uzluga.ru
добавить свой файл
1
Лебединцев В.Б., к.п.н.

Методический материал для проведения трёхдневного семинара с командами пилотных школ проекта введения новых стандартов начального общего образования


Тема «Проектирование деятельности образовательного учреждения по созданию условий для перехода на новые стандарты начального общего образования»


I. Программа семинара

«Проектирование деятельности образовательного учреждения по созданию условий для перехода на новые стандарты начального общего образования»

Задачи участников семинара:

– Выделить предмет изменений в образовательном пространстве ОУ;

– Определить основные необходимые действия команд пилотных школ по созданию условий для введения новых стандартов начального общего образования.


Время

Содержание работы

Методическое обеспечение

Преподаватель

Результат

1 день

Выделение предмета изменений в образовательном пространстве школы

9.30-10.00

Установочное сообщение о содержании и логике семинара, способе работы участников семинара.

Оргпроект семинара.

Презентация







10.00-12.30

Защита моделей образовательного пространства начальной школы







Экспертные листы о моделях образовательного пространства начальной школы (в соответствии с требованиями ФГОС и спецификой ОУ)

12.30-13.30

Обед







13.30-14.15

Работа в школьных командах: самоэкспертиза модели образовательного пространства начальной школы







14.15-14.30

Установочный доклад «Схема проекта деятельности. Этапы проектирования». Установка на работу в группах

Тексты ФГОС-2




Заполненная матрица предмета изменений в конкретном ОУ

14.30-16.00

Работа в школьных командах: выделение предмета изменений в образовательном пространстве учреждения

Матрица предмета изменений




16.00-16.15

Рефлексия дня

























2 день

Определение деятельности разных субъектов по созданию условий для введения новых стандартов начального общего образования

9.00-10.00

Общее заседание: доклады групп по теме «Предмет изменений в образовательном пространстве учреждения»







Заполненная матрица предмета изменений в конкретном ОУ

10.15-10.30

Установка на работу в группах










10.30-12.30

Работа в позиционных группах: формирование перечня возможных действий по созданию условий для введения ФГОС-2

Текст «Организация введения ФГОС-2»




Техническое задание по созданию условий для введения ФГОС-2 (включая ТЗ директору школы)

12.30-13.30

Обед







13.30-15.00

Общее заседание: доклады групп и их обсуждение







15.15-16.00

Работа в позиционных группах: обсуждение рисков и действий по их минимизации










16.00-16.15

Рефлексия дня










3 день

Программирование действий команды пилотной школы

9.00-10.00

Общее заседание: доклады групп по теме «Риски и действия по их минимизации»







Заполненная матрица предмета изменений в конкретном ОУ

10.00-10.15

Установка на работу в группах







Формат программы деятельности команды пилотной школы («крупными мазками»)

10.15-11.45

Работа в школьных командах: разработка фрагментов программы деятельности команды пилотной школы по созданию условий для введения нового стандарта начального общего образования







12.00-13.00

Общее заседание: доклады групп и их обсуждение







13.00-14.00

Обед







14.00-15.00

Продолжение общего заседания







15.00-15.45

Работа в школьных командах: корректировка программы деятельности команды пилотной школы







15.45-16.15

Подведение итогов работы семинара.

Формулирование межсессионного задания

Текст ФГОС-2







Задание для межсессионного периода: разработать программу деятельности команды пилотной школы по созданию условий для введения нового стандарта начального общего образования



II. Тезисы установочного доклада1

Мы не будем обсуждать вопросы, как красиво «упаковать» в фантик документ под названием «проект», как его выгодно подать руководству или грантодателю. Для нас важны методологические идеи, направляющие наше мышление для порождения проектных решений.

1. Существуют два принципиальных пути преобразования социальной действительности (в частности, в сфере образования): условно назовём их – «совершенствование» и «строительство будущего». Первый путь направлен на преодоление текущих проблем, встающих перед субъектом (учреждением…). При проектировании деятельности по строительству будущего исходим не из сиюминутных потребностей, а из желаемой, «стратегической» картины будущего.


