uzluga.ru
добавить свой файл
1
Региональный компонент в формировании

нравственности студентов

из опыта работы преподавателя истории Алагуловой Т.А.,

ГОУ СПО «Рузаевский политехнический техникум»

Земли есть и красивей –


Мне не надо иной:

Ты – ведь тоже Россия,

Край мордовский родной

Максим Бебан


(мордовский поэт)


Любовь к родным местам – одно из самых сильных человеческих чувств.

Это хорошо понимают преподаватели цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Рузаевского политехнического техникума и всю свою работу по реализации регионального компонента строят с учетом этого.

Национально-региональный компонент – часть государственного образовательного стандарта – программа, которая должна быть обязательно выполнена.

Большая ответственность в этом плане лежит на преподавателе истории. Ведь именно на его уроках идет в большей степени воспитание Человека и Гражданина. Практическая реализация регионального компонента осуществляется по нескольким направлениям.

Первое – учебная деятельность. Это уроки истории, а с 1996 г. в учебный план техникума по выбору студентов 1 курса введен предмет «История и культура Мордовии», преподавание которого ведется по программе, разработанной преподавателем и рассчитанной на 32 часа.

Такое сочетание позволяет в едином контексте рассматривать события истории России, истории Республики Мордовия и нашего города Рузаевка. Именно в рамках этого предмета студенты не только углубленно изучают теоретический материал, но и организовывают очно-заочные экскурсии, встречи с участниками Великой Отечественной войны, почетными жителями города и т.д. Одно из семинарских занятий так и называется: «Вклад наших земляков, уроженцев Мордовии, в дело Победы». На такие уроки студенты приглашают своих дедушек, бабушек, да и просто знакомых – участников войны, ветеранов. В такие минуты с ними говорит сама История.

Итоговое занятие по предмету «Регионоведение» традиционно проходит как конкурс «Мой край – Мордовия моя». Студенты, разделившись на 4 группы, соревнуясь друг с другом, повторяют изученный материал. Конкурсные задания составлены таким образом, что дают возможность студентам показать знание мордовского языка, культуры Мордовии, истории нашей республики и города. (Приложение 1)

Одно из заданий предлагает перевести на русский язык мордовское приветствие, другое – назвать детали мордовского национального костюма.

Ряд заданий заставляют студентов вспомнить творчество художника Ф. Сычкова, великого скульптура С. Эрьзи, певца И. Яушева.

Предусмотрена серия вопросов о нашем земляке-флотоводце Ф. Ушакове, декабристах Веденяпиных, о Президенте «Рузаевской республики» в годы I русской революции - А.П. Байкузове, о почетных гражданах нашего города.

Второе направление – внеклассная работа. Она осуществляется в рамках клуба «Краеведение», созданного на базе кабинета истории.

В клубе работают три секции:

  • Моя Мордовия

  • Наш город

  • Завод ОАО «Рузхиммаш» -техникум

Каждая секция организовывает тематические встречи и экскурсии по своим направлениям, оформляет собранный материал в альбомы и буклеты.

В рамках клуба прошли незабываемые встречи с заслуженным художником России и Мордовии Сидельниковым И.И., главным художником-оформителем нашего города, художником-графиком – Бирлюковым В.И., участником Великой Отечественной войны, писателем, почетным гражданином города – Андриановым Ф.К., участником парада Победы в Москве – Коваленко И.С., солдатом Победы – Лимонниковым А.И., воинами – интернационалистами, заслуженными учителями нашего техникума, ныне пенсионерами – Земсковой А.В. и Денисевич Р.М. Всех встреч и гостей просто не перечислить. Многие из них имеют с техникумом тесные связи: ведь здесь учились или учатся их внуки, которые и пригласили их на встречу.

Студентами клуба подготовлена комплексная работа «Лицо на карте Мордовии». Это огромное, многостраничное наглядное пособие, иллюстрирующее основные направления работы клуба. На нем лица достойные представлять нашу Мордовию. Среди них: Почетные жители нашего города, заслуженные учителя техникума, студенты.

