uzluga.ru
добавить свой файл
1
«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»


Л.Н.Толстой считал, что, работая над произведением, надо любить в нем "главную мысль", сводить к ней все прочие идеи. С.А. Толстая записала в дневнике его слова о том, что, создавая "Войну и мир", он "любил мысль народную", а в "Анне Карениной" - "мысль семейную". Действительно,

"мысль народная" - фундаментальная идея "Войны и мира" как историко-философского произведения. Но сам подход Толстого к истории-искусству включает напряженный интерес к семье, поэтому "Войну и мир" можно рассматривать и как семейную хронику.

В семье, в семейной жизни Толстой видел одну из главных сфер самореализации человека, требующую и таланта, и души, и творческих озарений. Семья для него - микрокосм человеческой общности, начало и основа социума. И важнейшей характеристикой героев "Войны и мира" становится их семейная жизнь.


СЕМЬИ КУРАГИНЫХ, РОСТОВЫХ, БОЛКОНСКИХ:


Три семейства, три дома, три "породы" людей составляют основу

"мысли семейной" романа: Ростовы, Болконские и Курагины.

1. КУРАГИНЫ:

Мир Курагиных - мир светской черни, извращенных взаимоотношений с окружающими и с близкими. В семье Курагиных – подчеркнутая холодность, расчет в отношениях с людьми, неумение любить, отсутствие душевных порывов, духовных исканий. Смесью низменных инстинктов и побуждений связаны друг с другом члены семейства Курагиных. Мать испытывает к дочери ревность и зависть; оба брата не скрывают физического влечения к сестре; отец искренне приветствует для детей браки по расчету, грязные интриги, скверные связи... Кажется, что разрастание этого гнезда грехов и пороков возможно остановить лишь физически - и все трое младших Курагиных остаются бездетными. Их семья открыто и активно противопоставлена автором миру Болконских , Ростовых.

2. РОСТОВЫ:

В семье Ростовых открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого. Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме четверых родных детей, воспитывается Соня. Главная фамильная черта Ростовых – душевный порыв, непосредственность, открытость, способность к состраданию, стремление "жить чувствами", патриотизм. Однако мы видим в ходе развития сюжета, к каким страшным последствиям может привести стремление «жить чувствами» и порывистость в поступках.



3. БОЛКОНСКИЕ:

В семье Болконских царит дух замкнутости, спартанской сдержанности;

там не принято напропалую откровенничать: лишь в решительные минуты жизни скупо и осторожно произносят Болконские слова любви, приоткрывают душу. В них стремление к абсолютной честности перед самими собой, безусловное уважение к нравственным заповедям человечества, доминирующее чувство долга, ответственности за каждый свой шаг и каждое помышление. Все члены семейства горды, имеют обостренное чувство собственного достоинства и глубокий патриотизм, духовное движение в поиске смысла жизни, прежде всего думают о душе, о чести, а потом уже о жизни и благополучии.


ТОЛСТОЙ О СЕМЬЕ:.

Мир женщины, по мнению Толстого, - семья. Именно женщина создает этот микрокосм человечества, и она отвечает за него перед людьми и перед Богом. Она растит детей, она всю жизнь творит тот Дом, который становится ее главным миром, надежным и спокойным тылом для мужа и истоком всего для младшего поколения. Она утверждает доминирующую в доме систему нравственных ценностей, она прядет нити, соединяющие всех членов ее семейства. Нелюбимые героини Толстого Дома создать не могут, они бездетны и лишены материнского инстинкта.


СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА РОМАНА:


зиждется на полюсах "мира" и "войны", на противостоянии "наполеоновской" и "антинаполеоновской" идей.

Эти два полюса представлены образами Кутузова ( светлый полюс романа) и Наполеона (темный полюс романа) . Герои, тяготеющие к Наполеону,

оказываются в духовном тупике, так как сам автор приверженец антинаполеоновской идеи, которая отражает мысль противоестественности войны. Герои романа находятся между этими двумя полюсами и делятся на два типа: «герои пути» и «герои вне пути».


«ГЕРОИ ПУТИ» - персонажи с глубокой диалектикой внутреннего развития, находящиеся в духовном поиске, движение.

«ГЕРОИ ВНЕ ПУТИ» - остановившиеся в своем духовном развитии.

Кутузов и Наполеон – «герои вне пути», причем Кутузов идеален, ему ни к чему не надо стремиться, его задача – жить на высшей точке своего развития. Наполеон – образ-предел духовной деградации, по авторскому замыслу. Платон Каратаев – «герой вне пути» так же, как и Кутузов.


