекольной промышленности России.

Спишите. Подчеркните собственные имена существительные.

Упражнение 6.

Прочитайте.


Город Владимир. Поэт Рем Кочнев. Река Клязьма. Озеро Исихра. Писатель Александр Солженицын. Посёлок Тасинский. Краевед Владимир Крылов. Художник Рудольф Романов.


Выпишите в первый столбик имена собственные, обозначающие географические объекты, а во второй столбик – имена собственные, обозначающие имена и фамилии людей.


Упражнение 7.

Прочитайте.


Однажды зимой у одного мастера Гусевскского хрустального завода, Разумея Васильева, заболела единственная дочь – Ксюша. У неё было воспаление легких. От высокой температуры, девочка бредила. В бреду она вспоминала лето, луг, цветы. Отцу очень хотелось облегчить её страдания. Но в поселке зимой негде было взять живых цветов. Тогда, отец в отчаянии идёт в гуту, где варился хрусталь и стекло. За одну ночь, из остатков цветного хрусталя и стекла, Разумей Васильев сделал вазу с целым букетом цветов. Утром отец принес букет своей дочери. Ксюша очень обрадовалась и вскоре поправилась.

Как вы понимаете выделенное слово?

Спишите первое и восьмое предложения. Подчеркните имена существительные и определите их число.


Упражнение 8. Работа по вариантам.


1 вариант.

Прочитайте.


Что можно увидеть в Мещёрском крае?

Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам

под всеми широтами звезды.

(К. Паустовский)

Выпишите нарицательные имена существительные множественного числа


2 вариант.

Прочитайте.


Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов?

Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое. Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу.

(К. Паустовский)

Выпишите нарицательные имена существительные, отвечающие на вопрос кто? Каких ещё животных нашего края ты знаешь?


Упражнение 9.

Прочитайте.

Самой яркой достопримечательностью гор(о,а)да (Г,г)усь-(Х,х)рустальный является (М,м)узей (Х,х)русталя. Слава гусевского хрусталя переш(а,о)гнула гр(а,о)ницы (Р, р)оссии. З(о,а)л(о,а)тыми медалями выст(а,о)вок в (П,п)ариже, (В,в)ене, (Ч,ч)икаго отмечены искусство и талант старых гусевских мастеров. Коллекция музея не перестает пополняться.

Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните изученные орфограммы. Выпишите три слова с безударной гласной, подберите к ним проверочные слова.

Упражнение 10.

Прочитайте.


Первые граненые стаканы машинного производства появились в 1914 году, когда на Уршельском стекольном заводе была запущена печь-автомат. Капля стекла подавалась в металлическую ёмкость, прессовалась там и отправлялась в отжиг.


Какой частью речи являются выделенные слова? Определите их число.

Упражнение 11

Напиши названия населённых пунктов, в которых живут эти жители:

  • Уршельцы – ….

  • Курловчане – …

  • Собинцы–

  • Гусевчане – ….

  • Владимирцы – …

  • Покровчане – …

  • Ковровчане – …

  • Муромцы – …

  • Меленковцы - …


В рамках ММО я проводила интегрированные уроки для учителей начальных классов, которые получили положительную оценку у коллег и были рекомендованы учителям начальной школы. При проведении таких уроков большим помощником является УМК «Русский язык» В. П. Канакиной, в котором одним из главных направлений является создание у школьников мотивации к изучению русского языка. Действительно, материал учебника, методические подходы к его изучению способствуют развитию этого направления. Одной из практических задач курса «Русский язык» является воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Об этом свидетельствуют творческие работы детей.


Таким образом, результативность этих уроков огромна:

  • повысился интерес к родному краю, к его истории.

  • меняется отношение к своему поселку: возникнет необходимость бережного обращения к его достопримечательностям.