Особо следует отметить исследовательскую деятельность студентов. Только к 60 – летию Победы над фашистской Германией были подготовлены работы: «Защитники Родины – мои родственники», «Семейные реликвии», «Фронтовые дороги моего деда» и многие другие.

Огромную роль в реализации регионального компонента играет созданный на базе кабинета истории «Музей студенческого творчества». Здесь руками студентов-умельцев воссозданы картины истории прошлого и настоящего нашей Республики, города, техникума. Широко представлена резьба по дереву: крестьянский быт, паровоз – «кукушка» - символ нашего города железнодорожников, памятники Великой Отечественной войны. Восстановлен костюм женщины – мордовки. Альбомы, рефераты, макеты – свидетельствуют о трагических и героических страницах истории России и Мордовии. Специальный стенд посвящен связи техникума с предприятиями города и сотрудничеству с базовым предприятием ОАО «Рузхиммаш». Ведь именно на «Рузхиммаше» работает большинство студентов и их родителей. Экспозиция музея постоянно пополняется и обновляется.

Студенты любят свой музей, гордятся им. Именно сюда чаще всего приходят выпускники техникума и испытывают трепетные чувства, узнавая свои работы.

Студенты нашего техникума хорошо понимают и полностью разделяют слова О.И. Ключевского, кстати, мордвина по происхождению: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».


Разработки уроков:

Тема: «Мой край, Мордовия моя».

Дисциплина: «Регионоведение».


Вид занятия: повторительно обобщающий урок-конкурс.


Цель занятия: - повторить изученный материал;

  • подвести итоги творческой работы студентов по предмету;

  • воспитывать чувство гордости за успехи своей Республики и города;

  • развивать интерес к истории и жизни нашего края;

  • расширить кругозор студентов.


Студенты должны иметь представление:

  • о вкладе населения Республики в общие достижения страны;

  • о роли и значимости нашего города в реализации планов Республики Мордовия.


Студенты должны знать:

  • наиболее значимые события в истории и жизни Республики и города;

  • исторические личности Республики: писатели, ученые, музыканты, скульпторы

г. Рузаевка, почетные железнодорожники и т.д.

  • о роли и месте студентов, выпускников техникума в развитии города;

  • о связи техникума с предприятиями города.



Средства обучения:

  • карта Мордовии;

  • атрибуты государственности Мордовии: герб, флаг.

  • макеты наиболее известных памятников города и республики;

  • картины: «Вид на Санаксарский монастырь», «Усадьба Струйских» в селе Рузаевка в 19- 20в.

  • раскладные: альбомы, рефераты, плакаты, подготовленные студентами;

  • репродукции, фотографии.


Рекомендуемая литература:

История Мордовской АССР: в 2-х т. – Саранск: Мордовское книжное изд-во, 1979.

Инжеватов И.К. Топологический словарь Мордовской АССР. – Саранск: Мордов. книж. изд-во, 1987.

Воронин И.Д. Очерки и статьи. – Саранск: 1957.

Города и села Мордовии. – Саранск: 1976

Девятаев М.П. Побег из ада. – Саранск: 1985.

Мордва: Историко-этнографические очерки. – Саранск: 1981.

Мордовия. Народное искусство. – Саранск: 1985.

Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство.

Чернышев А.А. Рузаевка. – Саранск:1983.

Шибаков Н.И. Деревянная скульптура Мордовии. – Саранск:1980.


Ход занятия.


  1. Вступительное слово преподавателя.

  2. Конкурсные вопросы.

  3. Заключительное слово преподавателя.



Вступительное слово преподавателя.


Сегодня у нас с Вами итоговое занятие в курсе «Регионоведение». Мы с Вами напряженно и творчески работали.

Мы много успели:

а). Побывали в краеведческом музее г. Саранска.

б). Встретились с работником краеведческого музея нашего города Лабиринтовой Л.И.

в). Мы побывали в выставочном зале нашего города и познакомились с творчеством наших художников.

г). Мы встретились с главным художником города Бирлюковым Владимиром Ивановичем.

д). Подготовили очень много наглядно-иллюстрированного материала:

  • Шабайкина Н. и Надрова Г. – плакат о Ветеране Великой Отечественной войны, почетном горожанине, заслуженном жителе нашей Республики Андрианове Ф.К.

