uzluga.ru
добавить свой файл
1

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси:

«Мы должны быть едино с иудеями...»

(Послание группе представителей иудейской общины США, переданное американскому раввину А. Шнайдеру  в ноябре 1991 г.)


Дорогие братья,  Шалом  вам во имя Бога любви и мира,  Бога отцов наших,  Который явил Себя угоднику Своему Моисею в  Купине Неопалимой и сказал:  "Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (Исх.3,6).

Он Сущий (Ягве) – Бог и Отец всех,  а мы все братья, ибо мы все дети Ветхого Завета Его на Синае,  который в  Новом  Завете, как мы,  христиане, верим, обновлен Христом, как и Синайский Завет (Исх. 24,8) Кровию Нового Завета.  Эти два  Завета  являются двумя ступенями одной и той же "богочеловеческой религии", двумя моментами одного и того же "богочеловеческого процесса".  В этом процессе становления Завета Бога с человеком Израиль  стал  избранным народом Божиим; которому были вверены законы и пророки.

Очень хорошо это выразил выдающийся иерарх и богослов Русской Православной Церкви архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в проповеди, произнесенной в Одессе (1884). Главной  мыслью этой проповеди было теснейшее родство между ветхозаветной и новозаветной религией. Единение иудейства с христианством  должно  мыслиться  не  на почве индифферентизма или каких-либо отвлеченных общечеловеческих гуманистических принципов, а  на реальной почве духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов.  Мы должны быть едино с  иудеями, не  отказываясь от христианства,  не вопреки христианству,  а во имя и в силу христианства,  а иудеи должны быть едино с нами  не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще "не вполне христиане", а они (иудеи) потому отделяются от нас, что они "не вполне иудеи". Ибо полнота христианства обнимает собою и иудейство,  а полнота  иудейства есть христианство.

(Православное  Обозрение, 1884, май-июнь).

В основе выступления архиепископа Никанора лежала идея взаимопонимания и диалога между Православной Церковью и еврейством.

Эти стремления  к сближению и диалогу не были одиноки в нашей Церкви.

Еще в 1861 г.  епископ Нижне-Новгородский  Хрисанф  (Ретивцев)  призывал Церковь содействовать прекращению враждебности и установлению отношений диалога и сближения с евреями (Труды  Киевской Духовной Академии, 1861, сентябрь, с.1-2).

В духе диалога и сближения обращался к евреям и архиепископ Николай (Зиоров). "Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон – это наш закон, ваши пророки – это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан,  как и евреев.  Мы желаем жить  с вами  в мире и согласии,  чтобы никаких недоразумений,  вражды и ненависти не было между нами" (Варшавские беседы и речи, т.3, СПб., 1911).

Исходя из  таких  вероучительных  и богословских убеждений, иерархи, духовенство и богословы нашей Церкви решительно и открыто осуждали всякие проявления антисемитизма, вражду и погромы в отношении евреев. Во время знаменитого  суда  над  Бейлисом,  эксперты  нашей Церкви (проф. Киевской Духовной Академии прот. Александр Глаголев и проф. Петербургской Духовной Академии Иван Троицкий) твердо защищали Бейлиса и решительно высказывались против обвинений евреев в ритуальных убийствах.  Очень много сделал для защиты евреев от антисемитских нападений со стороны крайних радикально-правых организаций Митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский).

Отдельно надо  сказать  об  участии  в защите евреев против всякого рода антисемитизма со стороны многих наших  богословов и выдающихся религиозных мыслителей,  как,  например, Владимир Соловьев, Николай Александрович Бердяев, о. Сергий Булгаков. Соловьев считал защиту евреев с христианской точки зрения одной из важнейших задач своей жизни. Для него еврейский вопрос совсем не есть вопрос о том,  хороши или плохи евреи, а есть вопрос о том, хороши или плохи мы, христиане.

