uzluga.ru
добавить свой файл
1
Урок№1

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».Чтение рассказа.

Цели:

Познакомить с рассказом Куприна « Барбос и Жулька».

Отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения,увеличить словарный запас.

Развивать память, внимание, мышление. эмоциональную сферу ребят,речь, расширять кругозор.

Воспитывать любовь к животным, обеспечение понимания авторского замысла и идеи произведения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

а) Выставка детских работ.

-Рассмотрите нашу галерею на доске. Здесь изображены разные моменты. Расскажите. ( Рассказы детей).

-О чем эта сказка?

-Что узнали?

3. Постановка цели урока.

Чтение стихотворения учителем.

На свете множество собак-

И на цепи и просто так:

 Собак служебных - пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

 И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок,

И ни на что уже не годных-

Бродячих псов всегда голодных


- Какие породы собак вам известны? ( Бультерьер, терьер, овчарка, пудель, дог и другие)

- В наше время насчитывается около 400 пород собак Нам удобнее разделить все породы на 3 большие группы: охотничьи, служебные и декоративные.

а) Рассказ ученика о пуделе.

Помните Артемона из сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино?». А с Арто из рассказа А. Куприна «Белый пудель» вы знакомы? А может быть вам встречались щенок Альберт ( правда потом выяснилось, что его зовут Бобби), которого нашел малыш из книги А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», кучер Медоро из сказки К. Коллоди «Приключение Пиноккио». Все они пудели – разного окраса и роста. Пудели – порода классическая, о них говорят это собаки на все случаи жизни. В семье Путина В. В. долгие годы жили белый той-пудель Тося и её сын Родео. Писатель Альфред Брем сказал: « По природе пудели во всем хороши, и если есть что-то плохое, то это от человека». Собаки первые одомашненные животные. Много тысяч лет назад человек заметил, как хорошо поддаются обучению волки. Он воспитал волка и приобрел друга – собаку.

б) Фразеологизмы.

С собаками не сыщешь. ( Трудно найти.)

Собака на сене. (О том, кто, имея что-то, не пользуется сам и не дает другим).

Как собаке пятая нога. (Совершенно не нужен.)

Как собак не резанных.(много)

Чушь собачья.(ерунда)

Какое твое собачье дело.(не твоё дело)

Как собака устал.(сильно устал)

Холод собачий.(сильный холод)

в) Пословицы.

Собаке собачья смерть. ( Жил недостойно, не заслужил достойного конца)

Собака лает, ветер носит. ( Не обращать на что-то внимании.)

Собака человеку – неизменный друг.

- Сегодня познакомимся с новым рассказом. Чтобы узнать, кто автор этого рассказа, надо вспомнить известные нам произведения.

а) В каком рассказе вы встретились с собакой по кличке Арто? (« Белый пудель»)

б) В каком рассказе вы познакомились с девочкой Надей и слоном Томми? («Слон»).

Рассказ, с которым познакомимся сегодня. ( «Барбос и Жулька» )

- Прочитайте хором, кто автор? (Дети по выделенным буквам читают фамилию Куприна).

4.Биография Куприна.

Куприн жил в 19 веке. Отец Иван Иванович, мелкий чиновник умер, когда мальчику был 1 год. Мать Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из древнего татарского рода. Осталась с 3 детьми без всяких средств к существованию. Переехали в Москву, поселились во вдовьем доме. В 6 лет отправила сына в сиротский пансион. Он один из первых поднялся на воздушном шаре, едва не погиб на самолете, носился в бурю по морю с рыбаками, спускался в скафандре водолаза на дно.

Работал корреспондентом, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком суфлером. Широкоплечий с узкими зоркими глазами на татарском лице Куприн менее всего походил на писателя. Он любил русскую природу, превосходно знал повадки животных. Он учит любить «младших братьев» - животных. Легко находит общий язык с ними. Я ни разу не видел, чтобы он прошел мимо пса по улице и не остановился, чтобы погладить его»,- вспоминал друг.

-Какие произведения этого автора вы знаете? («Слон», «Белый пудель»)

- Мы переходим к изучению новой темы. Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь? ( О собаке). Рассказ называется «Барбос и Жулька».

В словаре Ожегова собака:

1)домашнее животное;

2)злой грубый человек.

Барбос– большая дворовая собак.

Жулька – (жулик) – вор, мелкий мошенник.

5. Изучение нового материала.

1).Чтение рассказа хорошо читающими детьми.

-А вы слушайте и думайте, какие отношения были у Барбоса и Жульки? ( Они были друзьями).

6)  Физминутка..

7) Словарно-лексическая работа.

- В этом рассказе есть слова непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначат, какими словами их можно заменить.

Сталактит– имеющий форму сосульки, спускающийся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Флирт– любовная игра, кокетство.

Фестоны– выступы зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

Чиновники– государственные служащие.

Деликатный– вежливый, мягкий в обращении.

Полный карьерсамый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

Триумф– блестящий успех.

Подпалина– рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения.

Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (пернос.) – пользоваться плодами успехов.)

Репяхами – репейник.

Искони– издавна.

Приземистый- 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

8. Закрепление.

Работа над иллюстрацией.

-- Пока читали, вы увидели иллюстрацию. Какой эпизод изобразил художник?

-- Какие чувства испытывает в этот момент Барбос? Прочитайте, как об этом пишет автор.

--Каких героев вы считаете положительными, а каких отрицательными? Почему? ( Собака всех покусала, покусала свиней)

--Как можно выйти из такого положения в реальной жизни? Послушайте стихотворение.

Даниил Хармс

Страшный случай

Доедая с маслом булку

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: -Вот напасть,

Хочет он на нас напасть!

Чтоб в беду нам не попасть

Псу мы бросим булку в пасть.