  • Буданова Л. и Кочеткова Е. – раскладной альбом. Сотрудничество, который рассказывает о Генеральном директоре ОАО «Рузхиммаш» Бурмистрове Н.В. и его роли в жизни техникума.


е). Андрей Верин и Александр Вадяев – подготовили занимательное сообщение о верованиях мордвы.

ж). Денис Котлов – подготовил сообщение о нашем земляке, поэте-демократе - А.И. Полежаеве

з). Марина Шабаева – подготовила сообщение о главном хирурге города Тезине Ю.А.


Всего не перечислить. Много сделано. Но еще больше можно сделать. Мы продолжаем изучать наш край.

22 человека из вашей группы посещают клуб «Краеведение». Вы – мои главные помощники, ради которых все это мы и делаем. И еще хотелось, чтобы урок наш прошел сегодня несколько необычно. И лейтмотивом к нему послужили бы слова мордовского поэта Никула Эркая:

«Родимый край! Тобою я живу!»

Я в каждом колосе, в былинке каждой.

Где б ни был я – с неутомимой жаждой

Родимый край, тобою я живу!»


И я предлагаю Вам вспомнить и еще раз перелистать страницы истории нашего края. Для этого нужно выбрать две команды по 6 человек.


1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6



Остальные студенты - болельщики этих команд.

Давайте попробуем все вместе выявить знатоков истории и культуры нашего края.

1 тур посвящен Истории Мордовии

2 тур - искусству и культуре Мордовии

Высшая оценка – 5 баллов.

Жюри как во всяком конкурсе из 3-х человек.


Используя право ведущего, я дам названия командам:

Сияжар и Келуня (березка)


Начинаем I тур.

Напоминаем – он посвящен Истории Мордовского края.

Конкурсные вопросы.


  1. Команды, внимание! Сейчас вы услышите строчки приветствия на языке народов нашей республики. Ваша задача перевести на русский язык это приветствие (команды получают карточки с текстом).


а). На мокшанском языке:

Монь шаче краезе, шумбрат!

Шумбрат, народ мокш, эрзянь!


б). На эрзянском языке:

Шумбрачи, чачома енксонь мода!

Шумбрачи, эрзя мокшань народ!


Если команды затрудняются, помогают болельщики. Жюри оценивает по тексту:

«Мой край, богатая земля,

Народ мордовский,

Здравствуй!


  1. А сейчас, после расшифровки приветствия, команды должны раскрыть смысл названия своей команды и рассказать все, что они знают об этом названии. И представить свое собственное приветствие противоположной команде. Жюри подводит итоги конкурса.

  2. А сейчас, работают одновременно команды и болельщики.

Команды получают задание: на контурной карте Мордовии вписать города республики.

Болельщики получают задание: заполнить кроссворд из 10 слов.

Жюри подводит итоги конкурса по количеству правильно отгаданных слов.

  1. Работают одновременно команды и болельщики.

Вопрос командам: Объясните, справедливо ли изречение: «Мордовку скорее услышишь, чем увидишь».

Вопрос болельщикам, пока думают команды: Образно и ярко вы должны рассказать о самом любимом уголке Мордовии, но не называть его с тем, чтобы болельщики противоположных команд могли бы определить это место, назвать район, город, село.


Краткая историческая справка.

В состав Русского государства Мордовские земли окончательно вошли после покорения Иваном Грозным Казани, в 1552г. С этого времени мордва навечно связала свою судьбу с судьбой русского народа.

Чтоб одной дорогой люди шли,

Сберегали мир родной земли,

Чтоб звенели песнями слова,

Породнилась с русскими мордва.


Мордовия! В самые крутые, сложные и тяжелые для страны времена, она никогда не оставалась в стороне. И не случайно она подарила нам множество героев, имена которых никогда не сотрутся в памяти народной.

  1. Для каждой из команд игроков и болельщиков сейчас будут показаны хроникально- документальные фотографии. Задача команд будет состоять в том, чтобы определить время, зафиксированное на них и назвать имена героев, наших земляков, участников тех далеких событий, т.е. ответить на вопросы: Кто? Где? Когда?

