uzluga.ru
добавить свой файл

БЮЛЛЕТЕНЬ


ШКОЛЫ ТРУДОВОЙ

ДЕМОКРАТИИ


35

===============


Б. В. РАКИТСКИЙ, Г. Я. РАКИТСКАЯ,

М. Д. МАНДЕЛЬ


ПРОБЛЕМНЫЕ ДИСКУССИИ

В ШКОЛЕ ТРУДОВОЙ ДЕМОКРАТИИ


(избранное из программ семинаров

для рабочих и низовых профсоюзных активистов)


Часть первая


Москва 2011




Из Всеобщей декларации прав человека

(Декларация принята Генеральной

Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.)


«… необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона

в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать,

в качестве последнего средства,

к восстанию против тирании

и угнетения…»


Ответственный за выпуск
Г. Я. Ракитская



Бюллетень Школы трудовой демократии. № 35. Ракитский Б. В., Ракитская Г. Я., Мандель М. Д. Проблемные дискуссии в Школе трудовой демократии (избранное из программ семинаров для рабочих и низовых профсоюзных активистов). Часть первая. – М.: Школа трудовой демократии. 2011. – 51 стр.


Школа трудовой демократии


119361, Москва, ул. Озёрная, 25 ─ 287

Телефон: (495) 437-04-97

E-mail:

Сайт Школы: http://www.shkolatd.ru

Цель ШКОЛЫ ТРУДОВОЙ ДЕМОКРАТИИ (ШТД) - помочь рабочим и низовым (преимущественно неосвобожденным) профсоюзным активистам получить знания, необходимые трудящимся для деятельности по самоорганизации, для коллективного и солидарного отстаивания своих прав, свобод и интересов на производстве и в обществе. Установка Школы - содействовать развитию самостоятельности, единства и международной солидарности демократического рабочего движения. ШТД открыта для граждан России, Украины и Беларуси независимо от их профсоюзной или партийной принадлежности, проводит семинары в Москве и в других городах. Учебные семинары Школы для рабочих и низовых профсоюзных активистов бесплатные.

ШТД основана в 1994 г. С 1995 г. - некоммерческая организация при Институте перспектив и проблем страны Российской академии естественных наук (РАЕН), с 2003 г. - Некоммерческое партнерство «Школа трудовой демократии».

Руководство Школой осуществляют (на общественных началах): Ракитская Галина Яковлевна (Россия), доктор экономических наук, профессор; Мандель Марк Давид (Канада), доктор философии, профессор политологии и Ракитский Борис Васильевич (Россия), доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (научно-методологическое руководство Школой).

ШТД проводит семинары самостоятельно и совместно с профсоюзными и другими организациями, привлекает ученых, специалистов-практиков, в т.ч. зарубежных. Тематика занятий: социально-трудовые права и свободы, идеология и стратегия рабочего и профсоюзного движения, ситуация в стране, текущие задачи и способы действий организаций трудящихся. Формы занятийпроблемные дискуссии, лекции, деловые игры.

Школа публикует материалы к учебным семинарам в периодических изданиях: “Трудовая демократия”, “Бюллетень Школы трудовой демократии”, «Энциклопедия трудящегося и эксплуатируемого народа».

Чтобы договориться о проведении семинара ШТД и обговорить вопросы его организации, нужно связаться с РАКИТСКОЙ Галиной Яковлевной:

119361, Москва, ул. Озёрная, 25 287;

тел. (495)437-04-97

E-mail:

Сайт Школы трудовой демократии: http://www.shkolatd.ru





Шаг за шагом приходить к пониманию мощи и непобедимости абсолютного оружия трудящихся и эксплуатируемых – СОЛИДАРНОСТИ. Наш девиз –

Сплочённость, Настойчивость, Солидарность!


==============

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение ……………………………………………………... 7



Проблемные дискуссии из цикла семинаров:

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ

«Подходы к выработке требований

по нормализации уровня и порядка

формирования заработной платы

(коллективная экспертиза)» ...........................13


«Трудовая нагрузка, рабочее время:

интересы работников и интересы

работодателей» ….………………………………...17


«Справедливые условия и охрана труда:

современные принципы, нормы, проблемы» 20


«Социальная защита и самозащита труда» ….......26


Проблемные дискуссии из цикла семинаров:

ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРАТЕГИЯ И СПОСОБЫ

ДЕЙСТВИЙ ПРОФСОЮЗОВ

«Какие способы нашей организации

и методы нашей борьбы сегодня наиболее

эффективны?» ……..…….………………………..31


«Взаимоотношения работников

и работодателей, социальное партнерство

в России» ……………………………………………40


Проблемные дискуссии из цикла семинаров:

ПРОФСОЮЗЫ И ПОЛИТИКА. ТРУДЯЩИЕСЯ

И ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЕ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ КЛАСС

«Профсоюзы и политика» …...……………..………47


«Профсоюзы и собственная идеология

трудящихся классов. Профсоюзы

и политика» ………………………………….…..….54

Введение




Школа трудовой демократии за 17 лет своей работы (Школа учреждена в 1994 году) накопила методики и опыт «первичного» идеологического образования. Ценный опыт накоплен в проведении тематических циклов и отдельных учебных семинаров.

Обычно в центре каждого учебного семинара Школы трудовой демократии – проблемная дискуссия. Проблемы-вопросы (задания-вопросы) для обсуждения разрабатывают преподаватели Школы.


Характер проблем-вопросов таков, что, по сути, приближает размышления и обсуждения на семинаре к исследовательской работе.

В настоящий выпуск Бюллетеня мы поместили задания-вопросы нескольких проблемных дискуссий из числа проведенных Школой с середины 1990-х годов. Целесообразность, полезность семинаров в форме таких дискуссий была неоднократно подтверждена участниками семинаров.


Проводить проблемные дискуссии по вопросам и по методике, разработанным Школой трудовой демократии, могут не только преподаватели Школы. Это могут делать и другие профессиональные обществоведы (исследователи, преподаватели), стоящие на позициях трудящихся классов. При отсутствии возможности привлечь профессиональных обществоведов, подготовиться к проведению конкретных дискуссий и провести их в качестве ведущих могут и сами активисты рабочего и профсоюзного движения, тем более, если они были участниками соответствующих семинаров Школы.

О методике подготовки и проведения учебных

семинаров Школы трудовой демократии



При подготовке каждого семинара Школа предлагает соорганизатору семинара (чаще всего соорганизатор – первичная профсоюзная организация) проект Программы семинара и при его доработке учитывает замечания и пожелания соорганизатора.

Число участников семинара, наиболее подходящее для занятий по методикам ШТД, – от 15 до 30 человек.

Проблемная дискуссия, как уже сказано выше, является центром каждого семинара, составляет его основное содержание.

Комплекс проблем-вопросов для дискуссии охватывает все важные аспекты (стороны) темы. Вопросники составляются так, чтобы участники семинара смогли не только обсудить идейно-теоретические основы стратегии и тактики рабочего и профсоюзного движения, подходы к решению тех или иных практических проблем, но и рассказать о реальном опыте самоорганизации и отстаивания прав и интересов работников.

Каждый семинар проходит по-своему. Состав конкретных актуальных проблем, которые обсуждаются в лекциях и дискуссиях, меняется, даже если названия семинаров, лекций и дискуссий повторяются.