Все окончилось прекрасно,

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою булку

--Какая пословица, поговорка, крылатая фраза могла бы лучше передать характер героев? (Записаны на доске)

 «Кто дрожит – тот лежит».

 «Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет».

 «Сам погибай, а товарища выручай».

8. Итог.

--Можно ли назвать поступок Жульки подвигом?

-- Знаете ли вы истории, когда собаки совершали настоящие подвиги?

--Какой фрагмент больше всего запомнился?

--Мы многое обсудили и каждый вынес для себя что-то важное. Вы интересно рассуждали. Спасибо за урок.

9. Домашнее задание. 

-- Прочитать текст ещё раз, составьте устный рассказ о своём домашнем питомце.

10. Оценивание.


Урок№2

А. И. Куприн «Барбос и Жулька»Анализ поступков героев.

Цели:

Отрабатывать навыки правильного и выразительного чтения,увеличить словарный запас.

Учить анализировать поступки героев,с целью выявления мотивов поступков.

Развивать память, внимание, мышление. эмоциональную сферу ребят,речь, расширять кругозор.

Воспитывать любовь к животным, обеспечение понимания авторского замысла и идеи произведения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Устный рассказ о своём домашнем питомце.

3.Постановка цели урока.

4.Работа над осознанным чтением.

--Понравился ли вам рассказ?

-- Какое впечатление он на вас произвел?

-- Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак? (Чтобы было понятно , какой у них был характер).

-- Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? Почему?

--О чем говорит её поступок?

-- Как вы думаете, почему собака умерла?

-- Как вы оцениваете поступок Барбоса?

--Как люди относились к животным? Кто лучше всех понимал собак?

--Что, по-вашему, является, кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия)?

--Что вас рассмешило? Что показалось грустным?

--Какому герою ты больше всего сопереживал? Почему?

--В чем главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

-- Как думаете, как сложится судьба героя?

-- Назовите героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим произведением. (Л.Н.Толстой «Лев и собачка».)

5.Выборочное чтение.

Описание вида Барбоса.

Описание Жульки.

- Кто из собачек вам больше всего нравится?  Кто из них смелее?

 Работаем над композицией рассказа.

Композиция рассказа состоит из ВСТУПЛЕНИЕ ЗАВЯЗКА КУЛЬМИНАЦИЯ РАЗВЯЗКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Я предлагаю вам карточку-план. Но в этом плане нет порядка. Работая над композицией, вы мне поможете его навести.

У вас есть карточка №1 прочитайте задание.Начнём со вступления.

 Карточка

 Появление бешеной собаки.

 Прощание собак.

 Описание Барбоса.

Описание Жульки.

 Дружба собак.

Смерть Жульки.

Характер собак.

Подвиг Жульки.

Болезнь Жульки.

-Выберите пункты плана, которые входят во вступление.

Вступление

1.Описание Барбоса

2.Описание Жульки.

3.Дружба собак.

Кто у нас главные герои рассказа?

 Прочитайте как выглядел Барбос (выборочное чтение)

С чем сравнивает автор шерсть Барбоса?

А его уши?

-Прочитайте как выглядела Жулька.

-Сравните описание внешности Жульки и Барбоса.

 А теперь послушайте вопрос, над которым надо подумать. Почему описание Жульки занимает 1 предложение. А описание Барбоса целый абзац? ( автор настраивает читателей на необычность Барбоса и заурядность Жульки)

-Эти две собаки отличаются только внешностью? (ответы детей)

-Предлагаю выбрать черты характера, относящиеся к Жульке.

 Работа по карточке

Вывод: Внешность и характеры различны. Что связывало таких разных собак? ДРУЖБА.

Почему Куприн вначале рассказывает о разной внешности собак, а затем снова большое внимание уделяет описанию разности характеров?

К какому выводу он нас подталкивает?

Переключаю внимание на план. Найдите пункты плана для завязки.

Завязка

Появление бешеной собаки 

Найдите эпизод завязки. (зачитывают)

Кто однажды ворвался во двор?

 И как вёл себя?

 Рассказ о бешенстве.(справка)

Теперь вы знаете, чем опасно это заболевание.

 Вот почему даже Барбос боялся бешеной собаки.

 Мы подошли к кульминации рассказа.

Кульминация (напряженный момент) - чтение этого момента Как?(буксиром)

 Вывод: маленькая Жулька совершила необычный поступок.

Развязка. Выберите пункты плана, соответствующие развязке.

Болезнь Жульки.

Прощание собак.

-Как автор описывает болезнь собаки? Чем болела? Бешенством? В чем это проявилось? Изменило ли поведение бешеной собаки Жульку? Кто хочет поспорить и найти предложения доказательства? В паре друг другу.

Чувствовал ли Барбос себя виноватым? В чем это проявлялось? Найдите и перескажите своими словами.

Заканчивая работу над композицией найдём заключение.

 Заключение

Смерть Жульки.

 Прочитаем последний абзац. Что же произошло? Как все узнали о смерти Жульки? Что у нас получилось? (план) Где можем использовать? ( при подготовке пересказа)

Вывод: смелость собаки не зависит от её внешнего вида. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой.

--Наверное, каждый из вас желает иметь такого друга в доме. Но не все понимают какую ответственность будет нести семья, взявшая в дом собаку. Собака требует ежедневной заботы и ухода.

8. Итог.

--Можно ли назвать поступок Жульки подвигом?

-- Знаете ли вы истории, когда собаки совершали настоящие подвиги?

--Какой фрагмент больше всего запомнился?

--Мы многое обсудили и каждый вынес для себя что-то важное. Вы интересно рассуждали. Спасибо за урок.

9. Домашнее задание. 

-- Прочитать текст ещё раз.Вопросы учебника стр.91

10. Оценивание.