Показываются фотографии:

Для I команды – события в Рузаевке 1905 года, фотографии Байкузова, Ухтомского.

Для II команды – события, связанные с жизнью в Мордовии Ф.Ф. Ушакова, Санаксарский монастырь, бюст Ф. Ушакова, г. Темников.

Для болельщиков I команды – события связанные с Великой Отечественной войной, фотографии М.П Девятаева и М.П. Девятаева на встрече со студентами политехникума.

Для болельщиков II команды – фотографии, связанные с А.И. Полежаевым.

  1. А сейчас задания командам на знание исторических памятников столицы нашей Республики. Каждой из команд болельщиков предлагаются 2 скульптурные композиции (Памятник Стратонавтам и скульптурная композиция «Мать – Мордовия»).

Команды должны ответить на вопрос: Кому посвящены эти композиции и где они установлены?

«Члены команды – внимание! – говорит преподаватель – Узнайте человека о котором идет речь».


Коряга,

Наросты,

Пни…

Со всех сторон –

Скульптуры…

Сколько в доме их –

И мраморных, и деревянных!

Из полумглы, как из тумана –

Глядит мордвин – задумчив, тих

Толстой – узластый, бородастый.

Бетховен

Невский

Меж корней

Лик Микеланджело…

А рядом –

Громадный, страшный Моисей.


Расскажите, что вы знаете об этом человеке?

Мы продолжаем наше творческое соперничество и переходим ко II этапу конкурса «История и культура Республики».

Командам и болельщикам предлагаются фотографии работ скульптора с мировым именем

С.Д. Эрьзя.

  1. Задание: Команды должны назвать, кто изображен на фотографии? Кого запечатлел Эрьзя? Болельщики должны дать свое название изображенной скульптуре.

  2. «Дорогие друзья! Вы хорошо знаете, что по нашей мордовской земле не раз пролегал путь известнейших всему миру людей, писателей, художников, артистов - говорит преподаватель- Воспоминания и ассоциации о нашем крае вошли в их произведения, вдохновили на новые, они же плодотворно повлияли на развитие Мордовской культуры. Вам сейчас будут показаны фотографии этих людей. Ваша задача состоит в том, чтобы узнать их и рассказать об их деятельности».

Для I команды «Келуня» предлагается фотография Огарева Н.П..

Для II команды «Сияжар» предлагается фотография. Абрамова К.

Командам болельщиков предлагаются фотографии Коваленко И.С. и Андрианова Ф.К.

В случае затруднения командам и болельщикам задаются наводящие вопросы:

К фотографии Огарева Н.П.:

  • Он революционер – демократ;

  • Вместе с Герценом будил Россию;

  • Его именем назван Мордовский государственный университет

  • Его знают все студенты республики;


К фотографии Абрамова К.Г.

Он заслуженный писатель Мордовии;

  • Его перу принадлежат книги: «Соль земли», «Сын эрзянский».


К фотографии Андрианова Ф.К:

  • Участник Великой Отечественной войны;

  • Почетный гражданин нашего города;

  • Заслуженный учитель Республики Мордовия;

  • Учитель литературы одной из школ города, писатель.

  • Он посвятил стихотворение студентам политехникума;

К фотографии Коваленко И.С.:

  • Участник Великой Отечественной войны;

  • Участник Парада Победы;

  • Военный руководитель одной из школ города;

  • Частый гость техникума, т.к. здесь учились оба его внука.


А сейчас попросим жюри подвести итоги конкурса. Напоминаю, что жюри кроме лучшей команды-победительницы должно назвать:

  • одного активного участника в обеих командах;

  • самого активного «болельщика» из сторонников команд.



Заключительное слово преподавателя.


Конкурс подошел к концу.

Поздравляю всех участников и конечно же – победителей. Все они получили сегодня еще по одной заслуженной пятерке.

Мы заканчиваем с вами изучение дисциплины, но продолжим изучение истории и культуры нашей Республики и на уроках истории, и в клубе «Краеведение».

Спасибо за активную работу на уроке. До свидания.


