uzluga.ru | PICASSO SCORPION RAIL - 75 - первое знакомство, взгляд снаружи и изнутри 06.02.2011 22:13 БОДРЫЙ ЛИНЬ 4 КОММЕНТАРИИ ![]() ![]() С давних пор, после нескольких поездок на Черное море, после многочисленных охот на нашем, башкирском озере Кандрыкуль, славящемся своей прозрачностью, исподволь созревала у меня мысль приобрести в свой оружейный арсенал еще одно ружье - арбалет длиной 75 см. Почему именно такой длины? Да потому, что арбалет меньшей длины, нестандартных 65 см, у меня уже имелся, а арбалетом длины 90 и более трудновато было бы мне "ворочать" в условиях озерных охот... Тем более, что уже установилось некое общественное мнение, что для "пресняка" чаще всего подходит длина арбалета 60 см, а минимальная длина "морского" арбалета равна 75 см. Но все это, как понимаете, весьма условно и относительно, для разных видов охот и разной прозрачности... Итак, определившись с длиной я прикинул и остальные желательные параметры будущей своей "семьдесятпятки". Это - оголовье открытого типа, кольцевая тяга, наличие направляющей на стволе. Ну. и, конечно, приемлемая цена.. :) Пролистывая каталоги с подводным снаряжением в поисках искомого, я обратил свое внимание на арбалет от более чем известной фирмы Picasso модели Scorpion Rail. Эта модель пришла на смену арбалету Spider Rail той же фирмы. Картинки в каталогах выглядели весьма заманчиво: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() На старницах интернатсайтов ознакомился с техническими данными этого арбалета. Там, в частности, на сайте Андреаса Берга spearfishing.de было сказано следующее.. "..Арбалет Picasso Scorpion Rail - это ружьё для подводной охоты с латексными тягами. В комплекте с ружьём идут монолинь и амортизатор. Технические характеристики: Баррель (ствол) O 28 мм. По всей длине баррели имеется направляющая для гарпуна. "Голова" открытого типа. Имеется возможность для установки второй, дополнительной, кольцевой тяги. Предохранитель отсутствует. Боковой линесбрасыватель. Гарпун - таитянский, из нержавеющей стали Sandvik, диам. 6,5 мм. Зацеп - шарнирный. Тяж - кольцевой, Picasso диам. 17,5 мм. На ружье имеется крепление для катушек фирмы Picasso. Рукоятка обрезинена. В комплекте с ружьём также идёт запасная обрезиненная накладка на рукоятку, амортизатор с вертлюгом и карабином, монолинь с зажимами..." Для модели Scorpion 75 длина ствола составляет, соответственно, 75 см, общая длина равна 120 см, длина гарпуна 115 см, а длина кольцевой тяги - 42 см. Решив заказать ружье именно в этом интернетмагазине (не секрет, что главную роль тут сыграл ну о-очень гуманный ценник), я заодно заказал для арбалета и недорогую простую катушку этой же фирмы, Picasso Standart, вот такую: ![]() После на удивление недолгого ожидания посылка пришла, ружье и катушка доехали ко мне в целости и сохранности.. :) В комплекте к арбалету прилагался пакетик с комплектующими. Вот они, и запасная накладка рукояти, и амортизатор, и линь с двумя обжимками, и даже запасная конусная втулочка на гарпун: ![]() Первым делом я оценил амортизатор. Сделан действительно качественно, большой коэффициент растяжения, в основе не просто капроновый шнур, а дайнема (!), причем очень высокого качества, типа дайнемы от Роб Аллен. Надежные вертлюг и карабинчик типа "булавка", которым удобно работать рукой в перчатке.. Все замечательно, амортизатор сделан, похоже. в расчете на действительно серъезную рыбу. Ну, а если исходить из среднестатистических ожидаемых моих "трофеев", то вполне можно обойтись амортизатором и поминиатюрнее. Так решил я и, отложив "родной" амортизатор, быстренько смостырил самодельный: ![]() Далее сравнил накладки на рукоять арбалета. Выполнены они из матириала типа резинопласта, такой точно не будет скользить в перчатках.. Крепятся капроновым (не стальным) штифтом. Длина накладок одинакова, да и форма весьма схожа, только та, что установливалась изначально, была несколько "полнее" той, что шла в комплекте. Поэтому я, учитывая весьма маленький размер своей ладони, сразу же без долгих раздумий поменял их местами: ![]() Затем, намотав на катушку для пробы несколько метров капронового линя, попробовал установить катушку на место. Для этого пришлось вначале снять острым ножом "облой" на кронштейне катушки. ![]() Несколько озадачило то, что катушка, после надевания ее кронштейна на ответную часть на ружье, крепится к ней не защелкой а... обыкновенными винтиком-саморезом. Несолидно как-то, подумалось мне.. :( ![]() В результате, после первой же установки катушки, на кронштейне ружья остается весьма