uzluga.ru
добавить свой файл
1


Зыбенкова Надежда Викторовна,

учитель русского языка и литературы l квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Хиславичская средняя общеобразовательная школа»


Урок литературы по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» 6 класс

Тема: «Человек в окружающем мире».


Цели урока:

показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;

сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;

раскрыть метафоричность и символику языка произведения;

пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;

воспитывать в детях чувство красоты, доброты;

раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Оборудование:

портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, рисунки учащихся, презентация, плакаты:

“Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”

К.Г.Паустовский

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”

К.Г.Паустовский

Эпиграф:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

Ход урока.

Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

М. Пришвин

I. Организационный момент. (Слайд 1)

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

III. Слово учителя. Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим разговор о писателе, который ярко выделяется среди писателей советской эпохи. Это Михаил Михайлович Пришвин. Паустовский говорил: ''Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Пришвина’’.

Заветы и тайны природы передает читателю Пришвин в своих произведениях. Мы с вами прочли ''Кладовую солнца''. Давайте посмотрим, какие мысли о природе хотел передать нам писатель? (Слайд 2 и 3)


4. Проверка домашнего задания.

1. Литературный диктант.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)

2. Где и когда происходят действия? (В селе, в районе города Переславль-Залесского, во время Великой Отечественной войны)

3. Кто такой Антипыч? (Лесник)

4. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)

5. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)

6. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)

7. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)

8. Имена главных героев. (Настя, Митраша)

9. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)

10. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)

11. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

  • С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды).

  • Найдите в тексте портрет Насти (стр.36) (Слайд 4).

  • Прочитайте портрет Митраши (стр.36) (Слайд 5).

  • Как автор относится к детям?

  • Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему). (Слайд 6)

  • Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость).

  • Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.

«Они были очень милые…»

«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»

«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»

«И какие это были умненькие детишки!»

«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей. (стр.37)

«Точно так же, как и покойная мать…»

«Митраша выучился у отца…»

«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»

«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

-А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»

«- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»

-Почему автор не описывает игры детей? Как диалог Насти и Митраши помогает понять характеры брата и сестры? (стр.38)

- Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна» (стр.41) (Слайд 7)

- Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.

- Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение). (Слайд 8)

- Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?

(Деревья зарычали, завыли, застонали).

- И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:

(Трава белоус показывала направление обхода елани)

- Как же дети ведут себя в лесу?

« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»

« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».

«Неподвижные сидели на камне».

- Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них. (стр.43)

- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?

- Почему Митраша становится пленником болота? (Слайд 9)

- Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча(стр.51).

«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»

- Что не договаривал лесник?

« Не знавши броду не лезьте в воду» (Слайд 10).

-  Как понимаете эти слова?

- Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?

(Предупреждение Насти и трава белоус).

- Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.(стр.63)

«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»

- Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде. (стр.53) (Слайд 11)

- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?

(Её охватывает жадность) (Слайд 12)

- Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.

«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.

- Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй) (стр.56)

-  Что же Насте представилось?

будто это она там, на пне…

- Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную ягоду).

Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека. (Слайд 13)

- Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону).

- Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка). (стр.65)

- Как же вели себя соседи, когда услышали рёв голодной скотины? (стр.66)

- Чему удивились все?

- Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? (Героем).

- Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте. (стр.67,последний абзац)

IV. Вывод.

- Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь). (Слайд 14)

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?

2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.

3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».

(Слайд 15)