uzluga.ru
добавить свой файл
Гайворонская О.Б.

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ КРЫМСКИХ БОЛГАР.


Актуальность темы связана с процессом возвращения болгар в места компактного проживания на Крымском полуострове, с возрастанием интереса к истории крымских болгар, как части болгар, проживающих на Украине, с процессом возрождения национальной культуры, неотъемлемой частью которой являются праздники.

Специальных обобщающих работ по данной теме нет. Некоторые сведения содержатся в работах отечественных авторов.

Для сравнения праздников в Болгарии и праздников крымских болгар использованы работы на болгарском языке.

Научная новизна исследования в том, что впервые сделана попытка обобщить имеющийся материал по праздникам крымских болгар, а также использованы материалы экспедиции Крымского этнографического музея в 1996 г. в село Желябовку (бывшее с. Андреевка) Нижнегорского района, место компактного проживания крымских болгар и записи бесед с болгарами-жителями сел Мичурино (бывшее с. Кабурчак) и Курское (бывшее с. Кишлав) Белогорского района.

Хронологические рамки работы - конец XIX - 40-е годы XX века.

Праздники - священные дни, установленные в честь какого-либо знаменательного события, во время которых нельзя было работать и нужно было совершать определенную церемонию или обряд с жертвоприношением или торжественной трапезой. Праздники являются отражением материальной и духовной культуры народа. Они бывают исторические, посвященные важным историческим датам в жизни народа; церковные, установленные церковью, и народные, большей частью связанные с природным циклом и совершаемыми сельскохозяйственными работами. Среди различных видов праздников одними из важных являются календарные праздники, которые наиболее тесно связаны с традиционной культурой народа. Изучение календарных праздников дает материал к исследованию этнической истории, позволяет проследить развитие народного творчества в празднике, выявить влияние культур соседних народов и увидеть роль праздника в национальном самосознании и повседневной жизни народа.

Первые болгарские поселенцы в конце ХVIII - начале XIX века, стремясь сохранить свой язык, веру и культуру на свободных землях Российской империи, приносят с собой на Крымскую землю свои обычаи, обряды, праздники.

Наиболее почитаемые церковные и народные праздники вместе составили народный календарь крымских болгар.

Календарные праздники болгар имели циклический характер и были приурочены к тем дням, когда в природе происходят видимые и серьезные перемены, связанные с хозяйственными интересами и общественным жизненным циклом человека. Например, день Св. Георгия, когда считалось, что "весна сходит на землю" и пора выгонять скот на пастбища, или Димитров день, когда начинался зимний сезон и принято было рассчитываться с наемными работниками. По хозяйственной деятельности человека праздники делятся на весенние, летние, осенние и зимние. Особенно почитаемы и разнообразны весенние праздники, так как от того, как они праздновались, по народным представлениям, зависел урожай, плодовитость скота и семейное благополучие.

Наиболее почитаемые зимние праздники: 6 декабря - день Св. Николая, 20 декабря - Игнат день, 25 декабря - Коляда, 1 января -Новый год, 6 января - Богоявление, 7 января - Иванов день, 8 января - Бабин день; 18 января - Тарасов день, 2 февраля - Трифонов день, Масляничная неделя.

Наиболее почитаемые весенние праздники: 1 марта - Баба Марта, 40 мучеников; Благовещение; Лазарев день - суббота перед Вербным воскресеньем; Вербное воскресенье; Пасха - Велик день; Спасов день; 23 апреля - Георгиев день; день Кирилла и Мефодия; Святая Троица; Святой Николай; Пеперуда ляда.

Наиболее почитаемые летние праздники: 24 июня - Иванов день; 29 июня - Петров день; 20 июля - Илин день; 1 августа - Макавей; 6 августа - Преображение Господне; 15 августа - Успение Св. Богородицы (Гуляма Бугуродица).

Наиболее почитаемые осенние праздники: 8 сентября - Рождество Св. Богородицы (Малка Бугуродица); 14 сентября - Крастов день; 26 октября - Димитров день; 8 ноября - Архангелов день.

Многие календарные праздники болгар содержат элементы языческих обрядов. Так, в празднике Баба Жарта женщины разжигают костер, прыгают через него, подбрасывают красные шерстяные пояса, делают мартинички - скрученные красные и белые шерстяные нити, которыми украшают близких людей, деревья, домашний скот.

Интересно, что многие церковные праздники теряют в народном понимании свое первоначальное значение и, вероятно, накладываясь по времени на прошлые языческие, приобретают новый хозяйственный смысл. На это указывает и тот факт, что многие особо чтимые болгарами церковные праздники церковь считает второстепенными. Это весенний Егорий - 23 апреля, весенний Николай - 9 мая, Иванов день - 24 июня, Петров день - 29 июня, Ильин день - 20 июля. Некоторые церковные праздники, уже имевшие народное хозяйственное истолкование, получают у крымских болгар новое значение. Так, Трифонов день - в народном понимании праздник виноградарей и виноделов, празднуемый зимой, приобретает в некоторых селах Таврической губернии значение сохранения жизни и хозяйства от волков, которых было немало в степях, где жили болгарские поселенцы.

Многие крымские болгары праздновали не только общие праздники, но и праздники тех мест, откуда они переселились. Многие общие праздники имели местные дополнения и назывались в разных селах по-разному. Например, Новый год имел в разных селах разные названия - Нова година, Васильов ден, Сурва.

Были праздники, которые праздновали только в родном селе: Коляда, Новый год, Бабин день, Баба Марта, Пеперуда ляда и другие. В основном церковные праздники праздновали в определенном селе. Например, день Св. Георгия отмечали в с.Желябовка (Андреевка) Нижнегорского района, где находилась церковь Св. Георгия день; Св. Николая - в с. Садовое (Ново-Царицыно) Нижнегорского района. Троицу в Старокрымском поселении; Успение и Параскавею в с. Тополевка (Теплы) Белогорского района. Интересно то, что многие православные религиозные праздники они праздновали по-восточному, устраивая курбаны, когда закалывали жертвенных баранов или крупный рогатый скот и, поджарив или сварив, угощали родных и знакомых, а иногда устраивали общественный обед.

Общественные курбаны проводились в день Св. Георгия - 23 апреля, Троицын день, на Успение, Рождество пресвятой Богородицы, и частные курбаны на Иванов день, Тарнасов день, Петров день, Ильин день и по окончании полевых работ.

Изучение праздников крымских болгар интересно еще и потому, что болгары, в большинстве своем, приплыв морем из Болгарии и компактно поселившись, не растеряли особенностей болгарской культуры, доставшейся им от их предков. Они являются носителями староболгарского языка, обычаев, обрядов и праздников, которые, в свою очередь, являясь объединительным моментом в жизни болгарских переселенцев, дают богатейший материал для этнографических исследований.