несимпатичный след-отверстие: ![]() Но особо заморачиваться по этому поводу я не стал - не каждый-поди, день буду устанавливать и снимть ее, да и что бы я хотел от супербюджетной, самой простой катушки? ;) Далее, при осмотре оголовья, выявилось парочка "непоняток". На первый взглад, "голова" как "голова", ничего особенного. Но до момента написания этой статьи остается неясным для меня назначение выемок-пазов на ее нижней стороне, в месте установки тяг: ![]() Но шут бы с ними, пазами, а вот вторая "непонятка" меня озадачила сильнее. Дело в том, что на "открытомордных" оголовьях арбалетов часто, для удобства пользователей. предусматривается вохможность укладывания гарпунлиня на оголовье, для фиксации гарпуна, как с левой, так и с правой стороны. Для этого часто выступы-"рожки" на оголовьях выполняют симметрично, с обеих сторон. Так вот на оголовье арбалета Scorpion Rail "рожки" для укладывания линя выполнены непарно, верхний рожок с левой стороны, а нижний - с правой: ![]() ![]() В связи с этим несколько нелогичной для меня выглядит возможность установки линесброса данного ружья как справа (щтатный вариант), так и слева. Зачем такая возможность, если на оголовье гарпунлинь может укладываться только одним способом: вперед - с верха слева направо вниз - назад? Возможно, секрет этой несуразности в том, что на Скорпионе устанавливается головка от более ранней модели, у которой линесброс устанавливался только в одном положении? Не знаю.. Итак, идем дальше. После откручивания двух саморезов передняя часть (оголовье) и задняя, рукояточная часть отделяются от ствола-барреля. Отделяются с некоторым усилием, ибо посадка довольно плотная. Во всяком случае никаких люфтов я не заметил. И это хорошо. :) Внутри барреля обнаруживаются по обоим концам две заглушки: ![]() ![]() Простым методом "дутья-всасывания" :) убеждаюсь в том, что заглушки герметичны, баррель заглушен надежно. Значит, и проблем с переменной плавучестью ружья (как, увы бывает с некоторыми моделями) быть не должно. Это еще один плюс в "копилку" Скорпиона.. Переходим к рукояти. Со снятым задним упором (крепится стальным штифтом) она в сборе с триггерным спусковым механизмом выглядит так: ![]() Разбираем рукоять. Для этого, выбив еще один штифт в задней части, сверху-назад вынимаем спусковой механизм. Накладка рукояти, как я сказал выше, крепится на ней также штифтом. Втулка катушечным приливом и с "ушами", под которые заправляется линь при зарядке просто снимается вперед с рукояти. В результате имеем такой набор: ![]() Теперь немного подробнее о спусковом механизме. Как известно, на многих "продвинутых" моделях арбалетов спусковой механизм (он же триггер) выполняется полностью из нержавеющей стали. Это, безусловно, в лучшую сторону отражается на надежности, долговечности и прочности этого узла. Однако, и на цене это тоже отражается, увы.. Поэтому на многих массовых моделях арбалетов для изготовления триггера все еще используются и более бюджетные технологии: из стали выполняется только шептало, пружины и сборочные штифты, все остальное - пластмасса. Не исключением является и триггер Скорпиона. Ничего мудреного в устройстве триггера этого арбалета нет, но я, на всякий случай, решил ознакомить вас с его устройством на примере сборки спускового механизма (разобрать-то каждый сумеет! :) ). Итак, вот триггер в полностью разобранном виде (детали я постарался разместить напротив отверстий, в которых они фиксируются): ![]() Корпус (рамка) триггера, вид снизу. Видны места установки пружин, центральной (под шепталом) и задней возвратной спускового крючка: ![]() Корпус (рамка) триггера, вид спереди. Не очень хорошо, но все же видно, что верхний свод триггера, как и его боковые стенки, имеют достаточно большую толщину (а, соответственно, и прочность): ![]() Передняя сторона верхнего свода триггера имеет плавный (конусный) переход, для того, чтобы гарпун свободно, "вслепую", вставлялся в триггер, а затем, не утыкаясь, входил под более утолщенную заднюю часть свода. Итак, собираем триггер. Вначале фиксируем металлическим тонким штифтом пружину шептала в гнезде. Если у вас обе пружины одинаковые по длине и жесткости (что и должно быть, по идее ;)), без разницы какую из них куда ставить. Но если кажется, что разница все же есть (мне - показалось), то лучше поставить более жесткую пружину именно сюда, под шептало. После установки штифта можно немножко подкрутить пружинку по часовой стрелке, чтобы она четче зафиксировалась-зажалась штифтом (впрочем, этот совет вполне факультативен). ![]() Затем устанавливаем