Открытый урок

дисциплина: История

тема: «Мои родственники – защитники Родины»


Целевая установка:

  • формировать самостоятельность, активность и творчество студентов;

  • пробуждать интеллектуальные мотивы учения;

  • отрабатывать риторические приемы и методы;

  • добиваться умения обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи;

  • развивать частично-поисковую деятельность;

  • воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину;

  • формировать чувство долга перед Родиной, готовность к ее защите;

  • воспитывать чувство интернационализма;

  • формировать потребность давать самостоятельную оценку событиям и фактам мировой и отечественной истории.


Тип урока: урок - встреча


Методические рекомендации по подготовке к уроку – встрече


  1. Тема, обсуждаемые вопросы и рекомендуемая литература и дата проведения доводятся до сведения студентов за 2 недели до урока. Желательно, чтобы в течение всего этого времени студенты имели к ним свободный доступ (оформляются на стенде, или плакате, или в специальной папке).

  2. В целях качественной подготовки урока - встречи, преподаватель, в специально отведенный день и время ( не реже 1 раза в неделю), консультирует студентов по подготовке вопросов.

  3. В библиотеке техникума подобрана рекомендуемая литература и созданы условия для работы в читальном зале. Здесь же может быть и папка с вопросами по теме.

  4. Ведет урок преподаватель истории и права Алагулова Т.А.

  5. На урок – встречу приглашаются участники Великой Отечественной войны, участники трудового фронта, Ветераны труда. Значимость обсуждаемой темы увеличится, если в числе приглашенных будут родственники ( дедушки, бабушки) присутствующих студентов.


Методические рекомендации по оформлению места проведения урока


1 Плакат над доской « Вечная память погибшим, Вечная слава живым»

2 Плакат: «60 лет Победы»

3 Плакат: «Чеченская война: наш выпускник- Алферьев Евгений»

4 Карта: Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

5 Медаль – 60 лет Победы

7 Минута молчания – запись на магнитной ленте

8 Альбом «Никто не создан для войны», посвященный воинам афганцам-

выпускникам техникума

9 Выставка творческих работ студентов: рефераты,

раскладные альбомы, макеты

10 Стенд: Герои Советского Союза – уроженцы г. Рузаевка

11 Стенд – плакат «Мордовия в годы Великой Отечественной войны».


Ход урока – встречи

1 Орг. момент

2 Вступительное слово преподавателя

3 Представление гостей

4 Выступления студентов и приглашенных гостей по плану занятия

5 Заключительное слово преподавателя

6 Вручение благодарственных писем и памятных сувениров гостям


Приглашенные - участники встречи


1 Лимонников Александр Иванович – участник Великой Отечественной войны

2 Дубинникова Рафика Алиевна – Ветеран труда, участник трудового фронта

3 Янчева Александра Матвеевна – Ветеран труда, участник трудового фронта


Вступительное слово преподавателя

Весь под ногами шар земной

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни

Не потому ли я живу,

Что умерли они?


Мне бы хотелось, чтобы эти строки поэта Степана Щипачева стали лейтмотивом сегодняшнего урока – встречи, посвященного Великой Победе Советского народа в войне с фашистской Германией. 60 лет прошло со дня Великой Отечественной войны. 60 весен отделяют нас от 9 мая 1945 года – дня, когда прозвучали последние артиллерийские залпы – залпы Победы.

Россия за свою тысячелетнюю историю помнит немало критических ситуаций. Но ни разу с такой остротой не вставал вопрос о жизни государства как в тот первый долгий день июня 1941 года.

Никто не мог тогда предположить, что впереди еще долгих 1418 дней и ночей, когда будет решаться не только судьба нашей Родины, но по существу и будущее всей планеты, имя которой – Земля.

Гитлеровское командование, рассчитывая на быструю победу не могло знать, что вероломное нападение повысит напряжение того невидимого силового поля, которое объединит фронт и тыл , и сделает самой важной одну профессию – быть защитником Родины.