«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»


Л.Н.Толстой считал, что, работая над произведением, надо любить в нем "главную мысль", сводить к ней все прочие идеи. С.А. Толстая записала в дневнике его слова о том, что, создавая "Войну и мир", он "любил мысль народную", а в "Анне Карениной" - "мысль семейную". Действительно,

"мысль народная" - фундаментальная идея "Войны и мира" как историко-философского произведения. Но сам подход Толстого к истории-искусству включает напряженный интерес к семье, поэтому "Войну и мир" можно рассматривать и как семейную хронику.

В семье, в семейной жизни Толстой видел одну из главных сфер самореализации человека, требующую и таланта, и души, и творческих озарений. Семья для него - микрокосм человеческой общности, начало и основа социума. И важнейшей характеристикой героев "Войны и мира" становится их семейная жизнь.


СЕМЬИ КУРАГИНЫХ, РОСТОВЫХ, БОЛКОНСКИХ:


Три семейства, три дома, три "породы" людей составляют основу

"мысли семейной" романа: Ростовы, Болконские и Курагины.

1. КУРАГИНЫ:

Мир Курагиных - мир светской черни, извращенных взаимоотношений с окружающими и с близкими. В семье Курагиных – подчеркнутая холодность, расчет в отношениях с людьми, неумение любить, отсутствие душевных порывов, духовных исканий. Смесью низменных инстинктов и побуждений связаны друг с другом члены семейства Курагиных. Мать испытывает к дочери ревность и зависть; оба брата не скрывают физического влечения к сестре; отец искренне приветствует для детей браки по расчету, грязные интриги, скверные связи... Кажется, что разрастание этого гнезда грехов и пороков возможно остановить лишь физически - и все трое младших Курагиных остаются бездетными. Их семья открыто и активно противопоставлена автором миру Болконских , Ростовых.

2. РОСТОВЫ:

В семье Ростовых открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого. Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого: в семье, кроме четверых родных детей, воспитывается Соня. Главная фамильная черта Ростовых – душевный порыв, непосредственность, открытость, способность к состраданию, стремление "жить чувствами", патриотизм. Однако мы видим в ходе развития сюжета, к каким страшным последствиям может привести стремление «жить чувствами» и порывистость в поступках.



3. БОЛКОНСКИЕ:

В семье Болконских царит дух замкнутости, спартанской сдержанности;

там не принято напропалую откровенничать: лишь в решительные минуты жизни скупо и осторожно произносят Болконские слова любви, приоткрывают душу. В них стремление к абсолютной честности перед самими собой, безусловное уважение к нравственным заповедям человечества, доминирующее чувство долга, ответственности за каждый свой шаг и каждое помышление. Все члены семейства горды, имеют обостренное чувство собственного достоинства и глубокий патриотизм, духовное движение в поиске смысла жизни, прежде всего думают о душе, о чести, а потом уже о жизни и благополучии.


ТОЛСТОЙ О СЕМЬЕ:.

Мир женщины, по мнению Толстого, - семья. Именно женщина создает этот микрокосм человечества, и она отвечает за него перед людьми и перед Богом. Она растит детей, она всю жизнь творит тот Дом, который становится ее главным миром, надежным и спокойным тылом для мужа и истоком всего для младшего поколения. Она утверждает доминирующую в доме систему нравственных ценностей, она прядет нити, соединяющие всех членов ее семейства. Нелюбимые героини Толстого Дома создать не могут, они бездетны и лишены материнского инстинкта.


СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА РОМАНА:


зиждется на полюсах "мира" и "войны", на противостоянии "наполеоновской" и "антинаполеоновской" идей.

Эти два полюса представлены образами Кутузова ( светлый полюс романа) и Наполеона (темный полюс романа) . Герои, тяготеющие к Наполеону,

оказываются в духовном тупике, так как сам автор приверженец антинаполеоновской идеи, которая отражает мысль противоестественности войны. Герои романа находятся между этими двумя полюсами и делятся на два типа: «герои пути» и «герои вне пути».


«ГЕРОИ ПУТИ» - персонажи с глубокой диалектикой внутреннего развития, находящиеся в духовном поиске, движение.

«ГЕРОИ ВНЕ ПУТИ» - остановившиеся в своем духовном развитии.

Кутузов и Наполеон – «герои вне пути», причем Кутузов идеален, ему ни к чему не надо стремиться, его задача – жить на высшей точке своего развития. Наполеон – образ-предел духовной деградации, по авторскому замыслу. Платон Каратаев – «герой вне пути» так же, как и Кутузов.