2. Желаемую ситуацию можно задать по такой трёхплоскостной схеме. В одной плоскости мы видим структурные единицы, организованности, в другой – процессы, в третьей – субъектов деятельности (их морфологию, позиции и т.п.).


3. Структура проекта деятельности.

Проект связывает нынешнее состояние (S0) с «конечным» состоянием (S1): что сейчас есть, что я хочу получить и как собираюсь нынешнее состояние превратить в то будущее, которое я обозначил как цель.


Важным моментом является выделение в нынешнем состоянии того, что необходимо сохранить, перенести в будущее без изменения. (Обозначим это на схеме буквой А.) Значит, необходимо включить процессы, обеспечивающие сохранение этого.


В нынешнем состоянии важным является выделе­ние того, что в будущее желательно перенести в изменённом (модернизированном) виде. Следовательно, в проекте должны быть предусмотрены особые процессы, направленные на превращение (В) в (B1).


Далее важно в нынешнем состоянии выделить то, что не хотелось бы иметь в дальнейшем – С. Следовательно, должны быть еще процессы утилизации этих моментов.


И, конечно же, в будущем состоянии будет нечто совершенно новое, которого не было в нынешнем состоянии. (Обозначим его Д.) Значит, нужно иметь проектировать действия, обеспечивающие появление и закрепление нового.


4. При проектировании деятельности важно понимать риски, трудности, которые могут помешать реализации проектных ходов. Поэтому в проекте деятельности нужно закладывать действия по их минимизации.


5. Методология программной организации деятельности предполагает сопоставление цели с результатом не по завершению деятельности, а предполагает постоянное прослеживание в ходе реализации цели, реализуется цель или нет, и пересмотр проектных решений в тех случаях, когда цель не реализовывается.

В ходе реализации проекта деятельности появляется необходимость делать рефлексивные остановки для осознания его результатов и внесения коррекции в проектные представления.


III. Рекомендации по организации работы в группах

1-й такт. Установка на работу в группах:

  • Выделить предмет изменений в образовательном пространстве учреждения.

  • Указать, из каких требований ФГОС-2 это вытекает.

Выделяются 4 группы исходя из предмета изменений в образовательном пространстве школы (А, В→В1, С, Д).


Оформить результат работы 1-го такта можно предложить в виде следующей таблицы:

Субъекты


Направления
изменений


Учитель

Руководитель школы

Специалист дополнительного образования

Методист ММЦ, УО

1. Что сохранить?

 

 

 

 

2. Что перенести в изменённом виде?

 

 

 

 

3. От чего отказаться?

 

 

 

 

4. Что привнести нового?

 

 

 

 


Однако возможен и такой результат оформления результатов деятельности группы:


Предмет изменений


Объект изменений

Что сохранить?

Что перенести в изменённом виде?

От чего отказаться?

Что привнести нового?

Учебные занятия













Внеучебная работа













Управление образовательным процессом














2-й такт. Установка на работу в группах:

  • Сформировать перечень действий (разных субъектов команды пилотной школы), которые создадут условия для введения ФГОС-2 на 1-й ступени.

Оформить результат работы 2-го такта можно предложить в виде следующей таблицы:

Субъекты


Направления
изменений


Учитель

Руководитель школы

Специалист дополнительного образования

Методист ММЦ, УО




1. Непосредственные действия по созданию условий для введения ФГОС-2 на 1-й ступени

 

 

 

 




2. Риски и их минимизация

 

 

 

 




3. Рефлексивно-аналитические остановки

 

 

 

 




1 Тест составлен по работам Манука Ашотовича Мкртчяна, действительного члена Академии социальных и педагогических наук. См. www.kco-kras.ru/literatura/stat или http://www.pedlib.ru.