С высоты прошедшего времени явственно осознается величие и историческое значение подвига, совершенного советским народом, вставшим в те грозные годы в единую шеренгу от Баренцова до Черного моря. И древко знамени Победы помнит прикосновение солдатских мозолистых рук, поднимавших его над Брестом, несших его в атаку под Москвой, тех рук, что держали винтовку под Сталинградом, что водрузили Знамя Победы над Рейхстагом. Оно помнит всех живых и тех что пали. Помним и мы. Именно поэтому сегодня у нас на уроке – встречи присутствуют гости – близкие родственники наших одногрупников. Познакомить нас всех с гостями я предлагаю тем, кто их пригласил.

Шевченко Света – она пригласила в техникум своего дедушку - Лимонникова Александра Ивановича, который прошел весь путь от начала войны до дня Победы.

Дубинникова Лиана – пригласила к нам на встречу свою бабушку Рафику Алиевну Дубинникову – участницу трудового фронта, Ветерана труда.

Бузакова Катя – пригласила на встречу свою бабушку Янчеву Александру Матвеевну - участницу трудового фронта.

А вот Зайкин Петр Васильевич не дожил до 60 летия Победы. Он умер пол года назад. И сегодня от имени дедушки будет говорить его внучка, ваша однокурсница - Зайкина Вера.

Память это не только момент скорби. Память – это и первый день мира.

В этот день бойцы палили в воздух не от радости, что остались живы – это был первый салют павшим, первый салю победы, первый салю Памяти.

Это день улыбок, когда многие падали на майскую траву, смеясь и плача, бросали на землю каску и падали в нею не пули, а слезы солдата, а он смотрел на землю и делал потрясающее открытие, что она зеленая, очень зеленая, а не черная как в воронке от мины и что птичий свист совсем не похож на свист пуль, а тишина может быть оглушительной как близко разорвавшийся снаряд.

Был сорок первый?

Был

Но только был

А есть

И вечно будет

Сорок пятый!

И сегодня мы в очередной раз вместе с нашими гостями пройдем путь от первого до последнего дня войны. Задача наша – на всех этапах войны проследить вклад наших земляков в дело Победы, особое внимание, уделив землякам – рузаевцам.

Представление гостей

Представление гостей начинается со стихотворения, написанного студенткой группы Екатериной Луценко и посвященного погибшим - землякам. Стихотворение читает автор.

Война! Сколько горя и бед принесла,

Сколько слез и страданий – несчесть.

Сколько жизней она унесла.

В каждом сердце несчастия есть.


Научила людей бить врага:

Все мужчины ушли воевать,

Воевать, не посрамив свою честь,

Чтобы землю свою сберечь.


Жгучей кровью полита дорога,

Что к победе их приведет.

Вот идет к ним на помощь подмога

С кличем «больше никто не умрет!»


И сейчас им не скажешь «Спасибо!»

За царящий мир, за доблесть,

За честь и отвагу,

За мирную жизнь на земле


Преподаватель: А сейчас предоставим почетное право представить каждого приглашенного гостя и пригласить их на почетное место за столом студентам, пригласившим своих близких родственников к нам на урок – встречу в канун Великой Победы Советского народа над злейшим врагом нашего Отечества – Фашисткой Германией.

Шевченко Светлана: Я пригласила на встречу своего дедушку Лимонникова Александра Ивановича. Он прошел всю войну. Воевал под Москвой и на Курской дуге. Войну закончил в Берлине. Дедушка очень уважаемый человек в нашем селе Арх – Голицино. Его часто приглашают в школу, с ним советуются в совхозе, к его мнению прислушиваются все члены нашей большой семьи. Воспоминания дедушки о войне всегда тяжело слушать, но он понимает, что нашему поколению они просто необходимы. И сегодня он расскажет нам о тех грозных, порой жестоких, но величественных днях.

Дубинникова Лиана: Я пригласила к нам на встречу свою бабушку Рафику Алиевну Дубинникову. Она не была на фронте, но она из тех о ком говорят: «Они ковали Победу в тылу». И это действительно так. С тринадцати лет она работала в колхозе вместе и наравне со взрослыми. Все было: голод, холод, потеря близких и односельчан. Но вера в Победу помогала ей и таким же как она девочкам все выдержать, все преодолеть и дожить до сегодняшнего дня. Бабушка расскажет нам о своем военном детстве и юности.