вторую пружину нижним концом на выступ в задней части спускового крючка: ![]() Верхний конец пружины заводим на соответствующий выступ в задней верхней части рамки, вводим крючок в рамку: ![]() Затем фиксируем спусковой крючок металлическим штифтом: ![]() Уставливаем в рамку эксцентриковый пластиковый кронштейн, взводящий линесброс: ![]() Фиксируем его капроновым штифтом: ![]() Вставляем сначала в паз спускового крючка заостренную часть шептала, затем, аккуратно удерживая, вводим все шептало в корпус триггера: ![]() ![]() Фиксируем шептало в корпусе металлическим штифтом, проверяем работу шептала (вставляя гарпун в триггер): ![]() ![]() Сборка триггера на этом закончена. Замечу, что моему вьедливому взгляду :) не понравилось то обстоятельство, что шептало уж чересчур свободно пепемещается по горизонтали на своей оси, ибо ширина внутреннего паза рамки значительно превышает толщину шептала. Непорядок, решил я, снова разобрал триггер и установил при сборке с обоих сторон шептала наскоро изготовленные капроновые шайбочки: ![]() Впрочем, этот "апгрейд" триггера носит также вполне факультативный, необязательный характер. Просто не люблю, когда в механизмах детали болтаются "как на корове седло".. ;) ... И все бы хорошо, ну, поделился опытом разборки-сборки, выложил несколько фото - и вот отчет первых впечатлений о новом арбалете готов. Однако, пришло время расскать об, увы, неприятном.. :( После сборки передней части арбалета, при внимательном осмотре я обнаружил одно весьма досадное, на мой взгляд, обстоятельство. Желоб под гарпун в оголовье вовсе не являлся (как полагается) продолжением желоба гарпунной направляющей. Напротив, он, желоб, располагался под вполне конкретно различимым даже невооруженным взглядом углом! Смотрите сами. Вот щель между оголовьем и гарпуном, если прижать гарпун к направляющей: ![]() А вот обратная процедура - прижимаем гарпун к желобу в оголовье и видим нехилый угол между гарпуном и направляющей: ![]() К чему приводит данный дефект? А к тому, что при укладке гарпунлиня гарпун с той или иной степенью (в зависимости отнатяжения линя) прижимается к передней части оголовья. В результате этого гарпун изгибается в своей передней части, прогибается вниз. Причем, из-за относитьельно высокого сопротивления водной среды, выпрямление гарпуна даже в момент выстрела (когда прижим его линем к оголовью исчезает) не может произойти мгновенно. Фактически в динамике идет процесс выстрела искривленным, с изгибом вниз, гарпуном. Понятно, что о высокой точности выстрела в данном случае, скорее всего, говорить не придется.. :( Кстати, проблема прогиба гарпуна вниз при натяжении фисирующего его линя не так уж и редка для некоторых моделей арбалетов, выполненных по схеме открытого оголовья. В грамотно сконструированных оголовьях даже применяют специальные "носики", выступающие передние их части, на которые опирается гарпун. Крючки-выступы для зацепа гарпунов в таких грамотных оголовьях стараются расположить позади крайней точки опоры гарпуна, чтобы полностью исключить влияние натяжения уложенного линя на изгиб гарпуна.. Теории - это хорошо, но как же мне исправить этот досадный дефект? Тем более, что простой переточкой желоба тут дело не поправишь - задняя часть желоба находится не выше уровня желоба направляющей ствола, а на ее уровне... И все же мне удалось решить эту проблему! Правда, довольно "колхозным" способом. Я попросnу вырезал из куска широкой термоусадочной трубки прокладку подходящей, по моим понятиям, формы и вставил ее между баррелем и нижней частью внутреннего отверстия оголовья: ![]() Крепящий оголовье саморез вошел в свое место не без труда, но, как ни странно, такой метод помог: благодаря вставленной снизу прокладке оголовье чуть приподнялось в передней части и зазор между ним и гарпуном в передней части практически исчез! :) Впрочем, удовлетворение от исправления этого дефекта было сильно смазано тем обстоятельством, что на подобную же "пенку", только в еще больших масштабах, я наткнулся и при осмотре задней части арбалета. Странно выполнили направляющую конструкторы из Picasso! Странно, если больше не сказать.. Нет, с самой направляющей, интегрированной в ствол все в полном порядке - она безупречно ровна. Но в целом... Судите сами, если уложить гарпун в направляющую ствола и сдвигать его назад, к триггеру, то вначале хвостовик гарпуна упрется в "ступеньку" на съемной втулке рукояти, затем в ступеньку на самом корпусе рукояти. Но это еще полбеды, несколько движений круглым надфилем - и проблема, казалось, снята: ![]() Но не тут-то было! При дальнейшем движении назад, вплоть до момента защелкивания, хвостовая часть гарпуна еще больше поднимается вверх! В результате, после постановки на боевой взвод гарпун в своей задней части приподнят над желобом направляющей, минимум на 2 мм выше его края: ![]() И тут уже, скорее всего, речь идет не просто о неточностях изготовления детали, как в первом случае. Налицо явный конструкторский просчет! Чего хорошего можно ждать от направляющей, если гарпун своей задней частью висит над ней? Ну, допустим, при натяжении тяг этот зазор, из-за осевого смещения вектора кольцевых тяг, уменьшится, или даже совсем сойдет на нуль. Но все же фактор изиба гарпуна перед выстрелом исключить нельзя, и как он скажется на параметрах выстрела, его точности, остается только догадываться.. Самое неприятное, что конструктивно этот дефект трудноустраним, тем более, в домашних условиях. Ну, разве что наклеить в желоб направляющей какую-нибудь приподнимающую гарпун по всей длине "накладку"? Но это уже как-то некомильфо, согласитесь... Собственно, осталось рассказать немного. Мне пришлось сразу же убрать "про запас" идущий в комплекте гарпунлинь. Уж больно жестким он был! Не люблю чересчур жесткие монолини, не люблю и все. ;) Поэтому сразу же заменил его на зеленый мягонький монолинь 1.3 мм (леска от газонокосилки :) ). И даже этот эластичный линь, представьте себе, норовил постоянно выскочить из-под предназначенных для его заправки "ушек" на передней части рукояточно - спускового узла: ![]() Пришлось, наплевав в который раз на "гламурность вида", взять в руки круглый надфилек и проточить снизу ушка небольшой желобок. И линь сразу перестал выскакивать из-под ушка: ![]() Еще одна неприятная "мелочь" потребовала устранения: хвостовик-упор в задней части арбалета довольно ощутимо болтался-люфтил в своем посадочном месте. Прокладка, вырезанная из куска той же термоусадки, решила проблему. А надетый на заднюю часть хвостовика кусок и "осаженный" на огне кусок термоусадки диаметром поменьше, миллиметров 25, помог решить вопрос "нескользючести" этого капронового хвостовика-упора. Получилось вполне аккуратненько, как мне кажется: ![]() ![]() ![]() Ну, а "на закуску", изготовил я парочку альтернативных тяг. Одну, омеровскую, таким де диаметром, около 17.5 мм, но чуть короче "штатной" (к=3.5), а другую от Имерсион, диаметром 16 мм и еще короче, с коэффициентом растяжения около 4! На обеих тягах применил любезный сердцу моему дайнемовый зацеп. Ну, не нравятся мне эти железки на тягах с того случая, как получил металлическим зацепом по пальцам.. ;) Вот фото тяг, штатная лежит тоже, для сравнения. Постреляем, попробуем чья из них "возьмет".. ;) ![]() В общем, после всей этой возни, получил я изученный мной "под мелкоскопом", и абсолютно готовый к бою "карамультук". Вот его фото, а на заднем плане - проапгрейденная мной ранее "бушка" - "пятидесятка": ![]() Вот теперь можно и на море! :) Какие же я сделал лично для себя выводы из всего вышеизложенного? Ну, во-первых, в мире, увы, нет по-прежнему идеальных вещей! Это в щутку, а если серъезно, скажу, что арбалет Scorpion Rail, в основном, соответствовал моим ожиданиям. Если бы не досадные оплошности с взаиморасположением гарпуна и направляющей, все было бы вообще замечательно. Но и тут, скорее всего, не стоит, как говорил старшина Семенов, впадать в отчаяние.. Если речь идет не о целевой стрельбе по мишениям на звание чемпиона, то, учитывая реальную дальность стрельбы по реальной цели, погрешность в точности из-за этого фактора может быть вполне небольшой.. К тому же не надо забывать, что данная модель арбалета, хоть она и явно выше "супербюджетов-пляжников" по своему уровню, но и к топовым моделям вряд ли может быть причислена. Не тот, простите, класс. Так ведь и цена соответствующая.. ;) А во-вторых, я который раз убедился: кто ищет - тот всегда найдет. В том плане, кто ищет приложение для своих шаловливых рук, тот все равно, есть реальная обходимость илинет, найдет повод перебрать, и хоть в чем-то переделать (типа "поапгрейдить" ;) ) свой вполне самодостаточный (как тот же Скорпион) арбалет. :) Естественно, то, о чем я рассказал, носит в основном чисто умозрительный характер. Впереди самое интересное - испытания этого арбалета в условиях реальной охоты! И все-таки, несмотря на некую сумбурность изложения, надеюсь, эта статья поможет начинающим охотникам, потенциальным арбалетчикам, учесть некоторые нюансы на примере конкретной модели и сделать осознанный выбор при покупке своего подводного арбалета.. |