Много сделали  для христианско-еврейского диалога и сближения наши знаменитые православные религиозные мыслители и философы,  евреи  по  происхождению,  С. Л. Франк и Л. Шестов.  Однако не только лишь наши знаменитые иерархи и  богословы  участвовали  в этом благородном деле. Многие священники на местах активно защищали и спасали евреев от погромов. Во время Второй мировой войны и  нацистской оккупации духовенство и верующие нашей Церкви спасали и укрывали евреев, рискуя своей жизнью. Классические примеры  этого –  мать  Мария  (Скобцова),  свящ. Димитрий  Клепинин, свящ. Алексий Глаголев и многие другие, о подвигах которых следует  всем нам знать и написать об их жертвенном служении спасению их еврейских братьев и сестер.  К сожалению,  проявления антисемитских  настроений и выступлений в настоящее трудное для нашего общества время кризиса,  распада и роста национального обособления  и  этнического  шовинизма имеют место в нашей жизни и имеют питательную социально-политическую  среду  для  своего  роста  и распространения среди крайних экстремистов радикально правых шовинистических групп. Задача Русской Церкви – помочь нашему народу преодолеть это и победить зло обособления, этнической вражды и узкоэгоистического национал-шовинизма.  В этом трудном для нас деле мы надеемся на понимание и помощь наших еврейских братьев и сестер, ради построения совместными усилиями нового общества демократического,  свободного, открытого и справедливого для всех, кто живет у нас,  такого общества, из которого никто не желал бы больше уезжать, и где евреи жили бы уверенно, спокойно, в атмосфере дружбы, творческого сотрудничества и братства  всех  детей Авраама, детей единого Бога-Отца, Бога Авраама, Исаака и Иакова, Бога отцов ваших и наших.

С радостью  должен засвидетельствовать здесь,  что диалог и сближение с Русской Православной Церковью всегда находили  положительный  отзвук и поддержку со стороны общественных и духовных руководителей еврейских общин в нашей стране, представителей как евреев-ашкенази, так и евреев-сефардов. Из наиболее известных можно упомянуть Ицхака Бер Левинсона в первой половине XIX в.,  который не только был отцом движения Гаскала – движения высокой духовности среди евреев России, но был и инициатором  с еврейской стороны диалога между евреями и Русской Церковью.

С инициативой  такого  диалога  он обратился к архимандриту Христофору,  ректору Кременецкой Духовной Семинарии  на  Волыни, где они оба жили и работали. Книга Левинсона (1834 г.) о диалоге с православными "Довольно крови" была переведена на русский язык и  нашла  широкое  распространение. Она  была настолько популярна среди православных, что наши реакционеры осудили ее, как опасную для  православного духовенства (Пережитое, СПб.,1911, с.16).

Следует назвать здесь в связи с еврейско-православным диалогом и имена раввина Шмуэля Александрова из Бобруйска – знаменитого еврейского каббалиста, находящегося под влиянием Владимира Соловьева и убитого немцами в 1941 году, раввина Лейб Иегуда дон Яхия из Чернигова (Украина) – он испытал на себе влияние Толстого, которого часто цитировал в своих проповедях.  Говоря об отношении евреев к нашей Церкви, следует вспомнить профессора Михаила Агурского из Иерусалима,  очень много сделавшего  для  нашего  сближения и бывшего знатоком истории евреев в России. Недавно он приехал из Израиля в Москву на  конгресс русской диаспоры  и  неожиданно умер.  Вечная ему память и да почиет его душа на лоне Авраама, Исаака и Иакова.

Вообще евреи в нашей стране хорошо и с уважением относились к  нашей Церкви и к ее духовенству.  Ведь не случайно защитником митрополита Петербургского Вениамина в 1922 г.  на суде по  делу так называемых "церковных ценностей" был еврей (Гурович),  который самозабвенно защищал Митрополита и говорил, что этим еврейство  возвращает долг Русской Церкви за защиту по делу Бейлиса на Киевском процессе, когда реакционные круги пытались подвести под обвинение все еврейство.

На иконостасе нашего русского храма в  Иерусалиме начертаны слова псалмопевца:  "Просите мира Иерусалиму" (Пс. 122). Это сейчас то,  что нам всем нужно,  и вашему, и нашему народу, а, значит,  и всем другим народам,  ибо как Бог наш един Отец всех людей,  так и мир (шалом) от Него един и неделим для всех чад Его.

Впервые опубликовано: Московские новости от 26.1.1992.

http://www.jcrelations.net/.3085.0.html?L=7