Бузакова Екатерина: Я тоже пригласила свою бабушку - Янчеву Александру Матвеевну - участницу трудового фронта. Она также как и бабушка Лианы работала во время войны, хотя ей было тогда всего одиннадцать лет. Ни от какой работы не отказывалась, да и дома помогала маме с младшими сестренками. Их было трое и она – старшая. Сегодня бабушка расскажет нам где они – тогда еще дети, брали силы для такой работы.

Преподаватель: Прошу всех наших гостей пройти на почетные для них места и принять участие в нашем занятии. Однако, представление наших гостей было бы не полным, если бы мы не предоставили слово Вере Зайкиной. Ее дедушки - Зайкина Петра Васильевича уже нет в живых, но его воспоминания, рассказы о войне Вера хорошо помнит и сегодня она будет говорить от его имени. А мы будем считать, что Петр Васильевич то же наш гость.

Зайкина Вера: Мой дедушка родился и жил в селе Озерки, рузаевского района. В армию его призвали в 1942 году. Ему тогда еще даже 19 лет не исполнилось. Его распределили в танковый полк. В 1943 году он принял первый бой. В одном из боев его танк подбили, но дедушка сумел вывести его с поля боя и вернуться в часть. Его наградили медалью «За отвагу». При форсировании Днепра его тяжело ранило. В госпитале ему ампутировали ногу. За форсирование Днепра его наградили орденом «Красной Звезды». Я горжусь своим дедушкой. Я рада, что сумела рассказать о нем. Мой дедушка и все кто внес свою лепту в эту поправу сказать Великую Победу – настоящие герои.

Преподаватель: А сейчас мы вместе с нашими гостями пройдем еще раз путь от начала войны до Победы. Мы послушаем всех студентов, пожелавших выступить и наших гостей.


Выступления студентов и приглашенных гостей по плану занятия

1 Начало войны в Рузаевке

2 Битва за Москву. Наши земляки защитники Москвы

3 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Наши земляки – участники Сталинградской и Курской битв (выступление Лимонникова А.И.)

4 Освободительная миссия Советской Армии.

5 Наши земляки – участники Берлинской операции

6 Рузаевцы – Герои Советского Союза:

- Рубцов Анатолий Петрович

- Сурков Федор Павлович

- Винокуров Александр Архипович

- Корнилаев Анатолий Николаевич

Полный Кавалер Ордена Славы трех степеней - Силантьев Александр Павлович

7 Вклад тружеников нашего города в дело Победы (выступление Дубинниковой Р.А., Янчевой А.М.)


Заключительное слово преподавателя

Преподаватель: Вот и закончен наш путь. Трудно дались воспоминания нашим гостям. Но они с честью выполнили и этот долг – долг перед своими внуками. И остались верны своей памяти, которая вернула их на 60 лет назад и позволила донести до нас всю простоту (они просто делали каждый свое дело, не думая ни о каком героизме) и величие их (не побоимся громкого слова) - подвига. Спасибо Вам! Цена Вами за нашу счастливую жизнь заплачена огромная – Ваша жизнь и здоровье.

Думаю, что сейчас будет уместным почтить память всех наших советских людей, отдавших свою жизнь за Победу и во имя Победы. Прошу всех встать. МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Прошу всех сесть.

А сейчас Маркова Наталья для вас прочтет стихотворение К. Симонова «Вы, побеждая, думали о нас».


Вы, побеждая, думали о нас.

А мы еще должны были родиться,

Чтобы всю жизнь и каждый час

Бессмертным вашим подвигом гордиться


Вы в битве Родину спасли,

Преодолели все преграды.

Спасибо Вам от всей души,

За все спасибо Вам, солдаты!


И в добрый час, счастливый час,

Час мирного рассвета

Во имя Вас, во имя Вас

Мы празднуем победу!


Мы помним всех по именам,

И всех обнять бы рады!

От всей души спасибо Вам,

Спасибо Вам, солдаты!


Вручение благодарственных писем и памятных сувениров гостям

Преподаватель: Еще раз благодарю наших гостей и всех студентов – участников нашего урока. Прошу студентов вручить нашим гостям, в память о нашей встрече, благодарственные письма и памятные сувениры. (все студенты встают и стоя приветствуют гостей урока – встречи)