uzluga.ru
добавить свой файл
«ТворчествоСальвадора Дали, как эксперимент европейской традиции».


А.О. Степанова

Научный руководитель Н.В. Путилова, к. п. н Доцент .

Вологодский государственный технический университет




Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жерона, в семье зажиточного нотариуса. Имел сестру и старшего брата (12 октября 1901 — 1 августа 1903), который умер от менингита. Позднее в возрасте 5 лет, на его могиле, родители сказали Сальвадору, что он реинкарнация своего старшего брата.

Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был футболист ФК «Барселона» ХосепСамитьер. В 1916 году, с семьей РамонаПишо, отправился на каникулы в город Кадакес, где познакомился с современным искусством [2] .В 1922 году переезжает в «Резиденцию» и поступает в Академию Сан-Фернандо. В это время он знакомится с Луисом Буньюэлем, Федерико Гарси́а Лоркой, Педро Гáрфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

Работы Дали́ демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. Художник примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали́ на одном из холстов : «иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома [2] . Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний. Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания по поводу памяти матери.

В 1934 г. Дали неофициально вступает в брак с Гало́й (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жерона). В том же году впервые посещает США [2] .

После прихода к власти каудильо Фрáнко в 1936 году Дали́ ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали́ не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я». Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды следует понимать сюрреалистически, то есть невсерьёз. Он жил сюрреалистически, его высказывания и работы имели более широкий и глубокий смысл, нежели интересы конкретных политических партий. Так, в 1933 году он пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей . Дали́ переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали́, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.[2]

Дали один из самых известных представителей сюрреализма.По мнению М.Д. Аксеновой сюрреализм есть не течение в искусстве, а тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и стиль жизни.

Картины автора, вошедшие в золотой фонд сюрреализма, написаны в 1930-х гг. Превосходный рисовальщик и живописец, Дали создавал похожие на кошмарные видения образы, которые сам называл "рискованными снимками сновидений". Некоторые наиболее часто повторяющиеся образы, например часы, под лучами солнца теряющие форму, стали своего рода фирменным знаком Дали. Побывав в 1937 г. в Италии, обратился к более традиционной манере. В 1940 г. Дали уезжает в США, где ведёт жизнь затворника, а 1955 г. возвращается в Испанию.

По мнению А.П. Горкина для сюрреализма как его исповедовал Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего другого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое.[3] .

Дали обошелся дерзко, скандально, колко, провокационно, или непочтительно со всеми идеями,принципами, понятиями, ценностями, явлениями, людьми, с которыми он имел дело. Это относится к основным политическим силам XX века, к собственной семье художника, к правилам приличий, картинам художников прошлого. Здесь дело не в его личности [2] .Художник взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи превратились, действительно, в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину, любой принцип, если этот принцип опирается на основы разума, порядка, веры, добродетели, логики, гармонии, идеальной красоты - всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности.

Даже друзья-сюрреалисты приняли выходки Дали и стали его всерьез отрицать, опровергать. Но ведь лучше всех опровергал Дали сам Дали и делал это с азартом и выдумкой. В начале 30-х годов, когда в Испании возникли яростные споры о культурном наследии и отношении к нему, Дали демонстративно выступил с призывом полностью разрушить исторический городской центр Барселоны, изобилующий постройками средневековья и Возрождения. На этом месте предлагалось возвести суперсовременный "город будущего".

После смерти жены Дали́ переживает глубокую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби (вариации на тему «Пьета»). Болезнь Паркинсона также мешает Дали́ рисовать. Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей, как последние попытки самовыражения несчастного больного человека. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно. В 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами он был доставлен в больницу, но выжил. Дали́ скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарси́а Лорка. Тело художника замуровано в полу в музее Дали́ в г. Фигерас. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.

Можно выделить, что творчества Сальвадора Дали как и сама жизнь похоже на рискованный эксперимент с ценностями европейской традиции.


1 Аксёнова М. Д. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+; Часть 1, 1997. – 688с.

2 http://dali.urbannet.ru

3 Горкин А.П. Энциклопедия «Искусство». Часть 1, 2007. - 105 с.