uzluga.ru
добавить свой файл

Г. Губкин

2011




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Города Губкина Белгородской области






Моя педагогическая философия

Публичная лекция



Подготовила

учитель математики

Неворотова Ольга Васильевна

Моя педагогическая философия


Успех – красноречивейший в мире оратор.


В своих размышлениях я постоянно обращаюсь к вопросу о первоисточнике знаменитого лозунга «На ошибках учатся». Никто не помнит, что фраза принадлежит Отто фон Бисмарку и произнесена им после первых неудач во франко – прусской войне. Зато все знают, что после победы он говорил не об ошибках, а о том, что войну выиграл школьный учитель. С тех пор, этот лозунг вдохновляет многие поколения. Он стал одним из наиболее прочных стереотипов педагогики. Как и многие закрепившиеся стереотипы, он не подвергается критическому разбору и принимается в качестве аксиомы.

С первых же лет моей работы учителем у меня возникли сомнения в эффективности обучения на ошибках. Ныне я абсолютно уверена, что этот путь бесперспективен. «На ошибках учатся» – лозунг неудачников!. Вопрос принципиален. Либо в основе обучения лежит изучение ошибок, либо изучение достижений, это разные педагогические парадигмы.

Выступая против практики сосредоточения на ошибках и недостатках, я подразумеваю не столько узкопедагогический смысл работы над ошибками, сколько общую направленность данного лозунга.

А помните различие между пессимистом и оптимистом? Для первого – стакан с водой наполовину пуст, для второго – наполовину наполнен. Пессимист мысленно включает себя в регрессивный процесс со всем комплексом последствий, оптимист ассоциирует себя с прогрессивным процессом, влекущим позитивную мотивацию и успех. Жизнь и без всяких теоретических выкладок показывает, что пессимизм не конструктивен, даже разрушителен.

Я абсолютно уверена, что сосредоточенностью на ошибках обеспечить успешность деятельности нельзя, т.к. фиксация внимания и усилий на допущенных ошибках

- формирует установку на неудачу в деятельности, которая с очень большой вероятностью действительно приводит к провалу;

- приводит к развитию мотивации избегания, формирующей социально –пассивную личность (многие знают, что первое впечатление бывает очень трудно изменить);

- чем больше мы работаем над ошибками, тем выше вероятность их повторения.

Таким образом, следует изначально ориентировать ребенка на успех. А о достижениях – ГРОМКО и ДЛЯ ВСЕХ! Об ошибках – ИНДИВИДУАЛЬНО и ШЕПОТОМ!

Из личного родительского и педагогического опыта я сделала некоторые выводы. Мой сын с восьми лет занимается хоккеем с шайбой, где результатов добиваются путем многократных достижений, но не в коем случае - не ошибок. Новые успехи ведут к дальнейшим победам. Мы, как родители, ориентируем сына-спортсмена только на успех, в пример приводим только успешные матчи, игры; являемся психологическим двигателем, поддержкой. Сын для своего возраста достиг многого, и это радует.

Являясь учителем математики, я ориентирую учеников на достижение цели путем многократного решения, изучения и сравнения разнообразных задач, путей решения этих задач, и поддерживаю всяческий прогресс в обучении, даже самый незначительный на первый взгляд.

В качестве классного руководителя работу с детьми строю таким образом, чтобы обучающиеся видели только положительный пример: великие спортсмены, ученые, политические деятели, артисты, художники, писатели и т.д.

Сейчас речь идет о новых стандартах. Я думаю, что стандарт должен быть стартовой площадкой для успешной реализации личности, а отклонение от стандарта заслуживает анализа. Ошибка - это всегда отклонение от нормы. Нет и не может быть ошибок там, где нет нормы. (схема). Попытки ребенка в осуществлении некоторой деятельности - это не пробы и ошибки. Это только пробы! Ребенок никогда не рефлексирует свою деятельность на предмет причин ошибок, потому что он не делает никаких ошибок! Он ищет решение и находит результативный способ, вовсе не вдаваясь в исследование причин неэффективности иных путей. Успешность решения определяется по степени приближения к цели, а не из сравнения с другими решениями.

Я не призываю к полному игнорированию работы над ошибками. Я предлагаю разделить функции. Ученик должен учиться на успехах, а учитель - анализировать и работать над ошибками. Именно он должен понять, почему в результате его деятельности ученик допускают ошибки. Значит, позитивные образцы не сформированы на подсознательном уровне? Но в таком случае мы имеем вопрос к методике, технологии, средствам, приемам, а не к ученику.

Уважаемые члены жюри, коллеги, участники конкурса, моя педагогическая философия заключается в том, что только успех может породить успех, поэтому лозунгом грамотного учителя должен быть лозунг «Учить на успехах и достижениях!».