uzluga.ru
добавить свой файл
1
ГУО «Средняя школа №2 г.Сенно»


Урок химии в 7 классе

Тема урока:

«Оксиды – соединения элементов с кислородом».


ПОДГОТОВИЛА

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ХРАПОВИЦКАЯ С.А.


2011г.


Цель урока:

сформировать понятие «оксиды», правила их номенклатуры, закрепить знания о химических свойствах кислорода.

Задачи:

1. совершенствовать умения составлять формулы бинарных соединений по валентности, записывать уравнения реакций на примере химических свойств кислорода и способов его получения;

2. содействовать развитию практических умений работы с химическими веществами, а также таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, умозаключение;

3. воспитывать у учащихся бережное отношение к материалам и оборудованию, аккуратность, собранность; умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её.


Ход урока

Добрый день!

Я хочу поприветствовать всех присутствующих сегодня на уроке химии в 7 «Б» классе.

Сегодня обычный урок, может в не совсем обычной обстановке, но какой же урок без повторения и проверки домашнего задания, что мы сейчас и проведем.

Внимательно меня выслушайте и ответы дайте на следующие вопросы.

Слайд 2.



А история простая…

Джозеф Пристли как-то раз.

Окись ртути нагревая,

Обнаружил

Странный газ!

Газ без цвета,

Без названья.

Ярче в нем горит свеча

А не вреден для дыханья?

(Не узнаешь у врача).

Новый газ из колбы вышел!

Никому он не знаком:

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком.

Человек им тоже дышит!

Джозеф Пристли быстро пишет:

«Воздух делится на части…»

Эта мысль весьма нова…

Здесь у химика от счастья

И от воздуха отчасти

(От его важнейшей части !)

Закружилась голова…

Кошка греется на крыше

Солнца луч в окошко бьет.

Джозеф Пристли,

С ним две мыши,

Открывают…(кислород).

Вопрос. Что еще вы можете добавить о свойствах и получении кислорода?

Демонстрационный эксперимент.

Реактивы: химический стакан, Н2О2, МnО2.

Опишите и объясните увиденное вами явление.

Слайд 3.



Слайд 4.



Пора сформулировать тему урока, но прежде найдем ключевое слово, разгадав кроссворд.

Слайд 5.



Слайд 6.



Откройте учебник на стр. 103. Найдите и прочитайте определение, что называют оксидами.

Слайд 7.



Давайте назовем выписанные оксиды. Для этого в учебнике на стр.104 прочитайте, как даются названия оксидам.

Слайд 8.



Слайд 9.



Слайд 10.



А сейчас я предлагаю провести небольшой лабораторный опыт. Для его проведения у вас на столах имеется все необходимое. Рассмотрите предложенные вам образцы оксидов, и выполняя требования, к проведению химического эксперимента, проведите его. Полученные данные и результаты занесите в таблицу.

Слайд 11.



Проверяем правильность заполнения таблицы, делаем выводы.

Слайд 12.



Слайд 13.



Слайд 14.



Слайд 15.




Слайд 16.



Слайд 17. А вот формулу следующего оксида назовите мне сами, а чтобы было легче, я буду вам давать подсказки.

  1. это самый распространенный на земле оксид, даже организм человека на 65% состоит из этого вещества;

  2. оно может находиться в трех агрегатных состояниях: пар, жидкость, твердое вещество;

  3. при обычных условиях это бесцветная жидкость не имеет запаха и вкуса.



Слайд 18.

Из атомов мир создавала Природа;

Два атома легких взяла водорода,

Прибавила атом один кислорода,

И…получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды…

И кислород стал повсюду начинкой.

С кремнием он обернулся песчинкой.

В воздух попал кислород,

Как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле

Появились растения.

Жизнь появилась –

Дыханье, горение…

Первые птицы и первые звери,

Первые люди, что жили в пещере.

Огонь добывали с помощью трения,

Хотя и не знали причины горения.

Роль кислорода на нашей земле

Понял великий Лавуазье.

Вопрос: Какой вклад внес А.Лавуазье в изучение кислорода?

Однако жизнь его оборвалась трагически. Он бал казнен во время Французской буржуазной революции как сторонник конституционной монархии. После его смерти один ученый сказал: «Достаточно было мгновения, чтобы отсечь эту голову, но нужны сотни лет, пока родится вторая, подобная ей».

В 1772 году Лавуазье показал, что вес продуктов горения серы и фосфора больше, чем вес сгоревших веществ, и что объем воздуха, в котором горел фосфор, уменьшился на 1/5 часть. В 1774 году, обжигая олово в герметически запаянных сосудах, Лавуазье, как и Ломоносов в 17756 году нашел, что общий вес веществ, заключенных в сосуде, остается неизменным, кроме того, Лавуазье обнаружил, что с металлами соединяется только часть воздуха, оставшийся же воздух дыхание и горение не поддерживает.



Мир оксидов богат и разнообразен. Я предлагаю прикоснуться сейчас к наиболее типичным представителям. Рассмотрите коллекции и ответьте на вопрос в чем их сходство, и чем они отличаются друг от друга.

Слайд 19.



Слайд 20.



Слайд 21.




Слайд 22.



Слайд 23.



Слайд 24.



Слайд 25.



Слайд 26.




Вопросы для повторения изученного:

  1. какие вещества называют оксидами.

  2. Как правильно составить формулу оксида.

  3. Как правильно дать название оксиду.

Домашнее задание.

Рефлексия:

тему усвоил хорошо

не очень

нужно еще поработать.