uzluga.ru
добавить свой файл
1
z_start

былое

Рижский мост, который был, но сплыл...

n073_2384554_riga_historical_bridges.jpgЛюбекский мост в 1918 году.

n073_dsc08436_hf1_riga_historical_bridges.jpgРазводная часть Любекского моста.

Кирилл СОКЛАКОВ, Gazeta.lv

В апреле 1924 года, во время весеннего паводка, в море уплыл рижский деревянный мост через Даугаву. Этот мост прослужил в Риге целых семь лет и остался на многих фотографиях, картинах и в воспоминаниях старожилов города. Что же это было за сооружение?

В сборнике сочинений Линарда Лайцена «Хо Тай» (1922 год) есть стихотворение «На большом Любекском мосту», которое осталось своеобразным реквиемом этой переправе через Даугаву:

На большом Любекском мосту,

Где шаги пешеходов тянутся,

Туда и сюда проходящих,

Где ветер с дождем и снегами

Меж деревянных распорок играет...

На большом Любекском мосту,

Я мерзну, руки опустив в карманы...

n073_bx_03_hf_riga_historical_bridges.jpgЛедоход уносит фермы Любекского моста. Фотография Я. Риекстса.

Единственный разводной мост Риги

К осени 1917 года были уничтожены все рижские переправы через Даугаву: железнодорожный мост взорван, а металлические части Понтонного моста еще раньше были эвакуированы в Россию. Саперы немецкой армии решили возвести новую переправу, дабы обеспечить снабжение фронта. Мост возвели на железных и деревянных сваях, закрепив их камнями.

Для возведения выбрали место бывшего Понтонного моста — от улицы Грециниеку на правом берегу Даугавы до улицы Шонеру на Кливерсале. Переправу возвели всего за два месяца — сентябрь и октябрь (по другим сведениям за семь месяцев) и назвали в честь немецкого города-побратима Риги — Любека.

Со стороны Старого города въезд на мост украшали красивые ворота, со стороны левого берега въезд был попроще. Над въездом располагалась табличка с названием моста и памятные надписи на немецком.

Длина моста была 540 метров. Ширина проезжей части — 10,5 метра. В средней части мост был разводным, чтобы пропускать корабли. Разводные элементы моста были закреплены цепями. Во всей многовековой истории Риги это был единственный разводной мост.

Мост возводили в спешке — и допустили несколько ошибок, которые впоследствии сыграли роковую роль в судьбе моста. Из-за нехватки времени не были произведены необходимые гидротехнические исследования, и поэтому ледорубы (деревянные конструкции, обитые железом, располагавшиеся перед опорами моста) расположили под неправильным углом. Но какое-то время судьба была благосклонна к мосту — его не разрушили ни ледоход, ни отступавшие в конце 1918 года немцы, ни отступившая затем Красная армия Петра Стучки...

В мирное время у Любекского моста было кольцо всех пардаугавских трамваев. С 1919 года Рижская дума взимала плату за проезд по мосту — ежедневно таким образом собиралось до 400 рублей. Позднее плату отменили. Мост был не очень надежен, и во время ледохода движение пешеходов и машин по мосту запрещалось.

Роковой апрель

Роковым для Любекского моста оказался апрель 1924 года. Весной того года между Икшкиле и Марьюшкой (сегодня Дарзини) образовался большой ледяной затор. Даугава в этом месте была мелкой, и лед просто цеплялся за многочисленные пороги. 5 апреля саперы латвийской армии заложили четыре мины и взорвали затор. Это ускорило движение льда, и вскоре на Ригу стал двигаться огромный водяной поток, за которым следовали большие куски льда. Движение льда началось практически по всей ширине Даугавы.

Волна застигла четыре буксира — «Молния», «Цезарь», «Тримпус» и «Пиколс», которые кололи лед, между Любекским и Железнодорожным мостами. Три пароходика успели проскочить в разведенную часть Любекского моста и укрыться у берега, а вот «Молнию» волна пронесла прямо под Любекским мостом, снеся при этом трубу, каюту капитана и все надстройки.

Пароходик, считавшийся самым мощным буксиром Рижского порта, затонул в Агенскалнском заливе. Спастись удалось только рулевому Легздиньшу, который сумел зацепиться за перила моста и добежать до берега. Он был последним пешеходом Любекского моста, ведь вскоре вслед за «Молнией» в сторону моря поплыл и сам мост. Его ледорубы уже не могли противостоять натиску ледяной стихии — сказалось их неправильное расположение. Лед ломал их один за другим и словно черные гробы, как позже писала газета «Сегодня», уносил в сторону Рижского залива. Затем оторвался правобережный пролет моста и уплыл в сторону моря. На своем месте осталась лишь левобережная часть моста. Ее спасла завеса Заячьего острова — ледоход вдоль левого берега был не столь сильным. Всего ледоход смыл семь ферм Любекского моста протяженностью около 320 метров, которые уплыли в Рижский залив. Одна из ферм затем была обнаружена аж у острова Рухну...

n073_a264927_riga_historical_bridges.jpg

Конечно же, на следующий день все газеты сообщили о катастрофе. Жаль, что фотографии тогда в газеты еще не помещали. Зато по счастливому стечению обстоятельств рядом с местом событий оказался фотограф Янис Риекстс. Он-то и оставил нам изображения уплывающего в историю Любекского моста.

Восстановление

Восстановление моста началось вскоре после катастрофы. Было принято решение не восстанавливать фермы, а заменить их понтонами, которые остались еще от старого Понтонного моста. Работы несколько затянулись и были закончены лишь к Янову дню 1924 года. Вот как это событие описывала газета «Сегодня» от 22 июня 1924 года: «Городские инженеры все-таки исполнили свое обещание: сделали рижанам к Иванову дню подарок, открыв вчера сообщение по Любекскому мосту. Терпеливая публика с 7 часов стояла у барьера, и в 11-м часу, с криком и шумом, бросилась по понтонам и по заново сделанному настилу старой части Любекского моста. Впереди, конечно, понеслись велосипедисты. Их было семеро. За ними толпа, человек в 200, в возрасте от 7 до 17 лет. А дальше — редкие ряды более солидной публики и один-единственный извозчик, на пролетке которого, украшенной зеленью, гордо восседали два весьма молодых человека... Именинниками чувствуют себя «творцы моста» инженеры И. М. Кочугов и М. Д. Кривошапкин. Овациями чествуют их рабочие. И есть за что — произведя хозяйственным путем большую часть работ, город сэкономил более миллиона...»

К ноябрю мост был окончательно укреплен, движение по нему разрешили и автомобилям, но не тяжелее 3,5 тонны. В таком виде мост просуществовал до 1931 года, когда на его месте появился новый понтонный мост, сделанный в Лиепае...

Мост уплыл, его следы потерялись в истории, но недавно образ старого моста вновь был воссоздан. Для съемок фильма «Стражи Риги» недалеко от Тукумса был возведен киногородок с улицами и бутафорскими домиками. Среди построек городка есть и часть Любекского моста с аркой и пролетом, с решетчатыми фермами...